У книжной полки. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским

3 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

В царствование Алексея Михайловича дважды приезжал в Россию Антиохийский патриарх Макарий, родом араб из города Алеппо, в первый раз (в 1656 г.) для сбора пожертвований, во второй – десять лет спустя – по приглашению царя для суда над патриархом Никоном. В первый приезд с ним был его родной сын архидиакон Павел Алеппский, который, по просьбе одного из своих дамасских друзей, составил подробное и чрезвычайно любопытное описание трехлетнего путешествия своего отца. Эта книга уже не один раз переиздавалась, а в 2016 году ее третье издание вышло в свет в издательстве «Общество сохранения литературного наследия». Его мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. Полное название книги – «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским».

***

Итак, как говорят издатели, Вашему вниманию предлагается поистине эпическое повествование о путешествии антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII века. Оно содержит не только зарисовки о дорожных впечатлениях именитых паломников, но и красочное изображение жизни как внутри самой России, так и в прилегающих странах. Как человек весьма любознательный и начитанный, Павел Алеппский в своих записках касается всего, что мог видеть и слышать во время этого продолжительного путешествия. Он описывает страну, нравы и обычаи жителей, селения и города, замечательные здания, по преимуществу церкви и монастыри. Торжественные служения, в коих участвовал вместе с отцом, приемы и пиры при дворах, политические события, которых был свидетелем или о которых мог знать по рассказам других.

Стоит отметить, что в те времена западноевропейские путешественники приезжали в Россию по большей части в качестве послов на короткое время и по необходимости ограничивали свои наблюдения одною внешнею стороной гражданского быта. Как иноверцы, они с предубеждением смотрели на богослужение и уставы нашей Церкви, только отчасти, изредка могли видеть одни обрядовые действия, совершенно отличные от усвоенных их Церковью и потому казавшиеся им странными и бессмысленными. С другой стороны двор московский всегда очень недоверчиво смотрел на иноземных послов: под видом почета к дому посла приставлялась стража, которая получала тайный наказ следить за действиями чужеземцев и обо всем доносить. Горожанам строго воспрещалось входить в разговоры с прислугой посольства.

Таким образом, послы почти ни с кем не могли вступать в непосредственные отношения, кроме сдержанных и скрытных бояр и дьяков Посольского Приказа. Ко двору послы являлись по приезде с дарами от своих государей, и в этом случае царский двор облекался в торжественность, чтобы не уронить себя в глазах иноземца отсутствием величественности. Вообще можно думать, что европейцы, во время пребывания в России, делали свои наблюдения и расспросы только украдкой, случайно, двор видали всегда в праздничном уборе, но будничная, ежедневная жизнь царя и вельмож оставалась для них сокрытою. Не таково было положение Павла Алеппского. Патриарх приехал за сбором при царе Алексее Михайловиче, отличавшемся необыкновенною набожностью и особым уважением к духовенству. Патриарх Никон, для достижения своих намерений, имел нужду в сомыслии восточных патриархов, а потому также принял Макария с почтительным радушием.

Как лицо духовное и просто как человек, Патриарх Макарий,  пришелся царю весьма по сердцу. Поэтому его спутник и родной сын, Павел Алеппский, мог знать не только то, что сам видел и слышал, но и многое из того, что было говорено с глаза на глаз между царем, патриархом Никоном и патриархом Макарием. Как лицо духовное, Павел имел возможность всюду свободно ходить и ездить; зная греческий язык, мог слышать многое от греков, мирян и духовных, постоянно или подолгу живших в Москве. Как православного, его живо интересовали наши церковные обряды и служения, которые он имел случай близко видеть, сам нередко участвуя в них в качестве архидиакона приезжего патриарха. И надо видеть, с каким умилением и даже изумлением то и дело говорит Павел о глубокой набожности русских, о необычайном терпении их в отстаивании продолжительных служений, которые доводили до полного изнурения восточных гостей, к ним очевидно непривычных и не видавших ничего подобного у себя на родине.

Мимоходом автор дает яркую характеристику государей и политических и церковных деятелей, с которыми приходил в соприкосновение его отец – патриарх. Читая книгу, мы видим портреты — царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, бояр, князей и духовенства. На страницах книги рассыпаны разнообразные сведения об обычаях народов Европы и Азии. В книге главенствует мысль о великой созидательной роли Православной Церкви, благотворном влиянии монастырей в жизни и устройстве государства Российского. Поистине бесценны описания характера церковной жизни при дворе царя Алексея Михайловича, а также в Коломне и многих других городах, что так плотно прикрыто от нас пеленой времени.

Автор постоянно сравнивает жизнь православных в Москве и на его родине, находит различия и то общее, что нас связывает духовно. Близкое и родственное для нас — это, конечно, жизнь православных христиан на Востоке. Вот почему так понятны нам памятные слова палестинского араба-христианина, сказанные уже в наше время: «Для меня Серафим Саровский — такой родной!» В книге читатель найдет замечательные описания Москвы, устройства ее городского хозяйства, убранства церквей и систему крепостных сооружений; отдельно окинута взглядом уличная торговля. Современному читателю, знакомому с жизнью столицы, многие черты старой Москвы покажутся узнаваемыми, и это делает наших современников как бы сопричастниками давнего бытия своего Отечества.

Кроме того, повествование Павла Алеппского, по словам Костомарова, представляет единственный источник для изучения тогдашних отношений Малороссии к Молдавии. Ведь описываемое путешествие совпало с великими событиями середины XVII века. Когда патриарх Макарий прибыл в Молдавию, там происходило восстание великого логофета и отрешение от власти господаря Василия. Украина под властью гетмана Зиновия Хмеля (Богдана Хмельницкого) все еще находилась в полосе непрерывных войн с Польшей и Турцией. Автор описывает взаимоотношения польской шляхты и украинского народа, вторжения поляков в Украину и деяний Хмельницкого, расцениваемых архидиаконом Павлом как подвиг. Сам процесс вхождения украинских земель в Российское государство, по мнению издателей, представляет особый интерес в наше время, — то, что сейчас подвергается как анализу, так и критике. Свидетельства иноземцев в этом случае весьма полезны.

Помимо этого, в России путешественники застали эпидемию моровой язвы. При возвращении домой патриарх Макарий со своей свитой стали свидетелем турецкого вторжения в Валахию и Венгрию. На территории Малой Азии их захлестнула волна не менее трагических событий. Обо всем этом пишет автор книги. Как отмечают издатели, по полноте и разнообразию содержания описание Павла Алеппского — один из самых лучших и ценных письменных памятников о России средины XVII века и во многих отношениях превосходит записки о ней тогдашних западноевропейских путешественников. На русский язык перевод с арабской рукописи Московского Главного архива Министерства иностранных дел выполнил арабо-сирийский церковный деятель Георгий Абрамович Муркос - профессор арабской словесности в Лазаревском институте восточных языков в Москве, родом араб из Дамаска. За основу данного издания взяты пять выпусков этого труда, выходивших из печати в 1896-1900 гг. В современной орфографии книга впервые была издана в 2005 году.

***

Любители старины, по словам издателей, найдут в этой книге весьма много интересного и полезного. Сам автор, архидиакон Павел, об этом писал: «Да получат от нея христиане обильную пользу, когда услышат о благородных обычаях истинно-верующих, об их постоянстве и безграничной твердости в богопочитании, о строгом соблюдении ими установленных постов и церковных служб, об их замечательной набожности, об их искренней вере и доброй нравственности, о чистоте их намерений, сокровенных мыслей и тайных помыслов. Все это мы опишем за сим, разъясняя и истолковывая то, чему были очевидцами». Архидиакон Павел сопровождал своего отца в двух путешествиях в Россию, вто¬рой раз, по приглашению Царя для суда над патриархом Никоном. Умер он на обратном пути в Тифлисе, не оставив, к сожалению, рассказа о втором своем путешествии.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать