У книжной полки. Протоиерей Андрей Ткачев. Наше время. Зачем мы рождаемся

27 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Очень часто люди задаются такими вопросами: Почему я родился в XX веке, а не в XIX? Я бы тогда за­нимался химией вместе с Менделеевым и поэзией вместе с Блоком. Почему не родился в XVII-XVIII веках? В мушкетерском полку во Франции вместе с д'Артаньяном служил бы. Почему не родился с Колумбом вместе? Я бы поплыл из Испании в Латинскую Америку, чтобы папуасов к вере приводить. Почему я здесь, а не там? Потому, - отвечает отец Андрей Ткачев, - что жизнь человеческая - это нитка в гобелене. Это кусочек слюды большой мозаики. Отойди на расстояние - и узнаешь, что ты вшит, вставлен, вмонтирован в огромную картину. Ты ее маленькое звено. Ты - нужное по цвету, по гамме, по качеству, по фактуре стеклышко, вставленное в одну большую картину. И это Промысл Божий. Поразмышлять об этом протоиерей Андрей Ткачев приглашает читателей книги – «Наше время. Зачем мы рождаемся», вышедшей в свет в издательстве Воскресение.

***

Новая книга протоиерея Андрея Ткачева «Наше время» – это книга о смысле бытия, где человек - нить в полотне времен, сотканном Провидением Божиим. Отец Андрей, по словам издателей, открывает читателям смысл связи времен и поколений, необходимость проживать свою жизнь в назначенном времени и месте, чтобы дополнять своим существованием мозаику мира Божия. В предисловии автор пишет: «Книга начинается с названия. Именно оно смотрит на нас с обложки, именно оно отзывается в сердцах, именно оно манит перелистнуть первую страницу и именно с ним автор может до последнего мучиться — если, конечно, помнит о том, что яхта поплывет так, как ее назвали.

А еще, - говорит автор, - название, конечно, должно себя оправдывать. Встретит читатель под обложкой «Вегетариан­ской кухни» рецепты свиных котлет — не простит. И если название интригует, если автор правдив, справедлив и «ни в чем крамольном не замечен», если книга все-таки открыта — то мы, вероятно, вчитаемся даже в строки вступления: ведь найдется же у нас пара минут, чтобы понять, о чем будет книга? Только вот получится ли за пару минут понять, чему посвящена книга о времени? О нашем времени? О том, что это такое — наше время? Как предполагает отец Андрей, многие читатели скажут: «Наше время — это эпоха. Та самая, которую не выбирают. Вот у нас у всех — такая эпоха и такое время. А в прошлом веке у всех было иное, потому он и прошлый. То было «их» время, а это — «наше». Предки на паровоз дивились, а мы людей в космос запускаем».

С правдой не поспоришь, - соглашается отец Андрей. - Наше время — это век, в котором мы пребываем. Наше время - это эпоха, в которую мы погружены. Каждый человек несет в себе печать своей эпохи. Хочет он этого или не хочет, от этого никуда не денешься. Но только вот «наше» почему-то у всех разное. Кому-то важно, что звезды стали ближе, а кому-то — хоть бы доллар вверх не лез. У одних война на пороге и хлеба нет, а другим — все едино, только бы не трогали. А нам, христианам, главное — что Христос воскрес. Таким образом, у «нашего времени» есть и другая сторона. Наше время — это век, который мы проживаем. Уже не «мы», но каждый из нас. И характер у этого вре­мени свой: для кого-то оно летит стрелой, для кого-то тянется точно резина, для одних льется патокой, а иным — будто горькая река.

Другое «наше время», - говорит автор, - это мое рождение, моя семья, мое детство, отрочество, мой первый поцелуй, мой первый грех, мое первое покаяние, моя учеба, моя профессия, моя работа, мои болезни, моя старость, моя смерть. Это тоже наше время, но уже в более узком понимании. То есть, есть два времени – общее и личное. Общее – время рекламы, время мобильных телефонов, время нервозов, стрессов, время непонятной жизни. А есть конкретно мое время – это моя личная жизнь, которую вместо меня никто не проживет. Стало быть, время разное. И мы тоже разные. Но если мы хотим по праву называть это время нашим — нам предстоит осознать, кто мы и с кем. Какое оно, «наше» время, сотканное из бесчисленных «моих» и «твоих»? Принадлежит ли оно нам всегда и всецело? Да и властны ли мы над ним — или давно потеряли право называть его действительно нашим, разменяв на мешок мелочей?

И чтобы ответить на это, нам сперва придется решить, для чего мы живем — и понять, куда уходит наше время. Со страниц этой книги автору хотелось поговорить с читателем о многих вещах, о которых не говорят вообще. Например, о старости. В наше время, - отмечает отец Андрей, - существует определенное табу на старость. Всем хочется быть молодыми и красивыми, здоровыми. Очень страшно постареть, стать ненужным, уйти в забвение. Это время считается кошмарным, преддверием смерти, некий преждевременный позор наступившей жизни. И совершенно никто не говорит, что старость имеет свои благословения, что есть своя мудрость, смысл болезней, что не всем дано постареть.

Всем нам, - говорит автор, - дано родиться, и в этом смысле мы одинаковы, факт рождения нас роднит. Но еще не факт, что мы все постареем. Не всем рожденным дано постареть. Некоторых судьба вырывает из жизни, как морковку из грядки, и это ужасно. Умирать молодым страшно, и не потому, что молодой, а потому что к вечности не готов. Молодость априори не готова к вечности. Но, о старости все молчат. Такой определенный заговор против старости. И не только, есть много других заговоров молчания об очень важных вещах: откуда я взялся, куда я иду, что со мной будет? Есть ли вечная жизнь? Если есть, то как к ней приготовиться? Зачем болезни, зачем старость, зачем смерть? Это всё, по словам отца Андрея, корневые вопросы бытия, о которых хочется говорить, взломать этот заговор молчания против тех вещей, которые касаются всех. Которые очень важны, серьезны.

Конечно, ни одна книга не даст ответ на эти вопросы, любая книга, в том числе и «Наше время» отца Андрея – это лишь попытка говорить. А так как у нас, по словам автора, очень много точек соприкосновения, поэтому нам есть о чем поговорить. И главный вопрос, который красной нитью проходит через всё издание – касается Промысла Божия. По словам автора, «теперь такой психологический  практикум. Проходя его, человек вспоминает свою жизнь с самого детства, с того момента, откуда начина­ются первые проблески детского сознания, и от­слеживает по годам школьным, поклассно, поротно, побатальонно, через армию, через первую любовь, через первый поцелуй, через первый мор­добой, через первый грех, через первые слезы — жизнь свою до сегодняшнего дня.

Большая вероятность, - говорит отец Андрей, - что большинство людей, в ком совесть не умерла, поймут, что вся эта ткань сложная, ка­жущаяся сплетением случайностей, на самом деле является неким единым ковром, где Господь был главным. Я хотел пойти туда, но опоздал на само­лет. Я хотел поступить туда, но там прекратили принимать документы, поэтому поступил сюда. Я хотел на этой девушке жениться, а она полю­била моего товарища. Я женился не на ней, а со­вершенно на другой через пять лет. Я хотел по­ехать на Север, завербоваться на нефтяные скважины, но меня не взяли по комиссии, здо­ровье подкачало, и я теперь занимаюсь матема­тикой и всю жизнь, видимо, буду ею заниматься. Это хитросплетение разных событий, по словам автора, должно по­казать человеку, что над ним был Бдящий и Стерегущий.

Как отмечает автор, нам нужно читать историю Церкви, историю ми­ра, историю разных стран, потому что, по слову старца Нектария Оптинского, история — это на­ука, объясняющая Промысл Божий о целых на­родах. Это книга Промысла Божия, действующе­го в мире. Будем внимательны, - говорит отец Андрей, - к дыханию этого Промысла. Нужно стараться познавать Промысл Божий в истории народов, в истории Церкви, в лич­ной своей истории, оглядываясь назад, в истории детей своих и ближних своих, выслушивая их рассказы и исповеди. Нужно стараться не нарушать всех промыслительных действий Господа Бога в мире, чтобы не быть Ему противником. Ведь человек — это маленький камушек в огромной мозаике, красоту которой можно понять, лишь отдалившись на необходимое расстояние.

***

Жизнь каждого человека, по словам протоиерей Андрея Ткачева, — это ненаписанная книга. А книга чего? Книга Промысла Божия. Просто в силу нашей невниматель­ности к жизни человек не замечает этого постоянного, смотрящего ему в затылок внимательного взгляда Того, Кто любит его. К старости люди, оценивая свою прожитую жизнь, понимают, что они были хранимы, были соблюдаемы, они были под покровом, это было Божие дело. Человеку очень нужно как можно раньше понять, что он не забыт, не брошен, не ввергнут в хаос, что он любим, интересен, нужен Богу именно там, где он есть, именно здесь, где он сей­час находится. Это есть Промысл Божий. Чтобы познать Его, каждому из нас дано время, наше время.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать