Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня мы продолжаем знакомить вас с книгами протоиерея Константина Буфеева, посвятившего свой трехтомный труд рассмотрению православного учения о возникновении мира и появлении в нем человека. Сегодня на нашей полке представлена вторая книга - «Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма». По словам архимандрита Рафаила (Карелина), «эволюционизм не представляет собой единого и цельного учения. В нём можно выделить несколько направлений — от материалистического до идеалистического (включая пантеизм). Но все они несовместимы с православным вероучением. Это и удалось показать отцу Константину в его новой книге.
***
Книга протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма» вышла в свет в издательстве «Русский издательский центр имени святого Василия Великого». Она содержит научную и богословскую критику эволюционного учения, изложенного в трактатах Ч. Дарвина, В.И. Вернадского и П.Тейяра де Шардена. На примерах анализа творческого наследия этих авторов показана философская и методологическая несостоятельность не только эволюционных концепций материалистического толка, но и «тео-рии божественного эволюционизма». Помимо содержательного исследования учений «трёх китов эволюционизма» в монографии представлен философский (во Введении) и искусствоведческий (в Заключении) взгляды на проблему. Затрагиваются вопросы нравственно-этического содержания социал-дарвинизма, а также иные антихристианские аспекты, присущие эволюционистской идеологии.
Как пишет автор, «вскоре после присвоения священнику Даниилу Сысоеву степени кандидата богословских наук один из оппонентов во время диспута дерзким вопросом осадил его: «Как Вы смеете критиковать теорию эволюции, не имея специального биологического образования?» Отец Даниил смиренно согласился: «Да, Вы правы. Образование у меня не естественнонаучное, а семинарское. Как у Дарвина». Этот забавный эпизод, по мнению отца Константина, позволяет провести любопытное сопоставление. Существует такая академическая дисциплина, как теология (или, по-русски — богословие). Но нет такой науки, как «эволюциеведение» или «эволюциология», или «эволюциознание». Не только в Духовных семинариях, но также во многих университетах мира можно встретить кафедры теологии, укомплектованные профессорами и докторами теологических наук. Но не существует ни одного учёного, который являлся бы «специалистом по научному эволюционизму» или имел бы звание «кандидата эволюционистских наук».
К сказанному автор добавляет, что среди угодников Божьих, прославленных Православной Церковью в лике Святых, известно по крайней мере три богослова: апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов. Но среди Святых Отцов не было ни одного эволюциониста. Таким образом, специалистов в области богословия можно найти немало, причём наиболее авторитетными из них православная традиция признаёт святых учителей Церкви. Специалистов же в области эволюционизма нет ни одного! В качестве экспертов по этому вопросу обычно привлекают учёных из различных областей знания — астрофизиков, геологов, биологов, философов, лингвистов и некоторых других. Но все они, даже будучи глубочайшими знатоками в своей научной области, не могут считаться «профессионалами» в области «теории эволюции». Такой науки нет.
По словам автора, наблюдаемое повсюду разнообразие форм живой и неживой природы, «видимого всем и невидимого», можно объяснить либо признанием Разумного Творца, изволившего создать мир именно таким, каков он есть — либо наличием эволюционного процесса, приведшего вселенную к нынешнему состоянию. Как Живой Бог, так и закон эволюции не являются неоспоримо установленными «фактами». А даже то, что принято считать неопровержимыми фактами, каждый человек интерпретирует, руководствуясь своими научными и богословскими представлениями. Святитель Феофан Затворник предупреждает: «Необходимо различать теории от подлинных фактов. Теории — личное дело учащих; факты — общее достояние. Истинной настоящей теорией может быть только та, которая согласна с христиан-скими истинами».
Выражения «верить в...» и «признавать сущестование...» являются взаимозаменяемыми синонимами. Обычно, имея в виду Бога, принято говорить о «вере в Него», а в отношении эволюции чаще употребляют выражение «признавать её существование» — хотя вполне допустимо и противоположное словоупотребление. К обоим понятиям — Богу и эволюции — вполне приложимо апостольское определение веры: вещей обличение невидимых (Евр. 11, 1) или, по-русски, «уверенность в невидимом». При этом вера в Бога Творца противоположна вере в саморазвитие вселенной. В этом смысле, как указывал Лев Александрович Тихомиров, строгий библейский креационизм является альтернативой всем остальным религиозным и научным воззрениям, исповедующим всецелую или частичную эволюцию мира: «Идея создания могла явиться только из Откровения Того, Кто стоит вне законов вещества, Который Сам создал вещество».
Митрополит Макарий (Булгаков) пишет, что «учение о Творении принадлежит к числу отличительных истин Божественного Откровения, которой не ведали не только простые язычники, но и самые их мудрецы». Алексей Степанович Хомяков весьма точно заметил: «В языке религии, переносящей в невидимое небо законы, которыми управляется видимый мир земли и его видимый владыка человек, свобода выражается творением, а необходимость рож-дением. Едва ли можно найти символы более верные для олицетворения этих отвлечённых идей». Православная Церковь исповедует Бога Существом, имеющим абсолютную свободу и ничем не ограниченное волеизъявление. Эволюционные же изменения проявляются не иначе, как путём смены поколений, то есть через механизм рождения (точнее — рождения и смерти).
Как отмечает архимандрит Рафаил (Карелин), «идеи эволюционизма проскальзывали в некоторых философских системах Востока и Запада уже с глубокой древности, но распространения и влияния на современников не имели. Некоторое сходство эволюционизм имеет с метемпсихозом — учением о перевоплощении, где от кармы человека (его душевного содержания) зависит последующее рождение». Наиболее значительными и общепризнанно авторитетными, классиками эволюционизма, можно назвать Дарвина, Вернадского и Шардена. Три части данной монографии посвящены этим «трём китам эволюционизма», представившим в своём научном наследии три различных философских направления: Ч.Р. Дарвин — агностицизм, В.И. Вернадский — материализм, П.Т. де Шарден — божественный телеологизм. Исторически первым прославился английский натуралист. Потом — российский академик, лекции которого слушал в Париже французский естествоиспытатель, предложивший богословское осмысление теории эволюции. В таком порядке автор и рассматривает их творчество на страницах этой книги.
***
В этой книге отца Константина дан подробный анализ и критика теории эволюции как с религиозной, так с научной позиции. Автор указывает на внутренние противоречия и алогизм этой теории, а также на сознательное искажение и фальсификацию фактов, которыми пользуются некоторые популисты эволюционизма. Над разработкой этой темы автор трудился более двадцати лет. Книга написана с православных позиций. Она будет, безусловно, полезна всем желающим использовать естественнонаучную апологетику в целях утверждения правильного взаимоотношения между наукой и религией — как для светских учёных, так и для церковных миссионеров и катехизаторов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!