У книжной полки. Протоиерей Сергий Вогулкин. Понять чужую боль...

7 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Милосердие – сегодня это одно из самых мало употребляемых и малоизвестных слов русского языка. А исчезло оно из обихода «благодаря» приказу Наркомата здравоохранения от 22 мая 1920 года, которым ликвидировались «общины сестер милосердия» и упразднялось слово «милосердие». Что хотела упразднить подобным приказом советская власть? Чтобы ответить на этот вопрос, надо для начала задуматься над другим, а именно, понять: что же такое милосердие? Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. Оно делает мудрыми. Оно есть признак божества». Далее, открыв толковый словарь Ушакова, мы прочитаем, что «милосердие» – это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается, а в словаре Даля слово «милосердствовать» означает – соболезновать, сострадать, жалеть… А еще можно сказать, что милосердие – это способность понять чужую боль. «Понять чужую боль» - так называется новая книга протоиерея Сергия Вогулкина, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

К счастью, самая кровавая и немилосердная революция во всей мировой истории не навсегда вытеснила из сознания людей такую добродетель как милосердие. Ведь это качество по-прежнему является естественной потребностью многих сердец, благодаря чему в настоящее время вновь создаются общины сестер милосердия. Эта книга представляет собой учебное пособие, адресованное в первую очередь сестрам милосердия, выполняющим свою высокую миссию в больницах, хосписах, приютах и просто посещающих больных одиноких людей на дому. Вместе с тем, пособие может быть интересно и познавательно самому широкому кругу читателей. Его целью является: с православных позиций разобраться в причинах заболеваний и оказать духовную помощь страждущим и ухаживающим за ними. Написанное в форме бесед, оно сохраняет доверительную интонацию от первой до последней страницы.

В предисловии книги автор пишет: «Дорогие сестры милосердия и все другие читатели этой книги! Я не ставил своей целью написать именно учебник с четкими и конкретными указаниями, что и как делать сестре милосердия у постели больного. Наши лекции, которые я читал вам в течение последних нескольких лет, больше напоминали беседы. В.И.Даль пишет, что «беседа это взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах». Мне кажется, что именно это происходило во время наших встреч. Поэтому я взял на себя смелость эту книгу составить из бесед на разные темы, прямо касающиеся вашего будущего служения и ваших взглядов на медицину. Здесь вы найдете некоторые богословские, философские, исторические, психологические и, конечно, медицинские рассуждения о болезни, её причинах и следствиях.

Православная медицина – говорит отец Сергий, - представляется мне исключительно важной именно в это наше тревожное время, когда во многом решаются судьбы России, выбирается её дальнейший путь, а, значит, и её судьба. К сожалению, нередко в ряды верующих, в ряды воинства Христова, наших соотечественников приводят болезни, несчастья и немощи. Тем более вы должны быть готовы стать их первыми душепопечителями, именно через ваши милосердные руки Господь протянет им Свою руку помощи и спасения, поскольку «как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов» (Св. Нифонт). А о вашем служении лучше всего сказано в Присяге сестры милосердия Свято-Троицкой общины (от 1844 года). Далее автор приводит слова этой присяги и предлагает вдуматься в них.

Прочту лишь фрагмент этой присяги. Итак, сестра милосердия обещает: «Доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение братьям моим, человекам и христианам. Буду проходить сие богоугодное служение с искренним милосердием к страждущему человечеству и послушанием поставленному начальству. Буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей, признано будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих, все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них. По долгу христианского милосердия, не только буду пещися о телесном, но и душевном здравии болящих и по святому своему долгу сердцем и устами приносить за них молитву Богу и Господу Иисусу Христу, врачу душ и телес и Пречистой Матери Его, радости всех скорбящих. Во всех сих и сим подобных действиях звания, торжественно ныне мною восприемлемого, да поможет мне Господь благодатью Своею».

Вот такую присягу приносили сестры милосердия в 19 веке. Для того, чтобы наши современницы смогли понять смысл этого служения, и была написана книга. Настроить же читательниц на правильное принятие миссии милосердия, которую они готовятся выполнить, призвана первая глава этой книги. «Мы, - говорит отец Сергий, - всей жизнью своей более настроены на восприятие тела, чем на восприятие души, а тем более духа. Именно тело наиболее нам знакомо, осязаемо и болью доказывает своё существование. Но давайте вспомним, сколько раз в жизни мы испытывали иную, душевную боль, которая нам иногда казалась совершенно непереносимой. Уже одно это доказывает существование души. Но есть ещё «томление духа».

Нам сейчас, по словам автора, трудно понять смысл этого словосочетания. Суета жизни не дает нам ни минуты покоя, может быть только в какие-то моменты вечернего или ночного бдения проявит себя это томление безотчетным чувством тоски о чем-то прекрасном, но не сбывшемся. И только тогда, когда вы вырвались из плена городских джунглей, когда остались далеко улицы и здания большого города, когда вас объяла красота творения Божиего, а не человеческого, только тогда вы услышите, как душа ваша воспоет, а дух возрадуется. Духовность - это связь человека с Богом, а дух человека - та часть его, которая созвучна Богу во всем. Поэтому и может быть человек духовным и бездуховным, верующим и неверующим. Человеческая личность есть Божье начало в человеке, несводимое только к его природе. Именно личность, с точки зрения Православия, является подлинной причиной болезненного состояния человеческой природы.

Болезнь является местом пересечения интересов медицины и Церкви, областью их исторически сложившегося сотрудничества. Само по себе тело не имеет злого начала, более того, пребыванием души оно освящается и служит для неё храмом. В младенчике новорожденном его недавняя одухотворенность и душевная чистота создают идеальный образ телесного храма. А вот далее, в силу одностороннего бездуховного воспитания, происходит деформация духовно - душевных составляющих человека и формируется его болезненная сущность, далекая от гармонии духа, души и тела. Любая дисгармония - следствие и причина повреждения, дисгармония духовно-душевно-телесная - следствие воспитания, жизни нашей и причина болезни. Стоит ли удивляться, что люди так часто болеют. О том, как проявляется дисгармония в человеке, является ли болезнь карой за грехи, и как она нас очищает от грехов, говорит батюшка в первой беседе. О чем еще он беседует с сестрами милосердия, читатели узнают из этой книги.

На всем протяжении бесед автор свободно цитирует изречения святых покровителей медицины, дополняет свои беседы данными многочисленных социологических исследований, историческими фактами. Цитируя высказывания Святых Отцов Церкви, ученых, писателей, известных врачей прошлого и настоящего времени, автор хочет, чтобы они стали знакомы не только по цитатам, но и по жизни своей. «Чем больше будет у нас таких знакомых, - говорит отец Сергий, - тем уверенней и надежней мы будем ориентироваться в нашей жизни. Нам будет с кого брать пример, ведь их слова звучали так, как будто были обращены именно к нам. Они жили в разные века, но их учение чтит Православная Церковь, им даны были необыкновенные дары от Бога: исцеления, пророчества, проповедования Слова Божия, постижения наук, писательства. Несколько цитат были взяты автором из очень интересного дореволюционного издания: журнала «Руководство для сельских пастырей», который выпускался при Киевской духовной семинарии с 1860 года и выходил в течение 57 лет до 1917 года.

***

Завершая это издание, отец Сергий Вогулкин пишет: «Дорогие коллеги! Дорогие сестры милосердия! Мне остается только надеяться, что Вы не без пользы для себя прочитали эту книгу. И, если это так, то разрешите мне по­благодарить вас за то, что с терпением и вниманием слу­шали меня во время наших встреч! Автор желает своим читателям, прежде всего, сестрам милосердия, быть достойными приемниками славы российских милосердных сестричеств и, не покладая рук, трудиться во славу Божию у постели бо­лящих. Помогай вам Господь, - говорит отец Сергий, - в вашей благородной и душе­спасительной миссии!»

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать