У книжной полки. Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Под сенью Креста Христова

28 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

В августе этого года окончилась земная жизнь известного духовного писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе). Отец Лазарь был автором ряда душеполезных книг и статей, написанных для наших современников – православных христиан конца 20 – начала 21 века. Но большинству читателей он известен как автор труда - «Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души», который многократно переиздавался и многим открыл глаза на самих себя. Но сегодня мы хотим познакомить Вас с книгой отца Лазаря, которая в России издается впервые, и мы надеемся, что знакомство с ней окажет Вам огромную пользу. Она вышла в свет в серии «Святые отцы и подвижники благочестия о последних временах» и называется «Под сенью Креста Христова». Об этой книге – далее в нашей программе.

***

В своей статье, посвященной светлой памяти отца Лазаря (Абашидзе) архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: «О чем бы ни писал отец Лазарь, православный читатель чувствует, что его слово идет от сердца, что он пережил и выстрадал то, о чем пишет, и эта простота и искренность придают его сочинениям теплоту и задушевность. Книги, изданные при жизни отца Лазаря, давно разошлись и стали малодоступными для современного читателя». Настоящее издание состоит из статей, в которых отец Лазарь рассматривает происходящие процессы с точки зрения христианского учения о последних судьбах мира и тесно связанный с ним вопрос: как обрести спасение в тех условиях, когда будет совершаться всеобщее отступление от истинной веры.

Центральное место в книге занимает статья отца Лазаря «Под сенью Креста Христова». В ней автор, опираясь на многовековой опыт Церкви, говорит о необходимости несения креста для каждого христианина, если он желает обрести спасение. Начиная с ветхозаветных времен, мы видим, что вера во Христа была всегда и только этой верой спасались все праведники. По слову автора, «Крест Господень есть орудие спасения, без причастности к которому никогда не мог спастись ни один человек, будь он младенец, или взрослый», т.е. без веры во Христа и Его Крестную Жертву, без причастности к созданной Им Церкви спасение невозможно...  «Как для живших прежде воплощения Господня, так и для тех, кто родился после распятия Христова, – помилование и спасение возможно лишь по вере в Господа Иисуса Христа, в Его искупительные страдания», – пишет отец Лазарь.

Развивая далее эту мысль, автор обращает свой взор к прообразам Ветхого Завета: «Как в пустыне иудеи, уязвляемые ядовитыми змеями, погибали в муках, и для них дано было Богом лишь одно средство избавления от смерти – воззреть на медного змия, вознесённого Моисеем на древо. …Так точно и теперь: только те бывают защищены от смертоносного укуса духовного змия и от духовной смерти, кто верою воззрел на распятого на Кресте Господа нашего, – то есть те, кто верою и делами веры приобщился к крестной смерти Спасителя». Для христианина Крест – это орудие спасения. Поскольку наша природа заражена грехом, то избавиться от этой заразы можно только прилагая усилия, трудясь над очищением своего сердца от страстей и пороков. И этот труд составляет часть нашего креста, потому что эта борьба очень схожа с распятием на кресте.

В этой борьбе мы тоже испытываем боль и страдания, как бы распиная самих себя.  Потому что от греховных навыков, которые мы приобрели за долгие годы не так-то просто избавиться, и они еще долго напоминают нам о себе.  Но в любом случае, нам не стоит отчаиваться, от нас зависит труд, а помощь и спасение от Бога. Только бы нам всю свою надежду возложить на Него и помнить, что без крестного труда спасение невозможно. «Крест Господень – живоносное древо, одна тень которого уже исцеляет и оживляет, – пишет отец Лазарь. – И только те, кто верою вступали под этот покров, получали доступ к спасительной благодати Божией, и покров этот распространялся на все времена». То есть для спасения нам нужна вера в Распятого за нас Господа и благочестивая жизнь, заключающаяся в покаянном труде по очищению своего сердца.

«Наследуя жизнь от своих родителей, мы, - как отмечает автор, - наследуем и смерть, которой подвержен весь род человеческий. Способ избавления от этой смерти для всех только один – через духовную причастность к смерти Христовой, через сораспятие Христу. Совершается эта причастность к Искупительной Жертве через веру и благочестивую жизнь, которая неотъемлема от истинной веры».  «Жизнь истинная есть жизнь праведная; но праведный может праведно жить только верою. Без веры нет истинной праведной жизни, нет и спасения...», – учит святитель Феофан Затворник. Эту очень важную для нас мысль, что спасение возможно только при правильной вере и жизни по вере, пытается донести до нас и отец Лазарь в статье, предваряющей основную часть книги.

Здесь он обращает наше внимание на то, как много в наше время существует ошибочных мнений и представлений о христианстве и его целях. «Потянулся новый народ к Церкви, – пишет отец Лазарь – но с ним пришли и человеческие немощи, болезни и грехи – гордыня, самость, упрямство; подняли головы, казалось бы, уже забытые ереси, лжеучения, суеверия...  Каких только ошибочных понятий и мнений о вере не узнаешь сегодня! Каких только давным-давно отвергнутых Церковью ересей и лжеучений не услышишь сегодня…», – с горечью замечает он. И это удручающая картина не плод больной фантазии, а беспристрастный и прямой взгляд на происходящую действительность. «Наше время характерно какой-то чрезвычайной неразборчивостью в религиозных понятиях и учениях, – продолжает свое рассуждение автор книги.  – Сегодня религиозные поиски – это чаще всего поиски не Царствия Небесного, а некоего царства поднебесного, которое дарило бы всё те же земные удовольствия, только без скорбей и без помех, без затрат сил и в изобилии».

Конечно, такие слова не могут не заставить и нас задуматься над тем, а какова наша вера и наши понятия о православии, верны ли они? И с какой целью мы пришли в Церковь…Ни о нас ли говорит отец Лазарь и ни к нам ли направлены слова из Откровения Иоанна Богослова: знаю твои дела; ты ни холоден ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг… По толкованию святых отцов в этом отрывке Апокалипсиса Господь обращается к христианам последних времен. И именно его автор взял в качестве эпиграфа к своей статье. Размышляя о том, каков будет образ последних христиан архимандрит Лазарь цитирует святителя Игнатия (Брянчанинова), писавшего еще в 19 веке.

«Священное Писание свидетельствует, что христиане, подобно иудеям, начнут постепенно охладевать к откровенному учению Божию; они забудут о вечности, всё внимание обратят на свою земную жизнь; в этом настроении и направлении займутся развитием своего положения на земле, как бы вечного…». Из этих слов святителя отец Лазарь заключает, что «подобно распявшим Христа иудеям, таким же внутренне слепым, при одном только внешнем просвещении и «широте познаний» окажется и последнее "христианство"». От него останется одно имя, а духа его не будет. «Не незнание христианства главная болезнь мира, – пишет отец Лазарь, – а всяческое удаление от истинно христианского, глубоко покаянного, смиренного, деятельного образа жизни в духе прежних истинных христиан».  Но, если есть только теоретическое знание христианства, а нет жизни, проникнутой евангельским духом, то эти знания пусты и только надмевают ум, и не дают познать сам дух христианства, который заключается в глубоко покаянном внутреннем настрое и смиренном о себе понятии.

***

По словам автора, «времена становятся всё лукавее… ложь всё ширится, тучнеет, усугубляется и всё более прикрывается личиной правды» и нам все сложнее становится разобраться не только в происходящем вокруг нас, но и внутри нас. Но что же нам тогда делать?.. В качестве ответа на этот вопрос отец Лазарь приводит слова Самого Господа: «Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться… и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. И так будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Надеемся, - говорят издатели, - что книга архимандрита Лазаря (Абашидзе) будет интересна многим нашим читателям. Ведь в ней автор, с присущими ему открытостью и искренностью, рассматривает вопросы, от неправильного понимания которых может зависеть наша вечная участь.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать