У книжной полки. Преподобные Пересвет и Ослябя

20 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Более шести веков прошло с тех пор, когда в Москве, недавно украшенной первыми каменными храмами, пра­вил великий князь Димитрий Иоаннович. В те времена в шестидесяти верстах от стольного града среди дремучих лесов подвизались в обители преподобного Сергия Радо­нежского два монаха — преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Навсегда сохранила история нашего Отечества и нашей Церкви имена этих героев Куликовской битвы. Сведения о них можно найти в различных исторических и литературных источниках, которые при всей их важности и значимости, не подходят для чтения в юном возрасте. Рассказать детям о святых воинах-монахах поможет книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

Книга о преподобных Александре Пересвете и Андрее Осляби — это совместный проект Издательства Московской Патриархии и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Издание продолжает серию «Святая Отчизна», которая начала выходить в свет в Издательстве Московской Патриархии в год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Каждая книга посвящена одному из учеников и собеседников Игумена земли Русской или ученикам тех святых, которые подвизались под духовным руководством преподобного Сергия. Все книги, вышедшие в серии «Святая Отчизна», прекрасно иллюстрированы и предназначены для детского и семейного чтения.

В книге Аллы Колибаб - «Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя» - рассказывается о временах благоверного великого князя Димитрия Донского, когда русские люди, долгое время жившие под властью завоевателей, перестали терпеть ненавистное ордынское иго и, объединившись, выступили против ханских полчищ. Рассказывает автор о Куликовской битве, на которую благословил князя святой Сергий Радонежский, о подвиге преподобных монахов, а также о том, как до сих пор чтится память воинов, погибших на поле той великой брани. Дорого далась Руси великая победа на Куликовом поле! В летописях говорится, что из 150 тысяч русских воинов в живых осталось только 40 тысяч. Отдали свою жизнь за Отечество родовитые князья и простые дружин­ники, знаменитые бояре-воеводы и безвестные воины. Пали на поле брани и схимонахи Троицкой обители пре­подобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Но прежде всего в книге говорится о преподобном Сергии, его святой обители и братии, которая подвизалась вместе с великим Игуменом Земли Русской. Вот что автор пишет: «Троицкий монастырь был тогда совсем небольшим: деревянный храм во имя Пресвятой Троицы и маленькие бревенчатые домики — кельи монахов. До устройства оби­тели преподобный Сергий многие годы подвизался здесь, на горе Маковец, в полном одиночестве. А когда он стал игу­меном основанного им монастыря, то продолжал трудиться наравне со своей немногочисленной братией. Долгое время в обители было всего лишь двенадцать монахов. Всё необходимое для церковной службы преподобный Сергий делал сам: молол зерно, пёк просфоры, готовил кутью, делал из воска свечи. Приходилось ему, и плот­ничать, и носить воду из источника. Так же как игумен, монахи всё делали сами, не гнушаясь никакой работой.

Жили они очень скромно, как первые христианские отшельники. Носили простую одежду из грубой тка­ни, ели хлеб, который сами пекли, и овощи, выращен­ные на небольших огородиках. А иногда и такой еды не было в обители. Но преподобный Сергий утешал братию, веруя, что Господь не оставит их. И действительно, Господь всегда посылал всё необходимое своим верным служителям. К такой скромной жизни, к постоянным молитвен­ным бдениям, к строгому посту и тяжёлому труду, навер­ное, легче было привыкнуть тем монахам, которые до это­го были крестьянами, работали не покладая рук в поле, ухаживали за домашними животными, сами рубили себе избы и вырезали простую посуду из дерева. Но, - отмечает автор, -  далеко не все насельники пришли в монастырь из окрестных сёл и деревень.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя принадлежали к числу знатнейших людей Древней Руси. До того, как принять монашеский постриг, они были боя­рами, мужественными воеводами — так в те времена име­новались военачальники. Много подвигов они совершили на полях сражений, и слава о них гремела по всей Руси. Но не нужны им были ни почести, ни награды, ни роскош­ные боярские палаты. Оставив другим славу и богатство, эти доблестные мужи пришли в обитель Пресвятой Трои­цы к преподобному Сергию Радонежскому. Приняв монашеский постриг, Александр Пересвет и Андрей Ослябя вступили в иное воинство — воинство Христово. Именно так назы­вают монахов за их самоотвер­женное служение Христовой вере. Они уже не искали ни­каких подвигов, кроме молитвенных, не искали иных сра­жений, кроме сражений со страстями.

Отрекшись от все­го мирского, от прежнего сво­его служения князьям на поле боя, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя, на­верное, думали, что никогда больше им не придётся брать в руки оружие. Но, - пишет автор, - Господь су­дил иначе. В 1380 году ханский воена­чальник Мамай собрал огромное войско и выступил в военный поход на Русскую землю. В летописи говорится, как созвал Мамай совет и сказал: «Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви Божии спалим, и кровь их прольём, и законы их погубим». Узнав, что на Русскую землю движутся ордынские пол­чища, великий князь московский Димитрий Иоаннович  обратился ко всем князьям и воеводам и призвал их выступить против войска Мамая «за правую веру христи­анскую, за святые церкви, и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан».

Великий князь разослал гонцов по всем городам Московского княжества, чтобы собирать вой­ско. Без промедления в Москву стали прибывать воинские дружины: серпуховские, владимирские, суздальские, муромские, переяславские, ростовские, ярославские, костромские, угличские, звенигородские, можайские, дмитровские, белоезерские. Никогда ещё молодая столи­ца не видела такого многочисленного войска! Но прежде чем выступить в поход против полчищ Мамая, великий князь Димитрий Иоаннович отправился в Троицкую оби­тель, чтобы получить благословение на предстоящую битву у преподобного Сергия Радонежского. 31 августа 1380 года великий князь Димитрий Иоаннович со своими соратни­ками прибыл в Троицкий монастырь. Вместе со святым Сергием молились они за Литургией о победе русского воинства, затем разделили с насельниками монашескую трапезу.

Преподобный Сергий, окропив идущих на бит­ву святой водой, благословил русское воинство и предрёк князю Димитрию победу, сказав: «Врага ожидает конеч­ная гибель, а тебя, князь, милость, помощь от Бога и сла­ва. Уповай же на Господа и на Пречистую Богородицу». Осенив князя крестом, преподобный Сергий ободрил его пророческими словами: «Иди, господин, безбоязненно. Господь поможет тебе против безбожных: победишь вра­гов своих». Однако прежде чем покинуть Троицкий монастырь, вели­кий князь просил у преподобного Сергия благосло­вить двух монахов обители отправиться на битву — свя­тых Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Воинские подвиги этих славных в прошлом воевод были на памя­ти у многих. Но не это было главным. И для князя, и для его соратников участие в битве не просто доблестных воевод, а воинов Христовых было особым духовным укреплением.

Святой Сер­гий благословил монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю идти вместе с войском князя Димитрия на защиту Родины. Он облёк их в великую схиму со словами: «Вот, чада, оружие непобедимое: да будет оно вам вместо шле­мов и щитов бранных». Так по благословению святого Сергия Радонежско­го воины Христовы преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя вновь были призваны послужить сво­ему земному Отечеству. Случай небывалый в истории! Не положено монахам брать в руки оружие. Но очень важна была предстоящая битва для Православной Руси. И, видя рядом с князем двух воевод-схимников, каждый воин понимал: только ради великого, благого дела мог святой Сергий благословить монахов на ратный подвиг. И это придавало воинам силу и уверенность в победе». Подробнее об этом великом дне, о том, что ему предшествовало и что было после, читайте на страницах этой книги.

***

Завершая свое повествование, Алла Колибаб пишет: «Хранят память о великой Куликовской битве и её героях храмы и монастыри России. Поминают и будут вечно поминать в них имена всех, отдавших жизнь за веру и Отечество. А мы молимся святым героям за нашу Роди­ну, молимся о том, чтобы Господь дал нам силы и мужест­во на делание добрых дел. И приходим в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, чтобы покло­ниться мощам воинов-схимников преподобных Алексан­дра Пересвета и Андрея Осляби, взявших в руки оружие по благословению преподобного Сергия Радонежского для спасения Руси».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы