У книжной полки. 9 октября

9 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Ольга Рожнёва. Святитель Тихон Московский.

 

Великий исповедник и мученик Патриарх Московский и всея России Тихон - один из самых почитаемых святых нашего времени. Мы празднуем три дня его памяти в году: 9 октября — прославление, 7 апреля — преставление, 18 ноября — избрание Патриархом Всероссийским. Он стал отцом для своей паствы в эпоху катастрофы — крушения прежнего церковно-государственного строя — и провел корабль Русской Православной Церкви сквозь бурю гонений и преследований безбожной власти. Заслуги патриарха Тихона перед Русской Церковью неисчислимы. В этом году исполняется 100 лет со дня восстановления Патриаршества на Руси и избрания на Патриарший престол митрополита Московского Тихона. О жизни святителя и его трудах на благо Матери Церкви рассказывает Ольга Рожнёва в книге - «Святитель Тихон Московский». Книга вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры». ***

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 1 февраля 1865 года в маленьком селе Клин, близ города Торопца Псковской губернии, в семье потомственного священника Иоанна Беллавина и Анны Гавриловны. Будущий патриарх был наречен Василием в честь святителя Василия Великого, вселенского учителя христианской веры. Как сын священника юноша пошел по стопам отца и поступил в духовное училище в городе Торопце, а по окончании училища, в 1878 году, уехал из родительского дома в Псков учиться в духовной семинарии. Среди своих товарищей по Псковской семинарии Василий имел шутливое прозвище Архиерей. Семинарию он окончил блестяще и решил поступать в академию.

Современники вспоминали о нем: «С детства Тихон был очень добродушным, кротким и богобоязненным без лукавства и святошества». В Санкт-Петербургской духовной академии, куда юноша поступил после семинарии, он носил уже прозвище Патриарх. В те времена не могло и в голову прийти, что это шуточное прозвище окажется пророческим, потому что патриаршества тогда в России не существовало. Академию Василий окончил в 1888 году, в возрасте двадцати трех лет, со степенью кандидата богословия и был определен в родную Псковскую духовную семинарию преподавателем богословия. Его очень любили студенты и преподаватели семинарии, как и все, с кем он встречался (это было особенностью его жизни).

Соученик по Псковской семинарии, Борис Царевский вспоминал, как Василий Иванович посетил дом его родителей: «Ты заметила, какие у него глаза? — спросила после ухода преподавателя мать Царевского свою дочь. — Чистые, ясные, как у голубя». — «От него веет теплом и добродушием, и он такой умный», — отозвалась дочь. Допивавший стакан чаю отец деловито предостерег супругу с дочкой, что расчеты на него, как на жениха, очень плохи: «Вы не смотрите, что он говорун и веселый такой. Его, Василия Ивановича, когда он был студентом, прозвали Патриархом, и дорога ему одна — в монахи». И действительно, в 1891 году молодой человек был пострижен в монашество с именем Тихон в честь любимого им святителя Тихона Задонского, а уже на следующий день после пострига был рукоположен в иеродиакона в кафедральном соборе Пскова. Через неделю, 22 декабря 1891 года иеродиакон Тихон был рукоположен в иеромонаха.

Довольно быстро из преподавателей талантливого, умного и благочестивого иеромонаха перевели инспектором Холмской семинарии (Варшавской епархии), затем ректором Казанской и снова в Холмскую семинарию уже ректором. В 1897 году, на тридцать третьем году жизни, отец Тихон был хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры города Петербурга во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. При наречении во епископа Люблинского архимандрит Тихон обратился к присутствующим с речью, в которой в частности сказал: «Бремя епископства возлагается на меня в сравнительно юные годы. Правда, в молодые годы у человека силы свежие, и больше у него отзывчивости, бодрости и одушевления, но зато не богат он житейскою опытностью, постоянством, настойчивостью, терпением, хладнокровием, серьезностью, рассудительностью, — словом, не богат тем, что так необходимо для успеха всякому делателю.

В молодые годы человек сам нуждается в руководстве, а на меня возлагают руководительство других! Невольно при сем припоминается мне предостережение святого апостола Павла Тимофею: Никтоже о юности твоей да нерадит (1 Тим. 4,12), то есть, не доведи себя до того, чтобы тобою пренебрегали из-за юности твоей; напротив, поступай так, чтобы дела твои не давали видеть твоего возраста, и все имели тебя не как юного, а как старца; чтобы старшие возрастом краснели, не являя себя подобным тебе, в добрых нравах, а юные имели в тебе — сверстнике своем — учителя; для сего будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12)». «Но откуда же мне, - продолжал Владыка, - слабому и немощному — взять сил для сего? Оттуда, откуда почерпал их и святый Тимофей. … Верую и исповедую, что, по слову святого апостола, … благоуспешность в прохождении слу¬жения зависит не столько от человеческих сил и достоинств, сколько от силы Божией, которая и в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Верую и исповедую, что возложением святительских рук ва¬ших будет и мне сообщена благодать Божия, которая уврачует мою немощь и восполнит мою скудость».

После Холмско-Варшавской епархии, как известно, молодой Владыка Тихон был назначен епископом Алеутским и Аляс­кинским, (с 1900 года — Алеутским и Северо-Американским). Затем он был переведен на Ярославскую и Ростовскую кафедру, далее на Виленскую и Литовскую, и наконец Московскую. Когда архиепископ Тихон стал правящим архиереем Москвы, на него сразу же было возложено бремя подготовки Помест­ного Собора, который не собирался бо­лее двухсот лет. Этот Собор открылся в день Успения Божией Матери, по но­вому стилю 28 августа 1917 года. По­четным председателем Собора стал старейший митрополит Киевский Вла­димир, а действующим председателем был избран святитель Тихон, возведен­ный за несколько дней до этого в сан митрополита. На Соборе был поднят вопрос о вос­становлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили кре­стьяне: «У нас больше нет царя, нет от­ца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим патриарха».

Протоиерей Владимир Воробьев, руководитель крупнейшего центра изучения истории новомучеников и исповедников в Русской Церкви, ректор Православного Свято-Тихоновского университета, рассказывал об избрании владыки Тихона патриархом так: «Его избирал самый удивительный Собор в истории Русской Церкви. Собор 1917 года готовился одиннадцать лет. Делегаты избирались демократическим способом, без политического давления. Он был очень представительным — более пятисот делегатов. Патриарха избирали также удивительным образом. Сначала избрали двадцать восемь кандидатов. Потом из них выбрали трех, набравших больше всего голосов. Потом из Успенского собора Московского Кремля принесли Владимирскую икону Божией Матери. Кремль тогда уже заняли коммунисты, поэтому там служить было нельзя, и икону принесли из Кремля в храм Христа Спасителя. В храме служил литургию священномученик Владимир (Богоявленский) — первый священномученик среди епископов-новомучеников. После литургии и специального молебна перед Владимирской иконой старец Алексий из Зосимовой пустыни вытащил жребий с именем патриарха Тихона. Здесь соединились активное участие народа и воля Божия».

21 ноября 1917 года (4 декабря по н. ст.), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля была совершена интронизация патриарха Тихона. Позднее, в день памяти Святейшего, старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил об нем в проповеди так: «У креста, предлежащего Русской Православной Церкви — Невесты Христовой на земле — поставляется святитель Тихон, принимая в грозные годы безвремения на Руси подвиг патриаршего служения. Любимому ученику — любимую Невесту Свою вручает Господь на заботу о ней и сохранение. А время было такое, когда всё и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и в храмы. Предчувствие все­общего надвигающегося хаоса и цар­ства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым патриархом-мучеником».

 

*** По словам протоиерея Владимира Воробьева, «святитель Тихон жил в обстановке тяжелого гонения на Церковь и прошел семь лет патриаршего служения как настоящий крестный путь, путь на Голгофу. Именно эти годы привели его к преждевременной кончине. Он скончался шестидесяти лет от роду, то есть прожил не такую уж долгую жизнь. Сегодня, оглядываясь на историю XX века, мы можем сказать, что патриарх Тихон является одним из самых великих русских святых и, безусловно, стоит в ряду величайших вселенских святых». Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. Канонизация Святейшего Патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать