У книжной полки. Блаженная Ксения Петербургская. Подвиг ради Спасения и Любви

6 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Среди большого числа святых испокон веков на Руси особого почтения удостаивались угодники Божии, называемые юродивыми Христа ради или блаженными. Причем таких святых особо чтил не какой-то отдельный класс или сословие, но весь народ, включая князей и царей. Юродивых (блаженных) не просто уважали, по­читали, но, подчас, и боялись, прислушивались к каждому их слову, которое почти всегда было пророческим. Одной из таких святых, широ­ко почитаемой православными, является блаженная Ксения Петербургская. Начавшая свой подвиг после лично пережитой тра­гедии и полностью изменившая свою жизнь, блаженная Ксения стала той, к кому сегодня за помощью обращаются миллионы людей. И святая отвечает на их молитвы своим заступничеством за них перед Божией Матерью и Господом Иисусом Христом. О святой угоднице Божией рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Летопись и называется – «Подвиг ради спасения и любви». ***

Блаженная Ксения Петербургская яв­ляется одной из самых известных святых русского Православия. Что же совершила та­кого великого обыкновенная рус­ская женщина, что ее так почи­тает православный мир? Почему к ней не только обращаются в мо­литвах, но и постоянно едут на ее могилу на Смоленском кладби­ще Санкт-Петербурга из разных стран и городов? Как говорит автор-составитель книги, Сергей Милов, ответить на эти вопросы «можно только внимательно по­смотрев на жизнь блаженной Ксе­нии, а главное, на тот духовный подвиг, который она сознатель­но на себя взяла, хотя имела воз­можность прожить жизнь совсем по-другому — в достатке и мир­ских удовольствиях». Из этой книги вы узнаете о земном пути блаженной Ксении и месте ее упо­коения. В издании приведены примеры многочисленных чу­дес по молитве к блаженной, а также молит­вы и акафист святой угоднице Божией.

Как отмечает автор-составитель, «общеизвестная история жизни блаженной Ксении Петер­бургской начинается только с ее совершеннолетия, так как о ее детстве и юности никаких сведений не сохранилось. Считается, что ро­дилась будущая святая между 1719 и 1730 годами. Отца ее звали Григорием, имя матери неизвестно. Однако предполагают, что семья ее была не бедной, так как по достижении совершенно­летия Ксения вышла замуж не за простого обывателя, а за певчего придворного (царского) хора — Андрея Федоровича Петрова. Собственно, с этой свадьбы и начи­нается удивительная часть жизни женщины, ставшей великой рус­ской святой XVIII века».

Казалось, что жизнь совсем еще молодой девушки будет беспечной и радостной по земным меркам. Однако все разом изменилось, когда ее супруг, дослу­живший при дворе уже до чина полковника, внезапно скончался. Ксении тогда было всего 26 лет — почти самое начало взрослой жизни, когда все большие меч­ты и планы еще впереди. Что же было делать молодой еще женщине, оказавшейся в такой трагичной и одновременно непонятной ситуации? Любая другая на ее месте, скорее всего, поносила бы определенный срок траур, да и вышла бы снова замуж, либо продолжила жить в свое удовольствие, пусть даже и в одиночестве. Возможности для этого у Ксении были самые широкие, так как после смерти мужа у нее осталось и знатное положение при дворе, и материальные средства, к тому же ее жизнь протекала не где-то в глуши, а в самом центре империи — Санкт-Петер­бурге. Однако, как пишет Сергей Милов, будущая святая восприняла произошедшее в ее жизни совершенно по-иному.

Скоропостижная смерть су­пруга настолько потрясла 26-летнюю Ксению, что она серьезно задумалась о собственной жиз­ни и бренности всего земного. Будучи верующей, она особен­но сокрушалась из-за того, что ее муж не успел перед смертью исповедоваться и причаститься. Более того, внезапная кончина близкого человека навела Ксе­нию на мысль, что и ее собствен­ная жизнь однажды может окон­читься точно также, а она так и не успеет совершить ничего велико­го — не послужит ни ближним, ни Богу. Да и может ли быть что-то выше этого, когда жизнь так коротка, а ответ за нее — так скор? Переосмыслив, таким образом, свою жизнь до смерти супруга, Ксения взяла на себя один из самых тяжелых христианских подвигов — подвиг юродства. Этим подвигом, как отмечается в одном из современных Житий святой, она пожелала «принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека, — разум, умо­лить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга».

Но не только, конечно, вы­молить помилование супругу желала блаженная Ксения, — служение Богу и ближним так­же стали главными целями ее духовного перерождения. О том, что это было именно перерожде­ние, свидетельствует сущность юродства, которое понесла свя­тая Ксения. По меткому замеча­нию русского мыслителя Геор­гия Федотова, своим «парадок­сальным подвигом» юродивые (они же блаженные) «восстанав­ливают нарушенное духовное равновесие». И равновесие это восстанавливается как внутри самого юродивого, так и в обще­стве, в котором он живет и по­двизается.  Неслучайно, наибо­лее ярко служение юродивых проявлялось именно тогда, когда резко падала планка духовно-нравственного состояния окружающего их общества». И прежде чем рассказать о том, кем именно стала Ксения, составитель раскрывает основные черты русского юродства, отмеченные тем же Георгием Федотовым.

По его мнению, - пишет Сергей Милов, - данный вид духовного подвига включает в себя три важных момента. Во-первых, это аскетическое по­прание тщеславия, то есть некое уподобление идеалам монаше­ства, но только в миру. По сло­вам Федотова, «в этом смысле юродство есть притворное без­умие или безнравственность с целью поношения от людей». Желая победить в себе собственное тщеславие, юродивый умышленно ведет себя так, чтобы общественное порицание уничтожило в нем на корню страсть к славе, почету, известности. Во-вторых, как отмечает рус­ский мыслитель, в юродстве происходит «выявление проти­воречия между глубокой христи­анской правдой и поверхност­ным здравым смыслом и мораль­ным законом с целью посмеяния миру (1 Кор. 1-4)». Другими сло­вами, не всегда правда Божия — это, правда мира и, зачастую, то, что для христиан является выс­шим идеалом, для мира таковым не является.

И, наконец, третьей характер­ной чертой юродства, по мысли Георгия Федотова, является то, что в нем «служение миру в своеобразной проповеди» совершается «не словом и не делом, а силой духа, духовной властью лично­сти, нередко облеченной пророчеством». И, действительно, служение юродивых всегда отличалось не какими-либо яркими проповедями или великими делами (хотя служение делом игра­ет здесь немаловажное значение), а именно той духовной силой и даже властью с какими такие люди не боялись обличать даже царей. Что касается дара проро­чества, то его можно считать как наградой блаженным, так и тем духовным инструментом, кото­рым они пытались наставлять людей на праведный путь.

Вот именно такой непростой и, зачастую, труднообъяснимый подвиг и взяла на себя блаженная Ксения. И, стоит признать, что ей удалось реализовать его в полной мере, так, что теперь миллио­ны верующих прибегают к ней за заступничеством и помощью в своих молитвах... Встав на новый путь, Ксения изменилась не только внутренне, потребовались и внешние изме­нения, чтобы полностью  отре­шиться от прежней жизни. Об этом мы читаем далее в ее житии. Как отмечает автор, важно подчеркнуть, что «во всех своих делах и словах блаженная Ксения хра­нила верность заповеди Господа Иисуса Христа о любви к ближним: «Возлюби ближнего твое­го, как самого себя» (Мф. 22, 39). И в служении Богу и ближним она прожила 45 лет. Когда святая почила, проводить ее в последний путь пришли жители Петербургской стороны, и вообще все, кто ее знал. Однако почитание блаженной не закончилось с ее смертью, после ее похорон оно только усилилось.

*** Официальная канонизация блаженной Ксении Петербургской произошла 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященного 1000-летию Крещения Руси. Собственно, с этого важного для всех верующих людей события и на­ступил момент, когда уже каждый мог помолиться блаженной Ксе­нии как святой угоднице Божией. По словам издателей, «своей жизнью она явила истинный пример того, как можно отказаться от всего, ради служения Богу и людям. Путь блажен­ной Ксении Петербургской — это путь человеческого преображе­ния, выраженного в отречении от самого себя ради бескорыстного служения Богу и людям. Поми­мо пути, это еще и живой призыв к остальным, если и не повторить его, то хотя бы попытаться разгля­деть в себе того человека, которым создан каждый из нас — мило­сердного, сострадающего, жер­твующего собой ради других, уподобляющегося Богу».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать