Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Он любил математику и физику, и был философом. Сын своей эпохи, вооруженный научными знаниями нового времени, он видел, как беспомощны эти знания пред вековой мудростью человечества, которое веровало в Бога и выстраивало свою жизнь в соответствии с этой верой. Будучи священником, он сделал несколько десятков изобретений, написал множество статей в области химии и электротехники. Когда уже не мог служить, читал в институте лекции о трансформаторах и градиентах, работал на заводе, в ссылке в Забайкалье – изучал мерзлоту, на Соловках – водоросли. Его называли Паскалем и русским Леонардо да Винчи за его многогранность, универсальность. «Кроме колоссального образования и начитанности», он, по словам философа В.В. Розанова, горел «энтузиазмом к истине» и порою казалось, «что он святой, – до того необыкновенен его дух, до того исключителен...». Всё это говорится о священнике Павле Флоренском, которому писатель Тимофей Веронин посвятил свою новую книгу. Она вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и называется – «Свидетель Вечности: Книга о священнике Павле Флоренском».
***
В основу этой книги положен очерк Тимофея Веронина, в котором описываются основные события жизни отца Павла Флоренского — от рождения до расстрела по ложному обвинению 8 декабря 1937 года. Особое внимание уделяется истории рода и творческому наследию священника. Широкий охват материала и доверительная интонация автора делают книгу одинаково интересной как для церковного, так и для светского читателя. В предисловии Тимофей Веронин пишет: «Книга эта — не научная биография и не исследование философии священника Павла Флоренского, хотя важнейшие вехи жизненного пути и стержневые идеи отца Павла в ней так или иначе изложены. Но главной моей задачей было показать, чем для меня как представителя поколения, пришедшего в Церковь на рубеже 80-90-х годов минувшего столетия, дорог и важен отец Павел Флоренский.
По своему направлению мой очерк ближе всего к книге Сергея Иосифовича Фуделя «Начало познания Церкви», в которой этот замечательный духовный писатель, исповедник, прошедший через десятки лет лагерей, тюрем и ссылок, делится своими воспоминаниями об отце Павле Флоренском и размышляет над страницами его книги «Столп и утверждение Истины». Конечно, я не могу иметь ни глубины духовного опыта христианского исповедничества Фуделя, ни живой теплоты отношения к своему герою, которого Сергей Иосифович знал лично. И все-таки в этой книге мне, - отмечает автор, - хотелось показать, что опыт отца Павла и его образ продолжают жить в сознании людей нашего поколения, что он по-прежнему важен для нас, как и для его современников».
«Человек уходит. Река времени заносит его следы на берегу жизни. Они наливаются водой, бледнеют и исчезают. И все же что-то остается от каждого, кто был вызван из небытия к этой жизни, и бывают такие люди, к следам которых все чаще хочется возвращаться. Память о них облагораживает и вдохновляет. Почему? Потому что они, идя своим путем по земным берегам, сердцем принадлежали Небу и вносили в наше житейское бывание дыхание Вечности и продолжали тот вечный сев, о котором говорил Федор Михайлович Достоевский устами своего героя старца Зосимы: «Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад Свой... но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным...» Если человек в течение своей жизни знал это прикосновение, если он стремился к нему и жил им, то и следы на песке не расплывутся под разливом реки, но просияют нетленным золотом, как золотоносный песок горной речки.
К таким людям, несомненно, относился отец Павел Флоренский. Вновь и вновь всматриваться в его жизненный путь, вчитываться в его трудные книги, по мнению автора, - это светлое и радостное дело, которое никогда не остается напрасным, ведь душа находит духовную пищу и слышит зов Вечности и через знакомство с его жизнью, и через его письменное слово». Тимофей Веронин вспоминает самое начало своего студенчества, в конце 1980-х годов, когда, он, воспитанный в советском атеизме, вместе со многими другими русскими людьми испытал сильнейшую духовную жажду и стал искать истину. Тогда, - рассказывает автор, - «меня почему-то очень влек к себе отец Павел Флоренский, хотя я почти ничего о нем не знал. Один приятель дал мне почитать только что вышедшее издание книги этого священника «Столп и утверждение Истины», и я взял ее с благоговением, полистал таинственные, словно бы древние страницы (издана она была репринтом и сохраняла подобранные автором гравюры, и дореволюционную орфографию). Я даже начал читать, но почти сразу отложил в сторону — она оказалась мне не по зубам.
Как отмечает автор, нужно было пройти еще многим годам, чтобы книги отца Павла Флоренского открылись ему в своей вдохновляющей золотоносности. «Столп...» остался стоять на полке как неосуществленная мечта об обретении истины, а поиск будущего писателя и преподавателя Свято-Тихоновского православного университета продолжался. И через несколько лет милость Божия привела его в Церковь. «И хотя, - признается автор, - я не читал в те годы трудов отца Павла Флоренского, но мне сейчас кажется, что его миндалевидные глаза смотрели на меня со страниц непрочитанной, но оставшейся в моей комнате книги и звали к Богу. Потом я не раз читал и перечитывал отца Павла, вглядывался в его личность, в его путь, и всякий раз душа моя замирала от какого-то сладкого, радостного чувства. Кажется, еще немного — и через его облик, через его слово откроется какая-то бесконечная, все освящающая перспектива».
Вкратце о жизни священника Павла Флоренского можно рассказать следующее. Родился он 9 января 1882 года в местечке Евлах на западе нынешнего Азербайджана. По отцу его родословная уходит в русское духовенство, мать же происходила из старинного и знатного армянского рода. По отцовской линии Павел унаследовал как духовные склонности (благодаря чему в его лице род вернулся к священству), так и научные. От материнского рода отец Павел наследовал яркое ощущение красоты Божиего творения, любовь к природе и миру растений. Разность вероисповеданий родителей, а также характерное для образованного общества конца 19 века преклонение перед человеческим разумом явились причиной того, что юноша не получил в семье даже самых простых навыков церковной жизни. Приход Павла Флоренского к вере в Бога совершился летом 1899 года под влиянием целого ряда Божиих призывов, о которых он подробно рассказал в своих «Воспоминаниях».
Первым порывом души после духовного переворота было желание уйти в народ, отчасти под влиянием чтения Льва Толстого. Но родители настояли на том, чтобы их сын продолжил образование. А так как Павел очень рано обнаружил исключительные математические способности, то по окончании гимназии в Тифлисе он поступил на математическое отделение Московского Университета. Здесь он познакомился с литературно-символическими кругами, подружился с поэтом Андреем Белым и другими представителями символизма, но почти сразу обнаружил глубокие личные и идейные расхождения с большинством из них. Флоренский искал опоры в духовной жизни и в марте 1904 года познакомился со старцем епископом Антонием (Флоренсовым), который жил тогда на покое в Донском монастыре. Павел с юношеским пылом просил его благословения на принятие монашества, но опытный старец посоветовал ему поступить в Московскую Духовную академию для продолжения духовного образования и испытания себя. И это вполне соответствовало устремлениям юноши.
Не смотря на то, что Павла считали одним из самых талантливых студентов с большим научным будущим, Флоренский поступает в духовный вуз. Именно в это время у него возникает замысел капитального сочинения, его будущей книги "Столп и утверждение истины", большую часть которой он завершает к концу обучения. Для отца Павла это был один из первых этапов богословского творчества, в котором он осмысливает, ради пользы других, пути своего прихода в Церковь. После окончания Академии в 1908 году Павел Флоренский становится в ней преподавателем философских дисциплин и мечтает о монашеской жизни. Но духовник не благословляет его на этот подвиг. И вскоре мудрость старца открывается Павлу: он встречает девушку, с которой не только соединил свою жизнь, но которая впоследствии оказала большое духовное влияние на него самого. В 1910 году Флоренский вступает в брак с Анной Михайловной Гиацинтовой, а через год - принимает священство. Эти события открывают новый, самый яркий и плодотворный богословско-философский этап его жизни и творчества». Обо всем этом более подробно говорится в книге «Свидетель Вечности». Для ее написания использован необъятный труд по изучению жизни и творческого наследия отца Павла, принадлежащий внуку священника - игумену Андронику (Трубачеву).
***
Говоря об отце Павле Флоренском, писатель Сергей Фудель утверждал: «...Вся сила его, в обаянии его духовной личности, помогающей и нам ощутить "ликующую тайну" Вечности». В этой небольшой книге автору хотелось хоть в малой степени донести эту «ликующую тайну», передать то прикосновение к мирам иным, которое одухотворяло жизнь и творчество отца Павла. Надеюсь также, - говорит Тимофей Веронин, - что труд мой хоть в малой степени будет содействовать тому, чтобы и следующие поколения прикоснулись к наследию отца Павла Флоренского и ощутили нетленную ценность многого из того, что связано с жизнью и творчеством этого мыслителя и священника-мученика.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!