У книжной полки. Поминайте наставников ваших. Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум (Байбородин) в воспоминаниях современников

20 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

В начале XX века Святая Русь прощалась с великим подвижником, которого еще при жизни называли «всероссийским Батюшкой», — кронштадтским протоиереем Иоанном Сергиевым. Он назвал свой автобиографический труд «Моя жизнь во Христе». Так дерзновенно мог сказать о себе только праведник, каждый день жизни которого был прожит со Христом, во Христе и ради Христа. Столь же совершенной была жизнь современного подвижника благочестия архимандрита Наума (Байбородина). Многие из тех, кто знал Батюшку и кому он дорог, соткали свиток воспоминаний в надежде, что современникам пригодится в жизни то, чему он учил. Этот свиток, а вернее книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

Эта книга под названием «Поминайте наставников ваших: Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Наум (Байбородин) в воспоминаниях современников» вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. По отзывам читателей, она представляет собой сборник рассказов не только об отце Науме, но и о многих других подвижниках благочестия, и тем самым напоминает книгу митрополита Тихона (Шевкунова) - "Несвятые святые".  Предваряет книгу краткая биография старца, из которой читатели узнают, что архимандрит Наум (в миру — Николай Александрович Байбородин) родился 6 декабря 1927 года, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина Александра Ефимовича и Пелагеи Максимовны Байбородипых. В воскресенье, 25 декабря того же года, был крещен в Сергиевском храме родного села.

Вскоре родители переехали в г. Советская Гавань Приморского края, где мальчик посещал школу. Но в связи с начавшимися военными действиями в стране Николай, закончив 9-й класс, вынужден был прервать учебу. В октябре 1944 года он был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях: Cначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в Ригу (Латвия), служил в воинских частях Калининграда и Шяуляя, обеспечивал техобслуживание аэродромов. Впоследствии был награжден медалью «За победу над Германией» и медалью «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 года был демобилизован в звании старшего сержанта. По окончании службы перед демобилизацией Николай Байбородин был награжден памятной фотографией у знамени части, что являлось высоким поощрением военнослужащего.

Вернувшись домой, Николай закончил прерванное обучение в вечерней школе, а затем учился на физико-математическом факультете Киргизского государственного университета. В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию.  а 14 октября того же года на Покров Пресвятой Богородицы его приняли в число лаврской братии. Под покровом Божией Матери Батюшка трудился ровно 60 лет и в канун Покрова — 13 октября 2017 года — отошел ко Господу. Как пишет автор воспоминаний, "с первых дней послушник Николай начал очень строго подвизаться, а потому довольно скоро, через год, был пострижен наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) с именем Наум в честь преподобного Наума Радонежского, ученика преподобного Сергия.

В течение семи лет после пострига монах Наум ни разу не вышел за ворота Лавры. Никогда не пропускал он братских молебнов, начинавшихся в 5:30 утра, успевая до этого прочитать в своей келий несколько глав Евангелия. Точно так же неопустительно посещал ежевечерние богослужения и, даже будучи больным, не позволял себе послаблений. Выполняя разные, в том числе и очень трудные, послушания, Батюшка в первую очередь стремился утвердиться во внутреннем человеке (Еф. 3, 16). Духом своим всегда старался предстоять перед очами Божиими, подражая преподобному Сергию, про которого в акафисте читаем: «Радуйся, пред лицем Божиим, яко раб пред Господем, ходивый; радуйся, пред Оным, яко сын пред Отцем, яко ученик пред Учителем, шествовавый... яко воин пред Воеводою готов сый вся повеленная Им творити». Хождению перед Богом отец Наум учил и своих духовных детей.

Его диссертация «Сокровенная жизнь и богопознание по "Добротолюбию"» была не только теоретическим трактатом, но и его личной духовной практикой на протяжении шестидесяти лет монашества, он был делателем непрестанной Иисусовой молитвы. Лаврский архимандрит Захария (Шкурихин) сказал о его молитвенном подвиге: "В монастыре тесное общение между братией. Всегда видно, молится человек или просто ворон считает. Отец Наум молился". Господь рано благословил Своего раба и даром прозорливости. Многие люди отмечали: все, что говорит этот монах, лучше исполнить — себе же во благо. На исповедь к молодому иеромонаху (он был рукоположен 8 октября 1959 года) потянулось множество людей. Он открывал им волю Божию — благую и спасительную. Но свою прозорливость Старец скрывал. Он отмечал: "Говорят — прозорливый. Прожорливый — вот как надо говорить!"

Вообще Батюшка не искал и не желал духовничества. Ведь это великое дерзновение перед Богом — стать чьим-то наставником, тем более наставником монахов. Безусловно, надо иметь на это моральное право. Батюшка стяжал его многими скорбями, непрестанной молитвой и сосредоточенной работой над совершенствованием своей души. И этой работы он требовал от других. Поэтому многие называли его строгим, сравнивая при этом с другим лаврским старцем, архимандритом Кириллом (Павловым). «Вот отец Кирилл такой ласковый, а наш Батюшка такой строгий», - говорили некоторые из духовных чад. Но как отмечают другие: «строгим Старец был только к себе, а в отношении других всегда говорил, что «лучше склоняться к милосердию». Он не накладывал епитимий, кроме каких-то исключительных, вопиющих случаев, не требовал от других сугубых подвигов, но каждому давал наиболее полезные и спасительные в его ситуации советы».

О противопоставлении двух старцев — архимандритов Кирилла и Наума, так говорит, например, протоиерей Сергий Ткаченко: «Отец Кирилл — пастырь любви. Скажешь ему, что, учась в институте, очень трудно утренние-вечерние молитвы полностью прочитывать, и так надо рано вставать, ночью какие-то работы постоянно пишешь... "Ну, сократи себе правило", — говорил отец Кирилл. А к отцу Науму с тем же подойдешь, он сразу: "Так выучи наизусть". Отец Наум был очень требовательный». Отца Кирилла сравнивали с терапевтом, а отца Наума — с хирургом, так он мог иногда твердо отсекать страсти и резко менять судьбу человека. В чем-то такое сравнение, может быть, и имело под собой основание. Но ведь и старцам было видней, какое лекарство нужно больной, измученной душе. И отец Наум вел своих духовных чад так, чтобы не только они спасались, но и служили спасению своих родных и близких. О том, как совершалось его окормление, кто был его учителями, а кто духовными чадами, говорится на страницах этой книги.

***

Как отмечают издатели, невозможно представить Русскую Церковь без великих молитвенников и подвижников благочестия XX века, таких как митрополит Иосиф (Чернов), архимандриты Амвросий (Иванов), Павел (Груздев), Серафим (Тяпочкин), Тихон (Агриков), Кирилл (Павлов), Адриан (Кирсанов) и другие Псково-Печерские старцы, а также отец архимандрит Наум (Байбородин). Невозможно также представить нашу Церковь без тех скромных делателей, незаметных, искренних служителей, пронесших все тяготы богоборческого времени, устоявших в истине и утвердивших в ней множество своих современников. Они стали для России и для всего мира невидимой оградой. Дай нам, Господи, - говорят издатели, - помнить опыт их жизни, их любовь, их мужество и подражать вере их.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать