У книжной полки. 9 января

9 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Собрание сочинений святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского.

 

Прошел рождественский пост и весь православный мир встретил долгожданный праздник Рождества Христова. Все кто был на праздничном богослужении хоть раз в своей жизни, я думаю, запомнил слова торжественного песнопения - «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог»! От этих величественных слов верующее сердце наполняется несказанной радостью и счастьем. Эти слова мы слышим из уст архипастырей и пастырей, их читаем мы на страницах духовных книг. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны проповеди святителя Иннокентия Херсонского на воскресные дни, Господни и Богородичные праздники, на дни памяти святых и многие другие. И среди этих многочисленных проповедей святого архипастыря мы найдем немало слов, посвященных празднику Рождества Христова. Подробнее об этой книге – далее в нашей программе. ***

Эта книга входит в «Собрание сочинений святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского», выпущенного Единецко-Бричанской епархией в шести томах. В ней собраны проповеди на разные праздники, и в том числе беседы святителя Иннокентия, произнесенные им как в период рождественского поста, в сам праздник Рождества, так и последующие праздничные дни. Напомню читателям, что именно на поприще проповедничества святитель Иннокентий Херсонский снискал особую любовь паствы. По словам митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, «Редкое соединение ясности и простоты слова, музыкальной размеренности речи и художественной ее картинности» в проповедях святителя «пленяли и увлекали» слушающих их. «При этом в каждом обороте, в каждом выражении проглядывало одно искреннее намерение, связывавшее и одухотворявшее целые длинные тирады - отобразить в своих речах Бога, Его высочайший образ, образ земной Его жизни».

2. Данная книга разделена на 7 частей, но мы остановимся сегодня только на двух из них. И в первой части найдем пояснения святителя на великие Господские и Богородичные праздники, где он говорит о предмете определенного праздника и его отношении к жизни христианской, о начале празднования того или иного торжества и о его особенностях. Так, о предмете праздника Рождества Христова и отношении его к жизни христианской святитель Иннокентий пишет: «Праздник Рождества Христова, совершаемый Церковью 25 декабря (7 января н.ст.), установлен в воспоминание Рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа. - Нравственная мысль сего праздника та, что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит апостол, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22—24).

«Если кто не родится свыше, - говорит Сам Спаситель, — не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). «Странное Рождество видевше, — воспевает посему Святая Церковь, — устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте». Об образе торжествования древними святитель говорит: «Праздник Рождества Христова с самых древних времен христианства совершался Церковью с особенным уважением и торжеством. Златоуст в одной беседе своей называет его Митрополией всех праздников. Посему в древности в этот праздник: Народ приобщался Святых Таин. Господа давали свободу своим рабам. Цари запрещали игры и публичные зрелища. Запрещалось поститься. Сие последнее направлено было против некоторых еретиков, которые, по свидетельству Льва, папы Римского; постились в день Рождества Христова потому, что не верили принятию Спасителем истинной природы человеческой и почитали Его только по видимому воплотившимся, каковы были прискиллиане, следовавшие лжеучению Кедрона и Маркиона.

Во второй части предлагаются «Беседы на Рождество Христово». И первая беседа, которая открывает эту часть, называется «Слово огласительное при начале поста пред Рождеством Христовым». Несмотря на то, что в настоящий момент этот отрезок времени нами уже пройден, не будет лишним вспомнить его еще раз. Тем более что в этой беседе святитель предлагает своей пастве задуматься над тем, как должен христианин встречать Рождество Христово. В частности, архипастырь говорит, что не стоит в ожидании праздника «ограничить всю деятельность свою покупкой роскошных снедей, приготовлением новых одежд и украшений. Или заняться изобретением одних увеселений и забав, часто вовсе богопротивных, и всегда суетных и опасных для души. Такое приготовление, - предупреждает Владыка, - может послужить не к воспоминанию Рождества <Сына Божия>, а разве к увековечению памяти плотоугодия Иродова». Напротив, святитель Иннокентий советует: «Приготовься: прочти со вниманием или прослушай повествования евангелистов о Рождении Спасителя твоего, и размысли о всех обстоятельствах сего преславного события».

И далее, от беседы к беседе преосвященный автор объясняет своей пастве духовный смысл Евангельских событий и церковных установлений. Так, например, две предшествующие Рождеству Недели посвящены памяти «Святых Праотец» и «Святых Отец». Святитель не упускает случая побеседовать об этом, и одну из бесед заключает такими словами: «Лик ветхозаветных праведников ежегодно два раза является в церковном богослужении перед празднеством Рождества Христова, но его примечают только служители алтарей, и разве небольшое число ревностных посетителей храмов. Для всех прочих это Божественное «облако свидетелей» является и сокрывается так же, как мимолетящие облака в воздухе. Так мало сообразуемся мы с попечительностью Церкви Божией о нашем спасении! Она изобретает разные для сего средства, ежегодно представляет их пред очи наши, а мы - и не думаем о них! «Не подобает, - скажем и мы словами апостола, - не подобает, братие моя возлюбленная, сим тако бывати!». «Церковь ежегодно» «перед праздником Рождества Христова» воспоминает «святых мужей Ветхого Завета; то же должно делать и нам» - наставляет святой отец.

И вот уже Рождество. И на Литургии в навечерии праздника паства слышит от своего архипастыря, что он чуть было не умолк на весь наступающий рождественский период. А основание тому – говорит святитель Иннокентий – «была немощь - не телесная, а духовная; а причиною немощи - величие торжества, необъятность чудес и знамений Вифлеемских, глубина и неисследимость преславной Тайны явления во плоти Сына Божия». Как признается преосвященный автор, чем больше он размышлял «о сей Тайне, тем менее находил в себе способности изобразить ее в подобающем виде. Ум озарялся светом. Память предоставляла пророчество за пророчеством, событие за событием. Воображение преисполнялось святых образов. Сердце воспламенялось любовью к Предвечному Младенцу, почивающему в яслях. И слово оставляло» его, «и уста запечатлевались». Как признается святитель, он был способен «только благоговеть и удивляться, а не беседовать», и «навсегда остаться в этом безмолвном изумлении чудесам и тайнам любви вечной». Но потом Владыка был вразумлен свыше, что лежит на нем «священный долг делиться» с прихожанами, «при подобных случаях, и мыслями, и чувствами». И поэтому далее, на протяжении восьми бесед автор повествует обо всех событиях, сопровождавших великое Чудо Рождества.

А завершается вторая часть «Беседой в Неделю по Рождестве Христовом». Здесь святитель спрашивает: «Что же мы видели и чему научились?» за эти прошедшие дни. И затем перечисляет: «Видели тяжкие искушения, коим Пресвятая Матерь Господа со святым Иосифом подвергались перед рождением Господа, во время рождения и после того, до самого возвра­щения из Египта. И научились не страшиться искушений, не почитать их чем-либо чуждым для тех, кои работают Господеви, но взирать на страдания и лишения, как на неизбежных спутников истинно благочестивой жизни. Видели мы Божественное Отроча от самого явления на свет, не имущим где подклонить главу, возлежащим в вертепе и яслях. И поучились: богатые и знатные - не ставить за великое ни своей славы, ни своего богатства, а, напротив, взирать на них с опасением, яко на искушения и опасные соблазны. Видели мы смиренных пастырей Вифлеемских, по гласу Ангела текущих в Вифлеем, и первыми наслаждающихся лицезрением Спасителя мира.

И уразумели, что никакое состояние недалеко от спасения, что раб верный, где бы ни стоял, нигде не будет забыт Домовладыкою. Видели мудрецов восточных с их познаниями и дарами у ног новорожденного Царя Израилева. И поняли, что Начальник и Совершитель веры нашей нисколько не отвергает познаний человеческих, когда они не выходят из пределов веры и смирения и не посягают безрассудно на тайны Его премудрости. Видели безумство и жестокость Ирода, отъемлющего бесчеловечно жизнь у невинных младенцев и покушающегося на убиение Самого Сына Божия. И с ужасом познали, в какую бездну зла и ожесточения повергают человека неверие и страсти. Видели, как жители Иерусалима и весь народ Еврейский, живя под сенью закона Моисеева и питаясь всегда словами пророческими, не уме­ли возрасти в надлежащую меру веры и любви к обетованному Избавителю, не уразумели времени своего посещения, упустили драгоценный случай встретить восходящее Солнце правды. И восприяли правило – не полагаться на то, что мы - христиане, не почивать беспечно на обрядах и Таинствах, а показывать веру свою от дел, обнаруживать свое христианство нравами благими и жизнью чистою. Вот что мы видели, - заключает святитель - и не могли не видеть; ибо все это лежит, так сказать, на самой поверхности у яслей Спасителя нашего. Если бы кто решился остаться у сих яслей более, обратить внимание на все, их окружающее, тот, без сомнения, нашел еще более предметов и для удивления, и для поучения».

 

*** Выдающийся деятель Русской Православной Церкви первой половины 19 века архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) оставил богатое духовное наследие. Он обладал необыкновенным проповедническим даром, за что современники называли его русским Златоустом». Прошло уже более 100 лет, когда слово Херсонского архипастыря звучало для многих его современников. Но и теперь оно продолжает звучать для нас в его отеческих наставлениях. Например, вот в этих беседах святителя, которые раскрывают смысл и значение событий, так далеко отстоящих от нас и так радостно празднуемых нами. По словам издателей, эти беседы помогут современному христианину подготовиться как к достойной встрече, так и достойному празднованию многих праздников, и в том числе - к Рождеству Господа нашего Иисуса Христа.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать