У книжной полки. Созвездие предивное: жития новомучеников и исповедников Екатеринбургской митрополии

11 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

В Православной Церкви величайшим из подвигов всегда признавался подвиг мучеников. «Кровь мучеников есть семя христианства». – сказал в 3 веке церковный писатель Тертуллиан. А святитель Тихон Задонский в 18 столетии писал: «Хотя и вся христианская жизнь и благочестие не может быть без благодати и помощи Божией, - но терпение мучеников особенно показывает присутствующую с ними в страдании сверхъестественную невидимую силу». В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был прославлен Собор Екатеринбургских святых. Большинство из них — новомученики, пострадавшие в XX веке. Об этих святых рассказывает книга, которую мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга и называется – «Созвездие предивное: Жития новомучеников и исповедников Екатеринбургской митрополии».

***

В прошлом году мы праздновали юбилей – скорбный и радостный одновременно. В 1918 году на Уральской земле пострадали за Христа святые Царственные Страстотерпцы с их верными подданными, преподобномученица Елисавета и еще более сорока новомучеников, которые приносят о всех нас молитвы пред престолом Божиим. И сейчас они сияют, словно звезды, на церковном небосводе и освещают для нас истинный путь ко Христу. В юбилейный год Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла подготовил к изданию новую книгу «Созвездие предивное», которая будет состоять из двух частей. Пока издана первая часть, которая и представлена сегодня в нашей программе.

Как говорится на сайте монастыря, «Созвездие предивное» – это сборник избранных житий новомучеников и исповедников Екатеринбургской митрополии. Все жития значительно дополнены и исправлены, потому что в последние годы было найдено очень много новых сведений о новомучениках и подвижниках благочестия нашей митрополии. Новые документы, выдержки из проповедей и писем, воспоминания родственников и современников, редкие фотографии – при создании этой книги сделано всё, чтобы каждый новомученик предстал перед читателем словно живой, чтобы каждый из нас почувствовал, какие великие люди жили на нашей земле, какое духовное богатство скрывалось за внешне обыкновенными обстоятельствами их жизни!

А люди это и, правда, необыкновенные. То благородство, то величие, с которым они претерпели все испытания и мученическую смерть, напоминают жития древних мучеников. И перед взорами читателя проходит целая вереница таких удивительных житий. Первым пред нами предстает образ святого архипастыря, священномученика Аркадия (Ершова). Память его совершается 3 ноября. Имя епископа Кунгурского Аркадия в 20-е годы прошлого столетия было хорошо известно среди верующих Урала. К нему приезжали с просьбой принять их под свое духовное окормление настоятели православных храмов и представители церковных приходов разных районов Уральской области. А в ее состав в то время входили Екатеринбургская, Пермская, Челябинская и Тюменская губернии. 28 июля 1924 года одновременно с руководством Кунгурской епархией Патриарх Тихон поручил епископу Аркадию «временно управлять Екатеринбургской епархией», переименованной в Свердловскую. А с ноября 1931 года епископ Аркадий, стал официальным правящим архиереем Свердловской и Ирбитской епархии Русской Православной Церкви.

Однако в этом качестве ему суждено было пробыть всего две недели. Владыка был арестован и этапирован в Омск, где приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. После отбытия срока, в апреле 1935 года, он был возведен в сан архиепископа Свердловского и Ирбитского. Но епархией не руководил, проживал на покое, а фактически – под домашним арестом, в пригороде Перми. Уже в сентябре этого же года архиепископ Аркадий был снова арестован и этапирован в Сибирь на пятилетнее заключение. В 1937 году против Владыки Аркадия, находящегося в заключении, было начато новое дело. В невыносимых тюремных условиях архипастырь держался мужественно, являя собой пример высокого христианского смирения, стойкого перенесения скорбей, нескончаемой любви к Богу и людям, ради жизни и спасения которых он положил всю свою многострадальную, исполненную скорбей и болезней Богом данную жизнь. По окончании следствия было принято постановление – приговорить архиерея к высшей мере наказания – расстрелу. 3 ноября 1937 года приговор был приведен в исполнение.

Другой пример - священномученик Константин Меркушинский, самый молодой священномученик в Соборе Екатеринбургских святых. В сан иерея он был рукоположен 6 февраля 1917 года, а местом его служения стала Михаило-Архангельская церковь села Меркушино Верхотурского уезда. К моменту назначения ему был двадцать один год. После этого прошло менее чем полтора года, и вот он уже арестован большевиками по обвинению в организации «вооруженного восстания». Следствие продолжалось больше недели. Четыре человека, в числе которых находился и священник Константин Богоявленский, были приговорены к показательному расстрелу (т.е. перед всеми жителями села). Без малодушия и ропота встретил отец Константин страшную смерть, проявив мужество и твердость в исповедании Христа. Когда его вели на расстрел, он перед лицом смерти не просил о пощаде, не плакал, а пел – воспевал Бога до последней минуты своей жизни. А после расстрела, когда народ расходился по домам, у многих сельчан в сердце звучала последняя, самая важная проповедь молодого священника - молитва «Христос — моя сила!»

Еще одно житие – священномученика Феодора Распопова, пострадавшего на несколько дней раньше отца Константина. Он тоже был молод, ему было 27 лет. Когда его арестовали, отец Феодор был спокоен, даже утешал других. «Не печальтесь обо мне и не бойтесь, — говорил он близким своим, беспокоившимся за него, — дело скоро выяснится, и я вернусь к вам живой и невредимый». По словам очевидцев, отец Феодор до последней минуты не терял бодрости и спокойствия духа, рассеивая этим тревогу и волнение окружающих. Но уже через несколько дней его и других заключенных повели на расстрел. В него стреляли шесть раз, но пули попадали в наперсный крест. После каждого выстрела отец Феодор осенял себя крестным знамением и спокойно говорил: «Да будем живы!» Тогда палачи, богохульствуя и ругаясь, сорвали с мученика крест. Прицеливаясь, они кричали: «А ну, посмотрим теперь, спасет ли тебя твой Бог!» Вместо ответа отец Феодор благоговейно перекрестился – и упал, сраженный седьмым выстрелом. Когда через несколько дней его отпевали, лицо у него было спокойным и словно озаренным улыбкой.

А вот новомученик, пострадавший за Христа уже позже, в 1932 году – священномученик Сергий Увицкий. Блестяще образованный человек, благоговейный пастырь, красноречивый проповедник – его проповеди прихожане могли слушать, не отрываясь, более часа. Его не раз арестовывали, в заключении он терпел и лишения, и голод, и пытки. Но в лагерях для него самым тяжелым было другое – то, что он не мог совершать литургию. Его сын Николай вспоминал: «Он был священником, и ему очень хотелось хоть еще раз постоять у престола Господня». И хотя на земле его желание не исполнилось – он погиб от непосильных трудов и болезней на Беломорканале, но сейчас он непрестанно предстоит перед престолом Господним – в Царстве Небесном. А вместе с ним и преподобномученик Ардалион (Пономарев), умерший от истощения в стационаре лагерного пункта «Адак» в июле 1938 года.

Отец Ардалион был обычным для своего времени священником: преподавал Закон Божий, проповедовал, был миссионером. В годы гонений ему пришлось многое пережить, многое претерпеть, однако он в любой ситуации сохранял стойкость и мужество настоящего пастыря. И оказавшись в 1937 году в застенках НКВД, он не дал признательных показаний ни на себя, ни на других. Исповедничество отца Ардалиона - это плод духовного пути, по которому он следовал в течение всей своей жизни. Любовь к Богу и ближним, молитва, ревность к богоугождению, деятельное исполнение Евангельских заповедей всегда были главным для него, мученичество же явилось лишь венцом его святой жизни.

***

Говоря словами святителя Иоанна Шанхайского, земля наша освятилась кровью новомучеников, воздух освятился от восхождения их душ, небо над нами освятилось ликом пострадавших за святую веру и Церковь; воссияли они как светлая заря над Отечеством, омытым их кровью, в том числе, и над Уральской землей. Екатеринбургские новомученики – это ходатаи, молитвенники за нас, наши ближайшие помощники. Эти святые – самые близкие к нам по времени, месту и образу жизни, можно сказать, почти наши современники, подвизавшиеся и претерпевшие мученическую кончину в тех же городах, селах, где сейчас живем мы. И сейчас новомученики молятся за своих сродников, за прихожан храмов, в которых они служили, за тех, кто является продолжателями их земного служения, и за всех, кто изучает их жизнь, почитает их подвиг и возносит им свои молитвы. Им посвящается эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать