Аудио |
|
Скачать .mp3 |
27 ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание российского императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны. Этого дня молодые супруги ждали целых 10 лет. Они познакомились в 1884 году, когда цесаревичу Николаю было 16 лет. Именно тогда он впервые встретился с 12-летней принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, приехавшей на бракосочетание своей старшей сестры великой княгини Елизаветы Феодоровны и великого князя Сергея Александровича - дяди наследника цесаревича. С этого момента между Николаем и Алисой зародилась близкая дружба, а затем святая, беззаветная, самоотверженная и все возрастающая любовь, соединившая их жизни до совместного принятия мученических венцов. Об этом событии в частности, и о жизни святого царя и царской семьи в целом, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Император Николай II. Венец земной и небесный».
***
По словам издателей, император Николай II был последним представителем идеала законной богоданной власти. Личное благочестие и христианский нрав, непосредственное участие в делах Церкви ставят его в ряд выдающихся представителей традиции православной монархии. В настоящее издание включен обширный биографический очерк о государе, подробно рассказывается об обстоятельствах канонизации царственных страстотерпцев, приводятся свидетельства о пророчествах и чудесах по молитвам к последнему русскому царю и членам его августейшей семьи.
Открывает издание жизнеописание императора Николая II, в основу которого положена книга Евгения Евлампиевича Алферьева – «Император Николай II как человек сильной воли». Эта книга впервые вышла в свет в 1983 году и явилась первым житием царя-страстотерпца. Как пишет автор, «старший сын наследника престола Александра Александровича с детства был «обручен царству». Уже с ранних лет Николай, как свидетельствует о том его первая воспитательница Александра Петровна Олленгрэн, проявлял черты сильного характера. Он знал, чего хотел и к чему стремился. Цесаревич получил прекрасное, но суровое воспитание под самым бдительным наблюдением своего августейшего отца. Также наследник Николай Александрович получил прекрасное среднее и высшее образование - и то, и другое в расширенном объеме - под руководством выдающихся и требовательных преподавателей. После общеобразовательного курса, пройденного под руководством генерала Данилевича, наследник получил высшее юридическое и военное образование. И, помимо этого, в совершенстве изучил французский, английский и немецкий языки.
По окончании теоретической подготовки цесаревич Николай ознакомился с практикой военного дела, состоя в рядах лейб-гвардии Преображенского полка и лейб-гвардии Конной артиллерии и два лета проведя в составе лейб-гвардии Гусарского полка. И начал приобщаться к государственным делам, председательствуя в комитетах, заседая в Государственном Совете и Комитете Министров. Молодой человек, вступающий в жизнь с таким запасом знаний и обладающий столькими качествами, заслуживает, конечно, всеобщего признания, как человек выдающийся, одаренный исключительными природными способностями и сумевший упорным трудом развивать свои таланты, благодаря наличию целеустремленной воли. Таким образом, уже с ранних лет детства, отрочества и юности, а затем молодости, будущий Император Николай II проявил себя, как человек сильного характера». Многочисленные испытания воли пришлось выдержать ему на протяжении всей жизни, и благодаря упорной настойчивости, выдержке и терпению преодолевать их. Об этом и рассказывает Евгений Евлампиевич Алферьев в своем произведении, которое составило первую часть этого издания.
В 2000 году последний российский император Николай II и его семья были канонизированы Русской Церковью в лике святых страстотерпцев. Их канонизация на Западе — в Русской Православной Церкви Заграницей — произошла еще раньше, в 1981 году. И хотя святые князья в православной традиции не редкость, эта канонизация до сих пор у некоторых вызывает сомнения. Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Говорит ли его жизнь и жизнь его семьи в пользу канонизации, и какие существовали доводы против нее? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность? Ответы на эти вопросы, вошедшие в следующую часть книги, дал секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.
Одним из вопросов, на который ответил отец Владимир, был следующий: «откуда такой термин — царственные страстотерпцы? Почему не просто мученики?» По словам священника, «когда в 2000 году Синодальная комиссия по канонизации святых обсуждала вопрос о прославлении царской семьи, она пришла к выводу: хотя семья государя Николая II была глубоко верующей, церковной и благочестивой, все ее члены ежедневно совершали свое молитвенное правило, регулярно причащались Святых Христовых Таин и жили высоконравственной жизнью, во всем соблюдая евангельские заповеди, постоянно совершали дела милосердия, во время войны усердно трудились в госпитале, ухаживая за ранеными солдатами, к лику святых они могут быть причислены прежде всего за свое по-христиански воспринятое страдание и насильственную смерть, причиненную гонителями православной веры с неимоверной жестокостью.
Но, как отмечает отец Владимир, все же нужно было ясно понять и четко сформулировать, за что именно была убита царская семья. Может быть, это было просто политическое убийство? Тогда их мучениками назвать нельзя. Однако и в народе, и в комиссии было сознание и ощущение святости их подвига. Поскольку в качестве первых святых на Руси были прославлены благоверные князья Борис и Глеб, названные страстотерпцами, и их убийство также не было прямо связано с их верой, то явилась мысль обсуждать прославление семьи государя Николая II в этом же лике». «Думаю, - сказал отец Владимир, - если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами — государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна!
В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены. И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца — мирное, целомудренное.
Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик — и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея. Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» — говорит Священное Писание от лица Бога. Поэтому царская семья канонизирована не за свою жизнь, очень высокую и прекрасную, но прежде всего — за свою еще более прекрасную смерть. За предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, — в этом их неповторимое величие». Эти и другие ответы о канонизации Царской семьи читайте в этой книге.
***
По словам Евгения Евлампиевича Алферьева, «Господь был милостив к Своим угодникам: Царская Семья была взята из земной жизни вся вместе, одновременно. И в этом чудесном явлении нельзя не видеть действия Промысла Божьего. Как бы в награду за их безграничную взаимную любовь, крепко связывавшую всех членов Царской Семьи в одно, единое, нераздельное целое, момент разлучения души и тела наступил для них одновременно. Царская Семья была призвана предстать перед Престолом Божиим вся вместе, и это великое знамение Божие само по себе указывает на то, что Царственные Страстотерпцы, как и первые христианские мученики, были прославлены Самим Господом с самого момента принятия ими мученических венцов». О том, что предшествовало этому подвигу, говорится на страницах книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!