Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Николай — едва ли не самый известный и почитаемый христианский святой. Он вошел в историю как великий чудотворец и защитник веры. Епископ Мир Ликийских помогал бедным, примирял враждующих, спасал от смерти невинно осужденных. Особенно любили святителя Николая Чудотворца на Руси. Заступничества у него просили и простые люди, и правители нашего государства. В его честь строили храмы и основывали монастыри. Не было дома, в котором бы не преклоняли колени перед иконой святого Николая. Об истории почитания святителя на Руси, о его иконографических изображениях рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Метропресс в серии «Русская икона: образы и символы» и называется – «Святитель Николай Чудотворец».
***
Как известно, Священное Предание хранит множество примеров самоотверженного служения, бескорыстия, образцов праведной жизни и жертвенности. Однако немногие святые удостоились столь глубокого повсеместного почитания, такой искренней любви, каких удостоился великий святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец. Его чтят не только христиане Православного Востока, католики и реформаторы Запада; рассказы о мудром и милостивом «печальнике» за род людской из поколения в поколение передают некоторые народы, исповедующие ислам и буддизм. Даже те, кто сохраняет приверженность языческим верованиям, видят в нём доброго и могущественного покровителя.
В различных христианских традициях есть чтимые и популярные праздники и особые дни памяти святого Николая — 19 декабря и 22 мая (день перенесения мощей святого из Мир Ликийских в итальянский город Бари). Помимо этих праздников Православная Церковь вспоминает святителя каждый четверг и на богослужениях в другие дни недели. Облик Николая Чудотворца запечатлен в бесчисленных произведениях искусства, десятки литературных сочинений повествуют о его великих деяниях. Сотни храмов в разных странах возведены в память о великом Угоднике. Имя «Николай» (греч. «победитель народа») стало одним из самых распространенных в мире. Кем же был избранник народов при жизни, и что побудило увидеть в нём высочайший нравственный идеал, «зерцало всех добродетелей», то, что заметно выделило святителя среди сотен других великих христианских подвижников? Об этом вы узнаете из книги «Святитель Николай Чудотворец».
Эта книга познакомит вас с житием святого через его иконографию, которая также имеет свою историю и символику. Увлекательные статьи известных специалистов по древнерусскому искусству Оксаны Витальевны Губаревой и Нины Михайловны Турцовой расскажут о наиболее почитаемых на Руси иконах святителя и их роли в судьбе Отечества. Книга будет полезна всем, кто интересуется русской иконописью: и профессионалам, и любителям. Преподаватели и учащиеся смогут использовать эту книгу на уроках живописи, истории религии и основ православной культуры.
Как отмечают авторы книги, «в Древней Руси Николай Чудотворец был самым почитаемым святым, его образ не отделялся от идей спасения, покаяния и воскресения человека. Несмотря на кажущуюся простоту и повторяемость его иконографии — поясное изображение с закрытой книгой и благословляющей десницей, — каждый из дошедших до нас древних образов святителя писался по индивидуальной символической программе, связанной с той или иной стороной его почитания. И для того, чтобы понять символический смысл одной иконы, важно знать не только символику одежд и жестов, но и историю почитания святителя на Руси, место его изображений в духовной жизни средневекового человека. Обо всем этом и рассказывают авторы книги.
В частности, на страницах издания они отмечают, что за шестнадцать столетий широкого почитания святителя Николая христианский мир создал целый ряд самых разных его образов: поясных, в полный рост, тронных, оплечных, оглавных. На Руси иконы святителя писали так часто и так хорошо знали его облик, что в иконописных подлинниках (руководствах для работы иконописца) в описании некоторых святых указывали: «Власы и брада, аки Николина», «сед, аки Никола». Но откуда русичи знали, как выглядел милостивый заступник? Авторы объясняют эту загадку так: «Иконография христианского искусства всегда основана на исторических свидетельствах и стремится к достоверности и конкретности. Для воплощения каждого образа, каждого чина святых выработана своя художественная система, позволяющая безошибочно определять личность изображённого и его принадлежность к определенной ступени духовной иерархии.
В соответствии с этой традицией иконы святителя Николая сохраняют как его «портретные» черты, так и знаки, присущие всему святительскому чину — то есть чину святых, прославленных Церковью в сане епископа — это характер облачений, позы, жесты. Однако иконописная «достоверность» — особого рода. Икона — не портрет. Она являет нам не земной облик человека, а духовно преображённый. Человеческий взгляд несовершенен, он искажает истину, за внешней формой не различает внутреннего смысла. А икона показывает именно внутреннюю красоту, образ Божий в человеке.
В дошедших до нас из глубокой старины описаниях внешности Николая Чудотворца авторов менее всего интересует красота и индивидуальные особенности его лица. Они стремятся показать внутренний свет, который излучал лик святого подвижника, его благодатное воздействие на окружающих людей. «Дошедшее до нас древнее предание, - писал в 912 г. греческий историк Симеон Метафраст, - представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, — И ниже добавляет следующее: — Если кто его встречал, едва взглянув на святого, становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева...»
После выхода в мир труда Симеона Метафраста изографы по-разному пытались изобразить свет лика великого праведника: не только в виде традиционного нимба, но и в виде лучиков, исходящих от его головы. Последний приём, правда, не получил распространения в православной живописи, но стал популярным в католической. Кроме того, позы, жесты, облачения святителя на его иконах – всё это имеет историческую основу, а также отражает древнюю литургическую практику. Каким образом, и что они означают? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с иконографией святителя Николая вы найдете на страницах этой книги.
***
На древних иконах святитель Николай предстает пред молящимися не только благословляющим, но и проповедующим. Правой рукой святитель призывает нас к вниманию, а в левой держит Евангелие — символ Христова учения, которому он следует и наставляет следовать других. Подтверждением этому служит и взгляд святителя на иконах XI—XIV вв, где взор святого обращен не к молящемуся, а в сторону и чуть вверх, он как бы призывает прислушаться к Божьему гласу. Сам святитель Николай Чудотворец в совершенстве исполнил заповеди Господни, в особенности же евангельские заповеди о любви, и призывает нас к этому со своих святых икон. Об этом свидетельствуют и авторы этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!