Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Более шести веков прошло с тех пор, когда в Москве, недавно украшенной первыми каменными храмами, правил великий князь Димитрий Иоаннович. В те времена в шестидесяти верстах от стольного града среди дремучих лесов подвизались в обители преподобного Сергия Радонежского два монаха — преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Навсегда сохранила история нашего Отечества и нашей Церкви имена этих героев Куликовской битвы. Сведения о них можно найти в различных исторических и литературных источниках, которые при всей их важности и значимости, не подходят для чтения в юном возрасте. Рассказать детям о святых воинах-монахах поможет книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.
***
Книга о преподобных Александре Пересвете и Андрее Осляби — это совместный проект Издательства Московской Патриархии и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Издание продолжает серию «Святая Отчизна», которая начала выходить в свет в Издательстве Московской Патриархии в год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Каждая книга посвящена одному из учеников и собеседников Игумена земли Русской или ученикам тех святых, которые подвизались под духовным руководством преподобного Сергия. Все книги, вышедшие в серии «Святая Отчизна», прекрасно иллюстрированы и предназначены для детского и семейного чтения.
В книге Аллы Колибаб - «Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя» - рассказывается о временах благоверного великого князя Димитрия Донского, когда русские люди, долгое время жившие под властью завоевателей, перестали терпеть ненавистное ордынское иго и, объединившись, выступили против ханских полчищ. Рассказывает автор о Куликовской битве, на которую благословил князя святой Сергий Радонежский, о подвиге преподобных монахов, а также о том, как до сих пор чтится память воинов, погибших на поле той великой брани. Дорого далась Руси великая победа на Куликовом поле! В летописях говорится, что из 150 тысяч русских воинов в живых осталось только 40 тысяч. Отдали свою жизнь за Отечество родовитые князья и простые дружинники, знаменитые бояре-воеводы и безвестные воины. Пали на поле брани и схимонахи Троицкой обители преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Но прежде всего в книге говорится о преподобном Сергии, его святой обители и братии, которая подвизалась вместе с великим Игуменом Земли Русской. Вот что автор пишет: «Троицкий монастырь был тогда совсем небольшим: деревянный храм во имя Пресвятой Троицы и маленькие бревенчатые домики — кельи монахов. До устройства обители преподобный Сергий многие годы подвизался здесь, на горе Маковец, в полном одиночестве. А когда он стал игуменом основанного им монастыря, то продолжал трудиться наравне со своей немногочисленной братией. Долгое время в обители было всего лишь двенадцать монахов. Всё необходимое для церковной службы преподобный Сергий делал сам: молол зерно, пёк просфоры, готовил кутью, делал из воска свечи. Приходилось ему, и плотничать, и носить воду из источника. Так же как игумен, монахи всё делали сами, не гнушаясь никакой работой.
Жили они очень скромно, как первые христианские отшельники. Носили простую одежду из грубой ткани, ели хлеб, который сами пекли, и овощи, выращенные на небольших огородиках. А иногда и такой еды не было в обители. Но преподобный Сергий утешал братию, веруя, что Господь не оставит их. И действительно, Господь всегда посылал всё необходимое своим верным служителям. К такой скромной жизни, к постоянным молитвенным бдениям, к строгому посту и тяжёлому труду, наверное, легче было привыкнуть тем монахам, которые до этого были крестьянами, работали не покладая рук в поле, ухаживали за домашними животными, сами рубили себе избы и вырезали простую посуду из дерева. Но, - отмечает автор, - далеко не все насельники пришли в монастырь из окрестных сёл и деревень.
Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя принадлежали к числу знатнейших людей Древней Руси. До того, как принять монашеский постриг, они были боярами, мужественными воеводами — так в те времена именовались военачальники. Много подвигов они совершили на полях сражений, и слава о них гремела по всей Руси. Но не нужны им были ни почести, ни награды, ни роскошные боярские палаты. Оставив другим славу и богатство, эти доблестные мужи пришли в обитель Пресвятой Троицы к преподобному Сергию Радонежскому. Приняв монашеский постриг, Александр Пересвет и Андрей Ослябя вступили в иное воинство — воинство Христово. Именно так называют монахов за их самоотверженное служение Христовой вере. Они уже не искали никаких подвигов, кроме молитвенных, не искали иных сражений, кроме сражений со страстями.
Отрекшись от всего мирского, от прежнего своего служения князьям на поле боя, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя, наверное, думали, что никогда больше им не придётся брать в руки оружие. Но, - пишет автор, - Господь судил иначе. В 1380 году ханский военачальник Мамай собрал огромное войско и выступил в военный поход на Русскую землю. В летописи говорится, как созвал Мамай совет и сказал: «Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви Божии спалим, и кровь их прольём, и законы их погубим». Узнав, что на Русскую землю движутся ордынские полчища, великий князь московский Димитрий Иоаннович обратился ко всем князьям и воеводам и призвал их выступить против войска Мамая «за правую веру христианскую, за святые церкви, и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан».
Великий князь разослал гонцов по всем городам Московского княжества, чтобы собирать войско. Без промедления в Москву стали прибывать воинские дружины: серпуховские, владимирские, суздальские, муромские, переяславские, ростовские, ярославские, костромские, угличские, звенигородские, можайские, дмитровские, белоезерские. Никогда ещё молодая столица не видела такого многочисленного войска! Но прежде чем выступить в поход против полчищ Мамая, великий князь Димитрий Иоаннович отправился в Троицкую обитель, чтобы получить благословение на предстоящую битву у преподобного Сергия Радонежского. 31 августа 1380 года великий князь Димитрий Иоаннович со своими соратниками прибыл в Троицкий монастырь. Вместе со святым Сергием молились они за Литургией о победе русского воинства, затем разделили с насельниками монашескую трапезу.
Преподобный Сергий, окропив идущих на битву святой водой, благословил русское воинство и предрёк князю Димитрию победу, сказав: «Врага ожидает конечная гибель, а тебя, князь, милость, помощь от Бога и слава. Уповай же на Господа и на Пречистую Богородицу». Осенив князя крестом, преподобный Сергий ободрил его пророческими словами: «Иди, господин, безбоязненно. Господь поможет тебе против безбожных: победишь врагов своих». Однако прежде чем покинуть Троицкий монастырь, великий князь просил у преподобного Сергия благословить двух монахов обители отправиться на битву — святых Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Воинские подвиги этих славных в прошлом воевод были на памяти у многих. Но не это было главным. И для князя, и для его соратников участие в битве не просто доблестных воевод, а воинов Христовых было особым духовным укреплением.
Святой Сергий благословил монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю идти вместе с войском князя Димитрия на защиту Родины. Он облёк их в великую схиму со словами: «Вот, чада, оружие непобедимое: да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных». Так по благословению святого Сергия Радонежского воины Христовы преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя вновь были призваны послужить своему земному Отечеству. Случай небывалый в истории! Не положено монахам брать в руки оружие. Но очень важна была предстоящая битва для Православной Руси. И, видя рядом с князем двух воевод-схимников, каждый воин понимал: только ради великого, благого дела мог святой Сергий благословить монахов на ратный подвиг. И это придавало воинам силу и уверенность в победе». Подробнее об этом великом дне, о том, что ему предшествовало и что было после, читайте на страницах этой книги.
***
Завершая свое повествование, Алла Колибаб пишет: «Хранят память о великой Куликовской битве и её героях храмы и монастыри России. Поминают и будут вечно поминать в них имена всех, отдавших жизнь за веру и Отечество. А мы молимся святым героям за нашу Родину, молимся о том, чтобы Господь дал нам силы и мужество на делание добрых дел. И приходим в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, чтобы поклониться мощам воинов-схимников преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, взявших в руки оружие по благословению преподобного Сергия Радонежского для спасения Руси».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 марта
День ангела. 19 марта
Церковный календарь 19 марта. Преподобный Фридолин Зекингенский
Евангелие 19 марта. Так сотворил мне Господь во дни сии
Читаем Апостол. 19 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!