Аудио |
|
Скачать .mp3 |
11 июня 1961 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших отошел ко Господу архиепископ Лука, в то время более известный миру, как Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, гениальный хирург, профессор, доктор медицинских наук. Да, он был замечательным врачом, но в самые страшные для Церкви годы большевистских гонений принял священство, а вскоре и епископский сан. Верный служитель Христов знал, на что шел. Он пережил множество арестов, пытки и ссылки, которые не ослабили его веры и горячей ревности по Богу. В конце жизни архипастырь ослеп, но не оставлял своей паствы и своих проповеднических трудов, помня слова Спасителя: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12,9). Поэтому, где бы он ни был, в каких бы немощах не пребывал, он всегда оставался носителем слова Божия. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию избранные проповеди святителя Луки (Войно-Ясенецкого), собранные на страницах книги – «Сила моя в немощи совершается». ***
Эта книга, выпущенная в свет издательством «Апостол веры», знакомит читателей с духовными беседами святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Они, по словам издателей, «написаны простым и каждому доступным языком и преисполнены любовью к ближнему и желанием помочь ему перенести скорби жизни земной и удостоиться Царствия Небесного». По словам Владимира Александровича Лисичкина, «историю жизни святителя Луки невозможно понять без осознания того, что он был послан Вседержителем как пастырь в мир человеческий в самый трудный период для Русской Православной Церкви. Массовые гонения и истребление верующих, расстрелы епископов, разрушение и разграбление церквей продолжались многие годы.
Эти события Валентин Феликсович воспринял как личную трагедию, и поэтому встал на защиту Матери-Церкви. Он принял предложение епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия, который сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником». И через неделю после посвящения во диакона, в праздник Сретения Господня 1921 года, был рукоположен во иерея. Это событие, случившееся в Ташкенте, - как свидетельствует Владимир Лисичкин, - было сродни разорвавшейся бомбе. Еще бы – в то время, когда вся страна ведет непримиримую войну с религией, «освобождая» советское население от всех и вся заповедей, грабя и уничтожая храмы и священнослужителей, - известный и заслуженный человек, главврач ташкентской больницы, блестящий хирург, автор ряда монографий, наконец, преподаватель медицинского факультета Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий принимает священнический сан!
Большая группа студентов, во главе с одним из профессоров, недоумевая и негодуя, пришли к нему прямо домой, чтобы образумить и удержать советского преподавателя от такого вопиющего и старорежимного шага. Ну, как было им все объяснить? «Что поняли бы они, если бы я сказал им, что при виде карнавалов, издевающихся над Господом нашим, Иисусом Христом, мое сердце громко кричало: не могу молчать!», - сокрушался потом святитель. В мае 1923 года ссыльный епископ Уфимский Андрей тайно постриг Валентина Феликсовича в монахи с именем Лука. В этом же месяце иеромонах Лука был рукоположен во епископа Ташкентского и Туркестанского». В июне 1923 года Владыка был арестован в первый раз. В тюрьме узник пребывал месяц, после чего его освободили, но взяли подписку, что он уедет из Ташкента в Москву. Спустя несколько дней по прибытии в столицу его снова арестовывают и держат в Бутырской тюрьме.
А далее следуют: «неправедный суд, высылка «в распоряжение ППГУ Сибири», Енисейск, затерянная во льдах Ангары Хая, ледяное дыхание Туруханска и поселка Плахина. Потом – освобождение и снова аресты, допросы "конвейером", избиения, издевательства, ссылки. Но святитель в те тяжелые годы думал не о себе, он хотел иметь возможность лечить больных, ибо привык всю жизнь трудиться «при полном напряжении сил». А еще он хотел всем людям нести свет истины Христовой. «Считаю, говорил он, своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе». Из жизнеописания Владыки известно, что большую часть своих проповедей он произнес в годы управления Крымской епархией, куда прибыл, уже, будучи архиепископом, в 1946 году. Застав там послевоенную разруху, закрытые храмы, отсутствие священников, много сил пришлось употребить, чтоб поднять вверенный ему удел. При этом не оставлял архипастырь и литературные труды, и медицинскую практику.
В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, руководить епархией и проповедовать. «Как хотел бы я, - говорил святитель, - чтобы все больше и больше наполнялись храмы наши, как хотел бы я слышать, что все больше и больше обращающихся ко Христу от проповеди моей!» И Господь исполнил желание угодника Своего. По сей день удивительные проповеди и богословские трактаты святителя Луки пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия. Более полутора тысяч из них сохранились в виде текстов и многие изданы в наше время. В эту книгу вошли проповеди, произнесенные святителем в 1945 году. Они посвящены Великому посту и Пасхе, двунадесятым и великим праздникам, дням памяти избранных святых и толкованию Еввангелия. Поучения святителя касаются самых разных случаев и проблем жизни христианина, вопросов спасения, правильного исповедания веры, в том числе в безрелигиозном окружении и многих других вопросов.
Давайте обратимся к проповедям и поучениям святителя, которые вошли в этот сборник и прочитаем одно из них. Подзаголовок этого поучения – «Как ощутить бессмертие». В день празднования памяти всех Святых в земле Российской просиявших архипастырь говорит с прихожанами о том, почему во все времена стремится православный люд на святые места, зачастую преодолевая многочисленные километры дорог. Что влечет их в далекие края, в святые монастыри, к святым мощам? Как говорит святитель Лука, их влечет «жажда правды, жажда бессмертия». По словам архипастыря, с древних времен «жаждущий света и правды Христовой простой сердцем русский народ длинными вереницами шел отовсюду за тысячи верст в великие монастыри и Лавры, немного побывать в святых пещерах, из темноты которых до сих пор сияет немеркнущий свет сердец множества праведников, всю жизнь свою нераздельно посвятивших Богу; чтобы приобщиться к этому свету, отдохнуть там, где стяжали вечный отдых преподобные отцы наши, святые и чудотворцы; чтобы хоть подышать дивным воздухом пещер, насыщенным воздыханиями святых и фимиамом молитв, возносимых ими в борьбе с бесами, искушавшими и гнавшими их оттуда.
Люди тянулись к бессмертию, ощутимому там совершенно явственно, ибо души святых предстоят Престолу Всевышнего. Их влекла жажда правды, им тяжко было жить в мире лжи, зла, ненависти и насилия. Их жизнь была тяжела и беспросветна. Они видели, что злые и нечестивые часто благоденствуют, а благочестивые, кроткие и смиренные несут тяжелый крест страданий. Но их души не могли примириться с такой невыносимой несправедливостью. Они всем сердцем верили, что там, у Престола Отца Небесного, живет высшая и вечная правда, что только там покой и святая любовь. Они всем сердцем тянулись к свету. Как все живое тянется к солнечному свету, так и их души, обремененные страданиями, тянулись к свету, искали правды. И в поисках этой правды, в поисках света они шли и три тысячи верст пешком.
Шли для того, чтоб ощутить бессмертие. И потому идут, и будут идти вереницы русского народа в лавры – Киево-Печерскую, Троицкую, Почаевскую, на Соловки, в Саров. Идут, чтобы приобщиться к свету сердцами своими, отдохнуть там, где покой вечный стяжали преподобные отцы наши, святые и чудотворцы, которые возлюбили Господа Иисуса Христа больше, чем отца или мать, взяли крест свой и, последовали за Христом. Чистые и благочестивые люди русские идут вереницами в святые места, чтобы почтить тех, кто за Христа переносил тяжкие, несказанные страдания; тех, которые испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11:36–38). Это те, кто прошел путь, указанный Господом Иисусом: тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную (Мф. 7:14); тот путь, о котором Он говорил: В мире скорбны будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир (Ин. 16:33)». Так говорил святитель Лука, в всех Святых в земле Российской просиявших, в сонме которых ныне пребывает он сам.
*** Святитель Лука явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные. Своим подвигом он показал, что такое «несение Креста Христова». Впоследствии он признавался: «Очень трудно идти путем крестным, путем страданий, но Господь укрепляет на этом пути всякого, кто не ропщет... Господь поддерживает его, точно за руку ведет — ведет по пути спасения». На исходе жизни Владыка, вспоминая пережитое, писал: «Тяжкое это было время, но вспоминаю о нем, как о светлой радости, как о великой милости Божией. Ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово». Так, с радостью нес святитель Лука бремя, возложенное на него Господом, всегда уповая на Него, и помня, что «сила Божия в немощи совершается». Об этом он напоминает нам и своими удивительными проповедями, которые в малой части своей представлены на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!