У книжной полки. Иеросхимонах Сергий (Веснин) Святогорец. Тайны и чудеса Святой Горы Афонской

10 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Иеросхимонах Сергий (Веснин) Святогорец «Тайны и чудеса Святой Горы Афонской». Избранные рассказы из книги «Письма к друзьям своим о Святой Горе Афонской».

Во вторую неделю по Пятидесятнице Русская Православная Церковь совершает память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих», просиявших своею подвижнической жизнью в земле Русской. По словам архимандрита Алипия (Воронова), «Господь возлюбил, благословил русскую землю тем, что даровал на этой благословенной земле много святых из среды русских людей. Нигде нет столько святых, как на русской земле; и Божия Матерь также возлюбила русскую землю и русский народ, даровав на этой земле множество чудотворных икон для утешения страждущего русского народа». Но, как известно, возлюбила Пресвятая Богородица и Афонскую землю, став Игуменией Святой Горы. И может не случайно в этот воскресный день мы чествуем также Собор Всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших, среди которых есть и русские люди. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которую вошли избранные рассказы из книги «Письма к друзьям своим о Святой Горе Афонской» русского иеросхимонаха Сергия Святогорца. Она называется – «Тайны и чудеса Святой Горы Афонской». ***

В этот сборник, выпущенный в свет издательством Воскресение, вошли рассказы о Святой Горе Афон Сергия (Веснина) — иеросхимонаха, насельника Пантелеимоновского монастыря на Афоне, православного писателя. Читатели познакомятся с историей афонских обителей, со святыми и подвижниками Святой Горы, узнают об афонских святынях и связанных с ними чудесах, а также о каждодневных и невидимых подчас монашеских деяниях. Читатели смогут по­грузиться в тайны Святой горы, читая афонские пре­дания и притчи, рассказы о святынях и жизни под­вижников, в письмах рассказанные друзьям русским святогорцем иеросхимонахом Сергием (Весниным). В последней части книги содержится не издавав­шееся в послереволюционное время жизнеописание самого подвижника и писателя, составленное его сподвижниками на Святой Горе в Андреевском скиту русского Пантелеимонова монастыря.

Повествуя о жизни святогорца, братия Андреевского скита отмечает: «Приснопоминаемый покойный собрат наш отец иеросхимонах Сергий в свободное время нередко утешал нас своею красноречивою и увлекательною беседою. Не только все братство Руссика, но и бра­тия прочих монастырей афонских искренно любили и уважали отца Сергия, а потому все, что касалось жизни его, интересовало всех нас, и мы во время иноческих бесед наших старались направлять разго­вор к тому, чтобы отец Сергий передал нам о преж­ней жизни своей в мире, со дней детства до того часа, когда впервые вступил на Святую Гору Афонскую. По скромности своей он всякий раз старался уклоняться от вызываемых нами рассказов, но бы­вали часы, когда, увлекаясь воспоминаниями о ми­лой родине, о родных, о детских и юношеских ле­тах своих, покидал он на время свою застенчивость и рассказывал нам о себе все до мельчайших под­робностей. Рассказы его остались в нашей памяти, и теперь мы считаем долгом поделиться с благосклонными читателями всем, что знаем о покойном отце Сер­гии от него самого и что слышали от особ, знавших мирскую и монашескую его жизнь еще в России».

Вкратце о жизни автора писем, отце Сергии, можно рассказать следующее. Родился он в 1814 году, в селе Пищальское Вятской губернии, в многочисленной семье дьячка Авдия ВеснИна и при Святом Крещении был наречен Симеоном. Хилый и болезненный от рождения, он сделался любимцем не только отца и матери, но и всех своих братьев и сестер. Особенно же любил Симеона старший брат Димитрий, и эта любовь всегда тесно связывала двух братьев. Не смотря на многочисленность, отец делал все для того, чтобы его семья не нуждалась. И, кроме того, он находил возможность помогать бедным - прохожих странников в этом доме всегда ждал ласковый и радушный прием и место за семейной трапезой. Авдий сам занимался и обучением своих детей, без посторонней помощи приготовляя их в духовное училище.

Главной задачей его уроков было вселить в детей твердую веру в Бога, страх Божий и нелицемерное благочестие. Мать Симеона отличалась истинно христианской добротою, любовью и состраданием. И Симеон питал к своим родителям самое глубокое уважение, нежнейшую любовь и во всем беспрекословно исполнял волю отца и матери. Уже, будучи на Афоне, иеросхимонах Сергий не мог говорить о них без слез. Патриархальный быт родного дома, глубокое благочестие, вечерние беседы о духовных предметах или чтение Священного Писания, частый прием странников, чьи рассказы о святых местах увлекали Симеона - все это имело сильное влияние на направление ума и сердца мальчика к созерцательной, аскетической жизни. Вот как об этом рассказывал сам отец Сергий: «Еще в детстве занимала меня мысль о путешествии к святым местам. Помню, как нередко, особенно по вечерам, со слезами молил я Бога перенести меня ко святыням». 

В 11 лет мальчика отдали учиться в Вятское духовное училище. На третий год пребывания в этом учебном заведении Симеона по­разило страшное горе: в продолжение нескольких месяцев он лишился, одного за другим, отца, брата и столь горячо и нежно любимой им матери. Сознавая свое сиротство и необходимость учиться ради пользы в будущем, Симеон стал заниматься серьезно, хотя грусть и тоска жестоко грызли бедное его сердце. В 15 лет он, как отличный и благонадежный воспитанник, был переведен в семинарию, по окончании которой решил исполнить свою давнюю мечту: отправиться в паломничество по святым местам. Желание посвятить себя на служение Господу в обители иноческой, зародившееся еще в детстве, со временем не только не изгладились из сердца, но все более укреплялось в нем. Правда в отрочестве это дело ему казалось легко исполнимым. Но, став юношей, он увидел множество к тому препятствий.

Под натиском родных Симеон согласился на брак, далее последовало его рукоположение, и вот молодой пастырь вступил на богоугодное, священное поприще руководителя ко спасению душ человеческих. Тихая, безмятежная жизнь с нежной и предан­ной супругой, частые свидания с горячо любимым братом, добросовестное и неукоснительное испол­нение новых обязанностей делали отца Симеона со­вершенно счастливым и спокойным, насколько в су­етном мире могут существовать истинное счастье и спокойствие. «Наступило время, — писал он тогда, — лучшей моей жизни, тихой моей радости в прекрасные безмятежные дни супружества!» Но вскоре после родов у него умерла жена. А спустя год с небольшим закончилась короткая земная жизнь любимой дочки.  Как ни была горька отцу Симеону потеря семьи, но он покорно подчинился воле Божией, видя во всем случившемся Промысл Божий, призывающий его к выполнению обетов, дан­ных еще в детстве!

В 1839 году молодой вдовец принял монашеский постриг с именем Серафим и тогда в его душе с необыкновенной силой возродились прежние мечты и желания побывать в Палестине и на Святой Горе Афон.  Пережив множество испытаний, подвижник все же достиг давно желанной цели: в 1843 году он впервые вступил на Святую Гору Афон. Там же инок принял и великий ангельский образ – схиму с именем Сергий. С той поры стал он всецело Святогорцем. Предаваясь молитве и аскетическим подвигам, схимонах Сергий занялся и литературными трудами с целью посвятить их исключительно в пользу приютившего его Русского Афонского Пантелеимонова мо­настыря. И скоро литературные труды его стали весьма известны и помогли добывать средства, необходимые для возрождения обители. В Санкт-Петербурге многократно переизда­вались его «Письма к друзьям своим о Святой Горе Афонской», а составленный им Афонский патерик, дополненный монахом Азарией, переиздается до сих пор.

«Письма Святогорца», впервые изданные в 1850 году в Санкт-Петербурге, получили широкий отклик соотечественников. Юный в то время Николай Добролюбов за­писал в своем дневнике: «Превосходная книга. Так просто, искренно, чистосердечно, наивно, но вместе с тем умно и благородно рассказывает Святогорец». Впоследствии, вплоть до наших дней, книга переиз­давалась неоднократно. В Москве иеросхимонах Сергий получил приглашение от княгини Варвары Васильевны Голицыной остановиться в ее доме. Он не раз бывал у святителя Филарета, митрополита Московского. В Петербурге его ожидал радушный прием у митрополита Санкт-Петербургского Никанора и архиепископа Иннокен­тия Херсонского, известных богословов и духовных писателей, а также у князя Платона Александровича Ширинского-Шихматова, тогдашнего министра на­родного просвещения, родного брата афонского старца иеромонаха Аникиты. После возвращения на Афон в 1851 году Свя­тогорец поселился в нарочно построенной там для него Космодамиановской келлии. Скончался отец Сергий в 1853 году тридцати девяти лет от роду.

 

*** Русские святогорцы — как мало знаем мы о них... Но разве кто-то лучше наших соотечествен­ников может рассказать нам о Святой Горе Афон­ской, избранном уделе Пресвятой Богородицы? Разве кто-то может лучше раскрыть нам тайны спа­сения подвижников, совершающих аскетические подвиги в этой монашеской республике?  «Письма» иеросхимонаха Сергия содержат одно из лучших в художественном и духовном отношении описание Святого Афона. Автор в увлекательной форме рисует картину Святой Горы с множеством ее обителей, дает цельное представление об истории афонского монашества, его легендах и преданиях, о хранящихся на Афоне бесценных святынях Православия. Мы надеемся, - говорят издатели, - что благочестивый стиль, нето­ропливость повествования и искренние рассказы о подвигах и чудесах на Горе Афонской пробудят в ваших душах не только интерес к русскому мона­шеству на Афоне, но и аскетический настрой, и же­лание следовать по пути спасения.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы