Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«На берегу Азовского моря крепко вросла в землю белая хата, принесённая сюда ветрами истории где-то из-под вишнёвых садов Полтавщины. В её окошки врывался, как полноправный хозяин, шум прибоя, а с рассветом будил на утреннюю молитву крик чаек. Мишутка любил слушать море, любил слушать чаек - и чувством благоговения перед тайной бытия исполнялось его сердце: там - за скользящей гладью, прячется иной, неведомый мир. И его чистые голубые глаза зажигались жаждой познания мира невидимого. Смотрел Мишутка на мир Божий, а мир смотрел на него - с надеждой, предчувствуя, что этот голубоглазый мальчуган - будущий «наш светильничек» (как скажут о нём люди), к которому за живой водой веры будут идти, и стар и млад, со всех концов Матушки России. Эту детскую чистоту голубых своих глаз пронёс Мишутка через всю свою жизнь. Даже тогда, когда он был уже седовласым старцем, архимандритом Модестом». О нем рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Называется она «Архимандрит Модест. Человек, который умел любить».
***
Книга Владимира Карагодина «Человек, который умел любить» рассказывает об архимандрите Модесте (Потапове), наместнике Старочеркасского монастыря, особо почитаемом старце на юге России. Воспитанник и преемник великих Глинских старцев митрополита Зиновия (в схиме Серафима) и схиархимандрита Виталия, отец Модест был поставлен Промыслом Божиим как орудие возрождения монашеской жизни в краю казачьей славы. По благословению митрополита Зиновия он читал над болящими особые молитвы — на исцеление душевных и телесных недугов. И его дерзновенная молитва возвращала к жизни наркоманов, алкоголиков, онкобольных и одержимых нечистыми духами. Но самым главным чудом, которое перерождало души людей, была слёзная, пламенная молитва старца. Молитва — как встреча с живым Богом. Богом — имя которому Любовь. Об этом чуде Богообщения, самом большом чуде в человеческой жизни, и повествует эта книга.
Вся жизнь старца Модеста (в миру Михаила Потапова) удивительна. Несмотря на трудные годы богоборческой власти, при которой ему суждено было жить, с детских лет и до самой смерти хранил он верность Господу и огромную любовь ко всем. Родился будущий старец 20 ноября 1926 года, накануне праздника Архистратига Михаила, в честь которого его и нарекли. В первой главе книги автор-составитель рассказывает о том, какой боголюбивой была семья Михаила Потапова. «Простой крестьянский род Потаповых отличался необыкновенно высокой духовной культурой, - пишет автор. - Начинался день с совместных утренних молитв, и оканчивался молитвой, несмотря на обилие хозяйственных хлопот и усталость. А во время насущных трудов пели псалмы и песнопения из богослужений.
Особенно торжественно проводили воскресенье и праздники. Дедушка, Вадим Маргаритович, со своей супругой, семеро их сыновей, четыре дочери - все своими домами, с детишками малыми торжественно шли в Никольский храм Богу молиться. После службы, укрепив телесные силы трапезой, дедушка, убелённый благородной сединой, читал для всех Святое Евангелие - возвышенно, останавливая внимание на особо содержательных местах. Все, затаив дыхание, с трепетом слушали Слово Жизни. Потаповы жили дружно и весело. Никогда слово гнилое не сходило с их уст, они даже и величали друг друга как-то по-особенному - любовно, ласково: Ванюша, Манечка, Варюша, Мишенька... (И впоследствии о. Модест так же ласково называл своих прихожан: «Серёженька, Оленька...»; он даже на проповедях обращался к людям как-то по-особенному нежно и тепло: «Людочки мои дорогие...»). Эти простые крестьяне были аристократами духа, гораздо благороднее многих благородных фамилий и родов. Не зря же их дети повырастали художниками, музыкантами, поэтами - утончённые, изысканные натуры. Художником душ человеческих суждено было стать и Мишеньке Потапову».
В школьные годы за свою неотмирность мальчик получил прозвище – Приблажный. Но, как ни странно, - повествует жизнеописание, - его не осуждали и не преследовали, а уважали и даже по-своему почитали. Дети чуяли в нём человека Божия, и при нём стыдились даже говорить что-либо непотребное. Военную службу Михаил Потапов проходил, по словам автора, «в солнечной певучей Грузии. За годы службы юноша полюбил эту землю - Святую Иверию, избранный удел Божьей Матери, которая явила миру многих святых. Особенно ему нравились грузинские церковные песнопения - тягучие и возвышенные, как горы. Некоторые из них он выучил и любил напевать. Спустя несколько лет Михаил еще не раз поклонился этой древней Иверской земле. Именно здесь впоследствии нашел он духовного отца, который преподал ему первые уроки небесного жительства – монашеского жития.
Священнослужителем Михаил Потапов стал в 50-летнем возрасте: 22 апреля 1976 года он был рукоположен в сан диакона, а 28 августа этого же года – в иереи. Вскоре после этого отец Михаил получил назначение настоятеля в Покровский молитвенный дом г. Шахты. По словам автора, этот город шахтёров, находящийся примерно в 60-ти километрах от Ростова, представлял собой невспаханную ниву для пастырской деятельности. Здесь и предстояло иерею Михаилу положить основание своему пастырскому подвигу, здесь в постоянных трудах и молитвах сложились отличительные черты его священнического облика. По воспоминаниям современников, «благоухание святыни и сияние благодати в восстановленном молитвами батюшки Покровском храме чувствовали даже неверующие. И даже неверующие несли к любвеобильному пастырю своё горе.
Людская почта из уст в уста передавала: в Покровском храме такой священник! Он так жалеет людей, так плачет! А жалость в нашем мире - самое большое чудо, тогда как современный человек задыхается от безразличия и душевного холода, окружающих его. И слёзы отца Михаила, которые ручьями лились из его небесно-голубых глаз при виде чужого горя, больше всего говорили о том, что Бог есть, и Он действительно любит нас». В 1985 году отец Михаил принял монашеский постриг с именем Модест. Менее чем через год он был возведен в сан игумена. После - служил настоятелем кафедрального собора г. Новочеркасска, потом - духовником возрождающегося Свято-Иверского женского монастыря. Последним местом служения благодатного батюшки был Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь, наместником которого он стал в 1994 году.
В 2001 году на Успение исполнилось 25 лет священнического служения отца Модеста Русской Православной Церкви. Четверть столетия свеча его пастырской молитвы горела пред Богом и людьми: сколько отслужено литургий и панихид, молебнов и акафистов, совершено таинств и треб, прочитано у алтаря записочек о здравии и за упокой, сколько тысяч народу - тьма тьмущая - прошло через его сострадательное сердце! После этого памятного юбилея батюшка стал готовить своих духовных детей, свою паству к мысли о своей скорой кончине. И спустя полгода, 14 марта 2002 года архимандрит Модест, причастившись Святых Христовых Таин, «с четками в руках и с молитвой Иисусовой на устах и в сердце», мирно почил о Господе.
А духовные чада посвятили блаженной памяти архимандрита Модеста такое стихотворение:
За вольною рекою Доном
Зеленый остров небольшой.
На службе братия с поклоном
Единой молятся душой.
В монастыре дары природы,
На главах куполов кресты,
Отрадно видеть для народа
Деянья Божьей красоты.
Господне Имя ныне славно
Средь живописных этих мест.
Наместником почил недавно
Архимандрит честной - Модест.
Хранится память незабвенно
О старце мудром и отце,
Служил он Богу умиленно,
И радость находил в Творце.
В нем были кротость и смиренье,
И слезы лились из очей,
Имел он дивный дар прозренья,
Молился и любил людей.
***
В предисловии книги автор-составитель пишет: «В этом холодном мире безразличия и равнодушия жил человек, который умел любить. И каждому, кто с ним встречался на пути, он дарил светлый лучик той великой любви, которая обитала в его чистом сердце. И всем от него становилось теплее. Всем, кто ещё не потерял в своей душе дар любви - то величайшее сокровище, которое даётся нам как способность, чтобы стать нашей сущностью. Когда прибывает в душе любовь, мы чувствуем себя счастливыми, а когда убывает - несчастными. Ибо истинная Любовь есть Свет, прогоняющий всякую тьму. Эту евангельскую истину люди познавали около отца Модеста опытно - они просто возле него были счастливы. Учёные и простецы, верующие и даже безразличные к вере, взрослые и, конечно же, дети».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 6 мая. Преподобная София (Хотокуриду)
Евангелие 6 мая. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия
Читаем Апостол. 6 мая 2024
День ангела. 6 мая
Этот день в истории. 6 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!