У книжной полки. Святитель Николай Чудотворец. Русская икона: образы и символы

19 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Николай — едва ли не самый известный и почитаемый христианский святой. Он вошел в историю как великий чудотворец и защитник веры. Епископ Мир Ликийских помогал бедным, примирял враждующих, спасал от смерти невинно осужденных. Особенно любили святителя Николая Чудотворца на Руси. Заступничества у него просили и простые люди, и правители нашего государства. В его честь строили храмы и основывали монастыри. Не было дома, в котором бы не преклоняли колени перед иконой святого Николая. Об истории почитания святителя на Руси, о его иконографических изображениях рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Метропресс в серии «Русская икона: образы и символы» и называется – «Святитель Николай Чудотворец».

***  

Как известно, Священное Предание хранит множес­тво примеров самоотверженного служе­ния, бескорыстия, образцов праведной жизни и жертвенности. Однако немно­гие святые удостоились столь глубокого повсеместного почитания, такой искрен­ней любви, каких удостоился великий святитель Николай, Мир Ликийских Чу­дотворец. Его чтят не только христиане Православного Востока, католики и ре­форматоры Запада; рассказы о мудром и милостивом «печальнике» за род люд­ской из поколения в поколение переда­ют некоторые народы, исповедующие ислам и буддизм. Даже те, кто сохраняет приверженность языческим верованиям, видят в нём доброго и могущественного покровителя.

В различных христианских традициях есть чтимые и популярные праздники и особые дни памяти святого Николая — 19 декабря и 22 мая (день пере­несения мощей святого из Мир Ликий­ских в итальянский город Бари). Помимо этих праздников Православная Церковь вспоминает святителя каждый четверг и на богослужениях в другие дни недели. Облик Николая Чудотворца запечат­лен в бесчисленных произведениях ис­кусства, десятки литературных сочине­ний повествуют о его великих деяниях. Сотни храмов в разных странах возве­дены в память о великом Угоднике. Имя «Николай» (греч. «победитель народа») стало одним из самых распространен­ных в мире. Кем же был избранник народов при жизни, и что побудило увидеть в нём высо­чайший нравственный идеал, «зерцало всех добродетелей», то, что заметно выделило святителя среди сотен других ве­ликих христианских подвижников? Об этом вы узнаете из книги «Святитель Николай Чудотворец».

Эта книга познакомит вас с житием святого через его иконографию, которая также имеет свою историю и символику. Увлекательные статьи известных специалистов по древнерусскому искусству Оксаны Витальевны Губаревой и Нины Михайловны Турцовой расскажут о наиболее почитаемых на Руси иконах святителя и их роли в судьбе Отечества. Книга будет полезна всем, кто интересуется русской иконописью: и профессионалам, и любителям. Преподаватели и учащиеся смогут использовать эту книгу на уроках живописи, истории религии и основ православной культуры.

Как отмечают авторы книги, «в Древней Руси Николай Чудотворец был самым почитаемым святым, его об­раз не отделялся от идей спасения, пока­яния и воскресения человека. Несмотря на кажущуюся простоту и повторяемость его иконографии — поясное изображе­ние с закрытой книгой и благословляю­щей десницей, — каждый из дошедших до нас древних образов святителя писал­ся по индивидуальной символической программе, связанной с той или иной стороной его почитания. И для того, чтобы понять символический смысл од­ной иконы, важно знать не только сим­волику одежд и жестов, но и историю почитания святителя на Руси, место его изображений в духовной жизни средне­векового человека. Обо всем этом и рассказывают авторы книги.

В частности, на страницах издания они отмечают, что за шестнадцать столетий широкого почитания святителя Николая христиан­ский мир создал целый ряд самых разных его образов: поясных, в полный рост, тронных, оплечных, оглавных. На Руси иконы святителя писали так часто и так хорошо знали его облик, что в иконописных подлинниках (руководствах для работы иконописца) в описании некоторых святых указывали: «Власы и брада, аки Николина», «сед, аки Никола». Но откуда русичи знали, как выглядел милостивый заступник? Авторы объясняют эту загадку так: «Иконография христианского искус­ства всегда основана на исторических свидетельствах и стремится к достовер­ности и конкретности. Для воплощения каждого образа, каждого чина святых вы­работана своя художественная система, позволяющая безошибочно определять личность изображённого и его принад­лежность к определенной ступени духов­ной иерархии.

В соответствии с этой традицией иконы святителя Николая сохраняют как его «портретные» черты, так и знаки, присущие всему святительскому чину — то есть чину святых, прославлен­ных Церковью в сане епископа — это ха­рактер облачений, позы, жесты. Однако иконописная «достоверность» — особого рода. Икона — не портрет. Она яв­ляет нам не земной облик человека, а ду­ховно преображённый. Человеческий взгляд несовершенен, он искажает истину, за внешней формой не различает внутреннего смысла. А икона показывает именно внутреннюю красоту, образ Бо­жий в человеке.

В дошедших до нас из глу­бокой старины описаниях внешности Николая Чудотворца авторов менее все­го интересует красота и индивидуальные особенности его лица. Они стремятся показать внутренний свет, который излу­чал лик святого подвижника, его благо­датное воздействие на окружающих лю­дей.  «Дошедшее до нас древнее предание, - писал в 912 г. греческий историк Симеон Метафраст, - представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, — И ниже добав­ляет следующее: — Если кто его встречал, едва взглянув на святого, становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-ни­будь страданием или печалью, при одном взгля­де на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева...»

После выхода в мир труда Симеона Метафраста изографы по-разному пыта­лись изобразить свет лика великого пра­ведника: не только в виде традиционного нимба, но и в виде лучиков, исходящих от его головы. Последний приём, прав­да, не получил распространения в право­славной живописи, но стал популярным в католической. Кроме того, позы, жесты, облачения святителя на его иконах – всё это имеет историческую основу, а также отражает древнюю литур­гическую практику. Каким образом, и что они означают? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с иконографией святителя Николая вы найдете на страницах этой книги.

***

На древних иконах святитель Николай предстает пред молящимися не только благословляющим, но и проповедующим. Правой рукой святитель призывает нас к вниманию, а в левой держит Евангелие — символ Христова учения, которому он следует и наставляет следовать других. Подтверждением этому служит и взгляд святителя на иконах XI—XIV вв, где взор святого обра­щен не к молящемуся, а в сторону и чуть вверх, он как бы призывает прислушать­ся к Божьему гласу. Сам святитель Николай Чудотворец в совершенстве исполнил заповеди Господни, в особенности же евангельские заповеди о любви, и призывает нас к этому со своих святых икон. Об этом свидетельствуют и авторы этой книги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать