Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В «Лавсаике» сказано: «Некий монах, именем Павел, потому звался наилучшим, что во всякое время его занятием была непрестанная молитва». Именно таким монахом, являющим собою предмет похвалы новейшей истории Святой Горы, был блаженный старец Иосиф Исихаст. В неблагоприятные времена он сумел возобновить традицию молитвы и безмолвия, веками жившую на Афоне. Его напряженное и неустанное подвижничество, его духовная жизнь и наставнический труд подготовили новое поколение делателей Иисусовой молитвы, влияние которого сказывается даже за пределами Греции. О жизни и аскетическом учении великого афонского старца повествует книга ватопедского монаха Иосифа, которая вышла в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она так и называется – «Старец Иосиф Исихаст».
***
В предисловии игумен святой обители Симонопетра, архимандрит Емилиан пишет: «Старец Иосиф, эта новоявленная звезда афонского небосвода, пользовался всеобщей любовью. Его святой образ соделался чистым зерцалом, так что всякий взиравший в него с чистым сердцем сам становился подобным старцу приверженцем трезвения. Многие из тех, кто последовал за блаженным старцем, доверились ему и благодаря этому смогли насладиться духовным млеком и медом. Немало молодых людей, уже познакомившихся в своей мирской жизни с богодухновенными аскетическими сочинениями, стекалось в удел Пресвятой Богородицы, и каждый из них сам становился деревцем этого райского сада. Вот и вышло, что его дети во Христе обрели многочисленных духовных чад, частью уже почивших, а частью ныне здравствующих, и создали новые монашеские общины, как на Святой Горе, так и за ее пределами, чтобы передать своим духовным потомкам эстафету монашеского жития.
Старец Иосиф взрастил добродетели подвижничества и деятельной молитвы. Немало благолюбивых старцев-подвижников существовало и существует благодаря ему. В какое бы время ни появлялись смиренные и благоговейные искатели молитвы, они всегда находили старца изобилующим этим святым плодом Духа. От них же радостно устремлялись ко Христу молодые побеги и, питаемые благодатью Господней, утучнялись благословениями и наставлениями старцев. По словам архимандрита Емилиана, жизнь блаженного отца Иосифа благодатна и притягательна. Старец был лишен светского образования. Не сыскав наставника духовной жизни, способного открыть ему глубины безмолвия, он, однако, был научен Самим Богом. Старец от природы обладал остротою ума и, как кажется, получал посвящение в таинства Царствия Небесного, будучи всецело направляем свыше.
Таким образом, старец Иосиф, подобно книжнику, выносил из сокровищницы своей новое и старое или, вернее, выражал старое по-новому. Он ни на йоту не уклонился от линии древних преподобных отцов, которую сохраняли и исихасты XIV века, и святой Никодим Святогорец, и обитатели калив, вплоть до анонимного безмолвника, автора сочинения «Трезвенное созерцание». Благодаря своему строжайшему аскетическому житию, превосходящему меру человеческих сил, старец Иосиф стал причастником Божественной жизни и, словно от избытка, «передал всем, кто приблизился к нему», собственное таинственное и совершенное сияние. Святой Исаак говорит: «Если в ком из людей поселится Дух, то такой не престает молиться, ибо Дух Сам молится постоянно». Ведь Господь не скупится, наделяя Своими дарами. Так вот старец Иосиф с помощью своего мужественного подвижничества и молитвенного делания искал и приобрел это дарование. Многому из усвоенного и испытанного им он обучил желающих, преподав им в письменной и устной форме хлеб животворящий, пищу нетленную, воду живую, сокровище радования.
Кроме того, преподобный отец оставил нам истинно православный образец строгого отношения к самому себе и беспредельной любви, великодушия и снисхождения к братиям во Христе. В своем глубоком смирении он прекрасно понимал и то, что все эти дарования являются не механическим результатом определенных аскетических подвигов, но даром «хотящего и милующего Бога». К тому же индивидуальные особенности каждого человека определяют и подобающие ему образ и меру подвижничества. Вот почему к концу своей относительно короткой жизни старец сделался еще снисходительнее к другим, сам же ни в малейшей степени не уклонялся от строжайшего подвижничества, хотя жестоко страдал от телесных немощей.
В наше время, - говорит отец Емилиан, - после многолюдного заселения Святой Горы, многие присоединились к Богоматернему прсдстательству и попечению. Тут можно назвать преподобного Силуана Афонского и многих других, в преподобии живших, чьи имена лучше знает Бог. В этой книге речь идет об одном из них — о старце Иосифе Исихасте, который, будучи уязвлен стремлением к Богу, оказал огромное влияние на современных святогорцев и мирян как лично, своею жизнью, подвигами и учением, так и через своих учеников и их воспитанников. Почитаемый ими как преподобный, он укрепляет их на трудном пути освящения во Христе. Вслед за этим надлежит выразить благодарность Иосифу монаху (автору этой книги), который, будучи старцем, вскормил и воспитал общину Ватопедского монастыря. Долгие годы, проведя вместе с блаженным старцем Иосифом Исихастом, он научился от него безмолвному монашескому житию и в свою очередь позаботился передать уже своим чадам наставления и духовный опыт наставника.
Отец Иосиф Ватопедский посвятил свой труд житию и учению старца и разъясняет в нем его сочинение «Десятигласная Духодвижимая труба», делая его тем самым «пригодным для пищи и пития». Предваряя свой труд, монах Иосиф в частности отмечает: «Нет ничего необычайного или удивительного в том, что кто-либо пишет повествование о жизни достойных восхищения людей, затрагивающее также их подвиги. Если бы только это делалось всегда, чтобы испорченному обществу, которое, к сожалению, волнуемо многими противоречиями, дать некую надежду на исправление и возвращение к равновесию!» «Прошло много столетий с того момента, когда новое Евангелие подарило людям благую весть и открыло им подлинный смысл жизни — истинный мир и радость, а путь человека к осуществлению этой благой вести продолжается до сих пор.
«Мне, - говорит монах Иосиф, - предстоит рассказать об одном из бесчисленных шедших по этому пути героев, рядом с которым мне, по человеколюбию Божию, довелось провести довольно продолжительное время. Я лично «видел, слышал и осязал» подлинную жизнь этого человека, так же как и его мысли, — в той мере, разумеется, в какой они были для меня постижимы. Основной отличительной чертой этого блаженного старца было исполнение всеобъемлющих заповедей. Ему присуща была, во-первых, любовь к Богу от всей души и всего сердца и любовь к ближнему, как к самому себе, а во-вторых — суровое подвижничество ради осуществления этой первой заповеди, продолжавшееся всю жизнь и прошедшее через разнообразные испытания. Мы, находившиеся подле старца, научились из его жизни и слов многим полезным вещам, которые он познал на собственном опыте. Младшие же из братии, пришедшие в общину на закате его жизни, требовали записать кое-что из этого опыта, указывая на то, что устное предание в скором времени будет забыто.
И вот, - говорит монах Иосиф, - настойчивость этих монахов и всех тех, кто знал нашего старца, побудила меня приступить к труду, несмотря на крайнюю ограниченность моих сил. Таким делом следовало бы заняться другим, более достойным людям. Однако это, должно быть, не так просто, поскольку старец придерживался особого образа жизни и свидетелей, видевших его своими глазами и слышавших его речи, не так много. Кроме того, не исключено, что в будущем о нем напишут иные ревнители, располагающие достаточным мастерством слова. Сейчас я и сам признаю, что описание личного опыта благочестивых и добродетельных людей способно принести большую пользу для укрепления и назидания младших поколений. С вниманием и ответственностью, без всякого фанатизма или нарочитости я описываю события из жизни приснопамятного старца, исходя из того, что видел и слышал сам, равно как и из свидетельств других людей, знавших его прежде меня».
***
Итак, эта книга рассказывает о жизни и аскетическом учении великого афонского старца Иосифа Исихаста, почившего в день Успения Пресвятой Богородицы. Как отмечают издатели, свидетельство жизни блаженной памяти старца обладает величайшей ценностью в наше время, ибо удостоверяет общность опыта святогорцев, познавших современную жизнь с ее стремительным бегом и поворотами, разных по происхождению и образованию, но соединенных одной и той же сердечной любовью и ревностью о Боге. Благодаря этому они соделались божественными глашатаями, воспевающими для нас таинства обожения смиренного человеческого естества во Христе. Книга, по словам издателей, будет полезна всем интересующимся практикой Иисусовой молитвы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!