У книжной полки. Преподобный Иоанн Дамаскин. Сказание о жизни преподобных Варлаама и Иоасафа

17 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию одно из агиографических сочинений прп. Иоанна Дамаскина, которое раньше входило в разряд самых популярных в Древней Руси произведений переводной литературы. Книга рассказывает о том, как пустынник Варлаам приобщил царевича Иоасафа к христианской вере. В притчах преподобный Варлаам раскрывает основы христианства и простыми и понятными словами излагает суть церковного благовестия. В наше время это произведение вышло в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница под названием - «Сказание о жизни преподобных и богоносных отцов наших Варлаама и Иоасафа». Об этой книге – далее в нашей программе.

***

Как уже было сказано, автором этого сочинения является прп. Иоанн Дамаскин, великий писатель и замечательный поэт 8 века. Его многочисленные труды не просто известны, они буквально на слуху у всех православных христиан. Так, например, книга прп. Иоанна «Точное изложение Православной веры» является эталоном догматических сочинений и никогда не утратит своего значения.  Десятки его проповедей, как и многие другие произведения великого отца Церкви, отличаются необыкновенной богословской глубиной. Кроме того, именно святой Иоанн разделил церковные песнопения на 8 гласов и приложил немалые труды при составлении Октоиха. Им написана Пасхальная служба, каноны на многие двунадесятые и великие праздники Церкви, а также надгробные стихиры, под пение которых усопших христиан провожают в последний путь. И вот сегодня мы предлагаем вашему вниманию еще одно произведение прп. Иоанна.

Свое «Сказание о жизни преподобных и богоносных отцов наших Варлаама и Иоасафа» автор предваряет такими словами: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии», – говорит св. Апостол (Рим.8:14). Быть удостоенным Духа Святаго, сделаться сыном Божиим – есть высочайшая из целей каждого человека. Стяжавший Святаго Духа познает все, как говорит Священное Писание. Такого чрезвычайного блаженства и высочайшего из стремлений удостоились достигнуть святые от мира сего чрез подвижничество в добродетелях. Одни мученическою борьбою, которую они вели с грехом до последней капли крови, достигли совершенства. Другие, ведя аскетическую жизнь, вступили на этот трудный путь и добровольно сделались мучениками».

Подвиги и успехи тех и других, как отмечает прп. Иоанн, «Божественные Апостолы и блаженные Отцы велели христианскому обществу записывать как образец добродетели для следующих поколений, заповедав делать это для спасения нашего человеческого рода. Ибо путь к добродетели труден и тернист, в особенности для тех, которые, не очистив еще своей души пред Богом, будучи обуреваемы страстями, считают себя совершенными. Мы нуждаемся – говорит святой отец, - во многом, поощряющем к добродетели: частью в напоминаниях, частью в жизнеописаниях людей, заслуживающих в этом отношении доверия. Чтение таких жизнеописаний помогает нам переносить испытания и заставляет нас не пренебрегать приготовлением себя ко встрече с терниями этого пути».

Завершая свое вводное слово, автор говорит: «ни в каком случае не умолчу о душеполезном сообщении, которое мне передали богобоязненные люди о жителях внутренней Эфиопии, известных под именем Индусов, узнав это из верных источников». О чем же рассказывает далее прп. Иоанн. Вкратце изложенная им история такова. В Индии, которая некогда была просвещена христианской верой святым апостолом Фомой, правил идолопоклонник и гонитель христиан царь Авенир. Он был очень богат и красив собой, жил в роскоши и неге, «не зная никаких препятствий для исполнения своих желаний и капризов». Единственное, что огорчало его: у него не было детей. Но, Господь милостив и любит всех, даже, казалось бы, совсем закоренелых грешников.

И пришло время, когда родился у царя сын, как пишет автор, «дитя столь прекрасное, как будто это было дитя блеска и великолепия, окружающего его. Ибо говорили, что никогда еще в этой земле не появлялось столь прекрасного ребенка. Исполнившись большой радости по случаю рождения сына, Авенир назвал его Иоасафом». И устроил большой праздник, на который в числе других гостей пришли «мужи, числом до пятидесяти, изучившие халдейскую астрологию. Царь спрашивал каждого из них, какова будет судьба новорожденного его сына». И один из астрологов, самый лучший, предсказал, что царевич примет гонимую его отцом христианскую веру. Авенир, желая предотвратить предсказанное, поместил новорожденного сына в прекрасный дворец, нарочно выстроенный для этого в городе.

Воспитателями и служителями мальчика царь назначил молодых и самых красивых людей, наказав им скрывать от царевича все бедствия жизни: смерть, старость, болезнь, бедность и все другое, что могло бы нарушить его радостное настроение. И, напротив, раскрывать перед ним всякие удовольствия и наслаждения, чтобы его ум, увлекаясь ими, не мог рассуждать о будущем. Но более всего наказал, чтобы никто и никогда ни слова не говорил о жизни или учении и делах Иисуса Христа. Однако достигнув юношеского возраста, царевич стал выезжать за пределы дворца и увидел, что существуют страдания, болезни, старость и смерть. Это навело юношу на размышления о суетности и бессмысленности жизни, и «с тех пор он жил в постоянной скорби и в заботах; все мирские наслаждения и увеселения были в его глазах какою-то мерзостью».

И вот «когда царевич находился в таком положении, стремясь обрести благо для своей души, его, - по словам преподобного Иоанна, увидело Всевидящее Око, и не оставил его без внимания Желающий всем спасения и познания истины, по присущему Ему человеколюбию». И «показал ему путь, по которому следовало идти». В то время в далекой пустыне подвизался мудрый отшельник преподобный Варлаам. Божиим откровением он узнал о страждущем в поисках истины юноше. Выйдя из пустыни, под видом купца он отправился в Индию и, прибыв в город, где находился дворец царевича, объявил, что привез с собой драгоценный камень, обладающий чудодейственными свойствами исцелять болезни.

Приведенный к царевичу Иоасафу, преподобный Варлаам стал излагать ему христианское вероучение в виде притч, а затем и «от Святаго Евангелия и Святых Апостол». «Ибо он был сведущ в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета, и знал содержание их наизусть. Просвещаемый кроме того Святым Духом, он преподал царевичу истинное богопознание». Из наставлений Варлаама юноша уразумел, что драгоценный камень есть вера в Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и принял святое Крещение. О том, что говорил старец юноше, и что было дальше, читайте на страницах этой книги.

***

Это сочинение прп. Иоанна Дамаскина, по словам издателей, является одним из самых распространенных произведений мировой литературы Средневековья. Ранее оно было известно на Руси, как «Повесть душеполезная, из восточной Эфиопской страны, называемой Индией, в святой град Иерусалим принесенная Иоанном монахом, мужем честным и добродетельным, из монастыря святого Саввы». Являясь душеполезным и назидательным чтением, эта повесть в свое время была достоянием каждой монастырской библиотеки. А святитель Феофан Затворник говорил о ней, что «лучшей книги для позна­ния христианской веры и жизни в общем обзоре нет, и едва ли может быть».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать