Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Среди большого числа святых испокон веков на Руси особого почтения удостаивались угодники Божии, называемые юродивыми Христа ради или блаженными. Причем таких святых особо чтил не какой-то отдельный класс или сословие, но весь народ, включая князей и царей. Юродивых (блаженных) не просто уважали, почитали, но, подчас, и боялись, прислушивались к каждому их слову, которое почти всегда было пророческим. Одной из таких святых, широко почитаемой православными, является блаженная Ксения Петербургская. Начавшая свой подвиг после лично пережитой трагедии и полностью изменившая свою жизнь, блаженная Ксения стала той, к кому сегодня за помощью обращаются миллионы людей. И святая отвечает на их молитвы своим заступничеством за них перед Божией Матерью и Господом Иисусом Христом. О святой угоднице Божией рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Летопись и называется – «Подвиг ради спасения и любви». ***
Блаженная Ксения Петербургская является одной из самых известных святых русского Православия. Что же совершила такого великого обыкновенная русская женщина, что ее так почитает православный мир? Почему к ней не только обращаются в молитвах, но и постоянно едут на ее могилу на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга из разных стран и городов? Как говорит автор-составитель книги, Сергей Милов, ответить на эти вопросы «можно только внимательно посмотрев на жизнь блаженной Ксении, а главное, на тот духовный подвиг, который она сознательно на себя взяла, хотя имела возможность прожить жизнь совсем по-другому — в достатке и мирских удовольствиях». Из этой книги вы узнаете о земном пути блаженной Ксении и месте ее упокоения. В издании приведены примеры многочисленных чудес по молитве к блаженной, а также молитвы и акафист святой угоднице Божией.
Как отмечает автор-составитель, «общеизвестная история жизни блаженной Ксении Петербургской начинается только с ее совершеннолетия, так как о ее детстве и юности никаких сведений не сохранилось. Считается, что родилась будущая святая между 1719 и 1730 годами. Отца ее звали Григорием, имя матери неизвестно. Однако предполагают, что семья ее была не бедной, так как по достижении совершеннолетия Ксения вышла замуж не за простого обывателя, а за певчего придворного (царского) хора — Андрея Федоровича Петрова. Собственно, с этой свадьбы и начинается удивительная часть жизни женщины, ставшей великой русской святой XVIII века».
Казалось, что жизнь совсем еще молодой девушки будет беспечной и радостной по земным меркам. Однако все разом изменилось, когда ее супруг, дослуживший при дворе уже до чина полковника, внезапно скончался. Ксении тогда было всего 26 лет — почти самое начало взрослой жизни, когда все большие мечты и планы еще впереди. Что же было делать молодой еще женщине, оказавшейся в такой трагичной и одновременно непонятной ситуации? Любая другая на ее месте, скорее всего, поносила бы определенный срок траур, да и вышла бы снова замуж, либо продолжила жить в свое удовольствие, пусть даже и в одиночестве. Возможности для этого у Ксении были самые широкие, так как после смерти мужа у нее осталось и знатное положение при дворе, и материальные средства, к тому же ее жизнь протекала не где-то в глуши, а в самом центре империи — Санкт-Петербурге. Однако, как пишет Сергей Милов, будущая святая восприняла произошедшее в ее жизни совершенно по-иному.
Скоропостижная смерть супруга настолько потрясла 26-летнюю Ксению, что она серьезно задумалась о собственной жизни и бренности всего земного. Будучи верующей, она особенно сокрушалась из-за того, что ее муж не успел перед смертью исповедоваться и причаститься. Более того, внезапная кончина близкого человека навела Ксению на мысль, что и ее собственная жизнь однажды может окончиться точно также, а она так и не успеет совершить ничего великого — не послужит ни ближним, ни Богу. Да и может ли быть что-то выше этого, когда жизнь так коротка, а ответ за нее — так скор? Переосмыслив, таким образом, свою жизнь до смерти супруга, Ксения взяла на себя один из самых тяжелых христианских подвигов — подвиг юродства. Этим подвигом, как отмечается в одном из современных Житий святой, она пожелала «принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека, — разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга».
Но не только, конечно, вымолить помилование супругу желала блаженная Ксения, — служение Богу и ближним также стали главными целями ее духовного перерождения. О том, что это было именно перерождение, свидетельствует сущность юродства, которое понесла святая Ксения. По меткому замечанию русского мыслителя Георгия Федотова, своим «парадоксальным подвигом» юродивые (они же блаженные) «восстанавливают нарушенное духовное равновесие». И равновесие это восстанавливается как внутри самого юродивого, так и в обществе, в котором он живет и подвизается. Неслучайно, наиболее ярко служение юродивых проявлялось именно тогда, когда резко падала планка духовно-нравственного состояния окружающего их общества». И прежде чем рассказать о том, кем именно стала Ксения, составитель раскрывает основные черты русского юродства, отмеченные тем же Георгием Федотовым.
По его мнению, - пишет Сергей Милов, - данный вид духовного подвига включает в себя три важных момента. Во-первых, это аскетическое попрание тщеславия, то есть некое уподобление идеалам монашества, но только в миру. По словам Федотова, «в этом смысле юродство есть притворное безумие или безнравственность с целью поношения от людей». Желая победить в себе собственное тщеславие, юродивый умышленно ведет себя так, чтобы общественное порицание уничтожило в нем на корню страсть к славе, почету, известности. Во-вторых, как отмечает русский мыслитель, в юродстве происходит «выявление противоречия между глубокой христианской правдой и поверхностным здравым смыслом и моральным законом с целью посмеяния миру (1 Кор. 1-4)». Другими словами, не всегда правда Божия — это, правда мира и, зачастую, то, что для христиан является высшим идеалом, для мира таковым не является.
И, наконец, третьей характерной чертой юродства, по мысли Георгия Федотова, является то, что в нем «служение миру в своеобразной проповеди» совершается «не словом и не делом, а силой духа, духовной властью личности, нередко облеченной пророчеством». И, действительно, служение юродивых всегда отличалось не какими-либо яркими проповедями или великими делами (хотя служение делом играет здесь немаловажное значение), а именно той духовной силой и даже властью с какими такие люди не боялись обличать даже царей. Что касается дара пророчества, то его можно считать как наградой блаженным, так и тем духовным инструментом, которым они пытались наставлять людей на праведный путь.
Вот именно такой непростой и, зачастую, труднообъяснимый подвиг и взяла на себя блаженная Ксения. И, стоит признать, что ей удалось реализовать его в полной мере, так, что теперь миллионы верующих прибегают к ней за заступничеством и помощью в своих молитвах... Встав на новый путь, Ксения изменилась не только внутренне, потребовались и внешние изменения, чтобы полностью отрешиться от прежней жизни. Об этом мы читаем далее в ее житии. Как отмечает автор, важно подчеркнуть, что «во всех своих делах и словах блаженная Ксения хранила верность заповеди Господа Иисуса Христа о любви к ближним: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). И в служении Богу и ближним она прожила 45 лет. Когда святая почила, проводить ее в последний путь пришли жители Петербургской стороны, и вообще все, кто ее знал. Однако почитание блаженной не закончилось с ее смертью, после ее похорон оно только усилилось.
*** Официальная канонизация блаженной Ксении Петербургской произошла 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященного 1000-летию Крещения Руси. Собственно, с этого важного для всех верующих людей события и наступил момент, когда уже каждый мог помолиться блаженной Ксении как святой угоднице Божией. По словам издателей, «своей жизнью она явила истинный пример того, как можно отказаться от всего, ради служения Богу и людям. Путь блаженной Ксении Петербургской — это путь человеческого преображения, выраженного в отречении от самого себя ради бескорыстного служения Богу и людям. Помимо пути, это еще и живой призыв к остальным, если и не повторить его, то хотя бы попытаться разглядеть в себе того человека, которым создан каждый из нас — милосердного, сострадающего, жертвующего собой ради других, уподобляющегося Богу».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!