У книжной полки. Схиархимандрит Гавриил (Бунге), иеромонах Адальбер (де Вогюэ). Четыре египетских пустынника (по коптским фрагментам «Лавсаика»)

9 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

По словам доктора церковной истории, профессора Константина Ефимовича Скурата, есть книги, именуемые «настольными», как весьма полезные, нужные и даже необходимые. Из них, кроме самой высочайшей - Святой Библии, можно выделить четыре сборника житий и наставлений угодников Божиих, подвижников веры и благочестия. Это: труд блаженного Иоанна Мосха «Луг духовный», который служит свидетельством твердости святого Православия в хранении веры и священных обрядов. «Отечник» - книга изречений святых отцов, составленная святителем Игнатием (Брянчаниновым). «Цветник духовный», где приводятся назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей и святых. И, наконец, «Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов». Исследование последнего из перечисленных творений, в основу которого положены коптские фрагменты «Лавсаика», мы предлагаем сегодня вашему вниманию. Оно вышло в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется «Четыре египетских пустынника».

***

Как известно, автором самой книги «Лавсаик» был инок Палладий, который несколько лет путешествовал по разным странам Египта, потом побывал в Палестине, откуда прибыл в Вифинию. Здесь он был рукоположен в епископа Еленопольского и имел близкое общение со святым Иоанном Златоустом. Защищая святителя от нападений врагов, сам Палладий вынужден был скрываться около года в уединенной келии. После этого он отправился в Рим. Все обозначенные путешествия Палладия, как можно увидеть из содержания книги, относятся ко времени с 388 до 404 года по Рождестве Христовом. В продолжение сих путешествий Палладий с большим усердием собирал сведения о жизни святых и блаженных отцов и некоторых жен. Все собранные сведения записал в одной книге, которая впоследствии стала известна всему миру.

Она была написана по желанию и убеждению одного знаменитого мужа, занимавшего при императорском византийском дворе весьма важную должность. Звали его Лавсом, поэтому и книга получила наименование «Лавсаик». По словам самого Палладия, «в этой книге описаны добродетельное подвижничество и чудный образ жизни блаженных и святых отцов-монахов и отшельников пустынных для возбуждения ревности к подражанию в мужах, желающих вести жизнь небесную. Также описаны воспоминания о женах-старицах и богоугодных матерях, с мужественною ревностию подъявших труды добродетельного подвижничества, в пример любви к Богу для жен, хотящих украситься венцом воздержания и чистоты». В частности, рассказывает он и о преподобном Памве Нитрийском, преподобном Макарии Египетском (Великом), преподобном Макарии Александрийском и об авве Евагрии.

Научное издание «Четыре египетских пустынника (по коптским фрагментам “Лавсаика”)», выпущенное издательством Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарией — перевод с французского языка труда, подготовленного отцами Гавриилом (Бунге) и Адальбером (де Вогюэ). Цель этого труда - представить специалистам, монашествующим, а также всем тем, кто интересуется монашеской жизнью, портреты четырех великих подвижников Египетской пустыни. Подобно многим известным творениям древности, «Лавсаик» епископа Палладия имеет весьма непростую историю, о чем свидетельствуют предлагаемые в настоящем издании коптские фрагменты этого произведения. Эти уникальные тексты содержат множество деталей, которые исчезли из дошедшей до нас редакции «Лавсаика».

Как отмечают издатели, автор Лавсаика принадлежал к мощному течению в лоне отшельнического монашества, причисленного впоследствии к иноверному по причине оригенизма, которому оно следовало: Палладий был учеником и искреннейшим другом Евагрия Понтииского, ставшего благодаря своей духовной личности и своим литературным трудам одной из самых видных фигур этого течения. Неудивительно поэтому, что более поздняя традиция не без некоторых трудностей приняла это произведение — столь же, однако, важное, как и творения Евагрия. Литературный генезис «Лавсаика», по мнению издателей. остается в значительной мере окутанным тайной. Потому как произведение этого жанра, написанное без каких-либо литературных претензий, существует, по всей видимости, с очень ранних времен в двух редакциях, одна из которых является более прозаической и принадлежит перу самого Палладия, а другая представляет собой в стилистическом отношении «метафразу», т.е. пересказ.

Таким образом, «Лавсаик» дошел до нас в большом количестве рукописей, редакций и древних версий, что свидетельствует о большом интересе, который данное произведение всегда вызывало. К этой главной традиции следует добавить традицию «побочную», содержащуюся главным образом в коптском Синаксарии, основанном на греческом оригинале, который был по большей части утрачен, но существование которого не вызывает сомнений. Не менее проблематичным, по мнению издателей, является и вопрос об источниках, особенно литературных, которыми пользовался сам Палладий. Разумеется, он мог часто прибегать к своим собственным воспоминаниям, так как жил непосредственно среди египетских монахов сначала в окрестностях Александрии, потом в Нитрийской пустыне и наконец в Келлиях, где он провел много лет. Но ведь некоторых монахов, о которых он повествует, уже не было в живых к тому времени, когда он прибыл в Египет. И тогда на помощь ему пришла живая устная традиция. Отметим, что Палладий, как хороший историк, всегда отделяет то, что он видел и слышал сам, от того, что ему рассказали другие.

В предлагаемой читателю книге впервые собраны вместе фрагменты, которые на протяжении долгого времени были разбросаны по различным специализированным изданиям и оставались в связи с этим малодоступными. В каждой из биографий содержатся оригинальные сведения, не относящиеся к Палладию и даже никогда ранее не публиковавшиеся. Так, например, в «Житие Памвы» включен умилительный рассказ, повествующий о его любви к безмолвию и о его стремлении применять на практике все, чему он учился. Далее в том же житии говорится о щедрости аввы и окружавших его иноков по отношению к бедным жителям Ливии и островов. А в «Житии Макария Египетского» читатели обнаружат повествование о столкновении подвижника с иеракитом, а из жития его тезки, Александрийца, узнают об удивительных заставляющих задуматься фактах, среди которых можно отметить: отшельничество образованной женщины из Фессалоник продолжавшееся целый год в соседстве с аввой.

Описан в книге случай с разбитым стеклянным потиром, который был восстановлен чудесным образом; прибытие аввы в Александрию, чтобы вызвать дождь, и в особенности посещение святого семью мимами, его бывшими товарищами по ремеслу, которые впоследствии тоже стали монахами, последовав его примеру. Что касается «Жития Евагрия», то оно изобилует интереснейшими сведениями, которые исчезли из греческой версии: ночные бдения, когда в течение двух третей ночи понтийский монах ходил взад и вперед по своему дворику, предаваясь размышлениям; ночи с субботы на воскресенье, когда он выслушивал каждого своего ученика, чтобы дать ему наставление; щедрое гостеприимство по отношению к посетителям, а также денежные приношения в знак благодарности и почтения; попытки избежать епископства посредством бегства и многие другие подробности, в значительной степени обогащающие просопографию этого великого созерцателя Келлий.

***

Как говорится в предисловии книги «Лавсаик», Cократ в своей «Церковной истории», тем, кто желал подробнее узнать об египетских отцах, указывал на книгу, написанную Палладием, и говорил так: «Кто хочет знать, как они (отцы египетских пустынь) жили, что делали, что говорили на пользу слушающих, как им повиновались и звери, – есть особая книга, составленная монахом Палладием, учеником Евагрия. Поэтому, как отмечают издатели, «Лавсаик» является для нас одним из важнейших литературных источников, повествующих о египетском монашестве анахоретского типа (Нитрия, Скит, Келлии) в IV веке. Он вышел из среды, в которой возникли многие произведения, составляющие классическое монашеское наследие. Этим и обусловлен интерес к нему со стороны монашества с момента его появления до наших дней.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать