У книжной полки. 9 ноября

9 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Ирина Булгакова. За помощью к старцам.

 

Как часто бывают случаи, когда кажется, что никто и ничто не в силах помочь, что ты совсем один в этом огромном мире со своим бедами, своими страхами, неразрешимыми проблемами. В такие минуты, конечно, верующий человек обращается в молитве к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, и ждет, что Господь укажет ему правильный путь. Так и пророк Давид учит нас обращаться к Вседержителю со словами «Скажи мне, Господи, путь воньже пойду» (Пс. 142, 8). Но иногда так хочется зримо увидеть человека, который укажет волю Господню, даст верный совет. Такими путеводителями для многих людей, порой даже независимо от вероисповедания, становятся старцы, к которым еду люди со всей земли за помощью. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, выпущенную в свет Издательством Эксмо в серии «Православная библиотека». Она так и называется – «За помощью к старцам». ***

В этой книге, по словам издателей, собрано то, что можно было бы назвать золотым наследием православных старцев: духовные рекомендации, молитвы и притчи, предельно актуальные и полезные и сегодня. В предисловии автор-составитель Ирина Булгакова пишет: «Когда мы слышим слово «старец», воображение в ту же секунду рисует нам образ согбенного седо­го старичка в монашеском одеянии... и на этом умолкает, считая, что дело сделано. Но неужели этот облик — единственный? Да и кроме того — разве он единственно верный? Не следует ли нам, прежде чем обращаться к старцам и их мудрости и опыту, чуть лучше представить себе, — кто же они такие на самом деле? И если мы решимся на это, то сразу же увидим, о в первую очередь старец — это учитель, настав­ник, духовный отец.

Возможность стать старцем не зависит ни от церковного сана, ни от прожитых лет. Нельзя достичь определенного возраста — скажем, пятьдесят лет или восемьдесят, — и превратиться в старца. «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички», - говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Более того, равно также бесполезно избирать «стар­цев» или насильно назначать кого-нибудь на эту роль. Люди остро чувствуют фальшь, и если они действи­тельно признают кого-либо старцем — а признать можно только по доброй воле, — то лишь тогда, когда сами почувствуют благодать, исходящую от человека. «Старец становится для учеников умом, совестию и сердцем, чрез которое кровь естественным обра­зом распределяется, движется и обращается. Ста­рец — это твердый дуб, около которого возрастают обвивающиеся круг него слабые растения, в одиноч­ку погибающие от бурь и ветра», — говорил об этом прото­иерей Александр Соловьев.

Чаще всего, - отмечает автор-составитель, - старцами становились монахи, но не­редко так называли и священников, к которым с лю­бовью притекало великое множество людей, — та­кими, к примеру, были святые праведные Иоанн Кронштадтский и Алексий Московский (Мечёв). Святитель Игнатий (Брянчанинов) выразил это так: «Привести к Богу может только тот, кто сам к нему пришел, а не тот, кто прочитал много книжек о том, как это делается». «Каждый, — писал преподобный Паисий Величковский, — должен иметь кого-то опытного в духов­ном руководстве, кому бы ты полностью предавал свою волю и повиновался, как Самому Господу». То есть послушание — это то главное, что должны вы­нести из общения со старцем его духовные дети, ибо, по словам того же прп. Паисия, «послушание — это самая короткая лестница к Небу».

Что же мы видим на деле? – спрашивает автор. Почему толпы людей стремятся попасть к старцам? На некоторых фору­мах выкладываются списки «популярных» старцев, которых обязательно нужно посетить, люди передают друг другу их адреса... «Вы думаете, старцам задают вопросы о духовной жизни, о борьбе со стра­стями? Ничего подобного. Чаще спрашивают, про­давать квартиру или не продавать, жениться или нет, а если жениться, то на ком, делать хирургиче­скую операцию или не делать», — сетует священник Михаил Прокопенко. «К старцам, к глубокому сожа­лению, идут с вопросами бытовыми, а не с духовны­ми, как следует, — говорит профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. — Крайне редко к старцам, настоящим, к таким, как отец Иоанн (Крестьянкин), приходили с вопросом: как мне победить зависть, злость...»

А ведь в дореволюционные годы «десятки тысяч русских людей всех сословий приходили в мона­стыри не только для того, чтобы поклониться свя­тыням или очистить душу исповедью и причаще­нием Святых Таин, но и для того, чтобы открыть душу старцу, получить от него совет и наставление, услышать ласковое слово утешения и ободрения, найти выход из жизненных затруднений, подойти через старца ко Христу», — писала Татьяна Руденская в статье «Русское старчество как духовный феномен православия». Особенно важным стало обращение к старцам в тот сложный период, когда стали закрываться церкви, когда посещать храм считалось не просто неприличным — за это могли и наказать, когда запрет властей накладывал свой отпечаток на всю духовную жизнь общества.

Сейчас же в старце зачастую видят оракула, га­далку, экстрасенса, который взглянет на тебя и тут же расскажет всю твою дальнейшую жизнь. Действительно, очень многие старцы имеют дар про­зорливости, дар исцеления. Но настоящие старцы отличаются смирением, боятся тщеславия и стара­ются не показывать эти дары. Старец может дать со­вет, наставление, но человек сам должен менять свою жизнь в соответствии с услышанным, а не пе­рекладывать на наставника ответственность за свою жизнь. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Давать советы — это камни с колокольни бросать. А выполнять — камни на колокольню носить». Люди же зачастую не желают прикладывать усилия к из­менению своей жизни, надеясь, что сейчас старец скажет волшебное слово — и дальше жизнь пойдет как по маслу... Но нет. «Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет около этого стол­па», — говорил преподобный Никон Оптинский. На­верное, в этом и есть один из главных «секретов» старцев.

Но, к счастью, не все идут к старцам, чтобы поте­шить свое самолюбие или утолить нездоровое любо­пытство. Ведь многим из нас — а может быть, и абсолютно всем, — так не хватает простого человеческого тепла, доброты и любви. Поэтому как много лет назад, не иссякает поток страждующих к ныне живущим старцам. А тот, кто не может по каким-то причинам попасть к таковым, он ищет слова утешения и помощи в святоотеческих творениях, и без сомнения находит их там. Кто-то тщательно записывает западающие в душу строки, и получается сборник различных поучений, наставлений, рассказов. В результате и получается примерно вот такой сборник, какой представлен сегодня в нашей программе. На его страницах все эти крупицы духовной мудрости подобраны по следующим темам: «Добродетели и страсти», «Болезнь – лекарство от грехов», «Успех в делах и помощь Божия», «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

А открывает тему раздел под названием «Добро, любовь, милосердие». И вот что в частности святые отцы – прославленные старцы – говорят о любви. «Истинная любовь, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, - охотно терпит лишения, беспокойства и труды, сносит обиды, унижения, недостатки, погрешности и неисправности, если нет от них вреда другим. Терпеливо и с кротостью переносит низости и злобу других, предоставляя суд Всевидящему Богу, праведному Судии, и молясь о том, чтобы Бог вразумил омраченных неразумными страстями». «Любовью все строится, любовью все скрепля­ется, любовью все стоит, — говорил часто преподобный Варлаам Хутынский. И перед смертью он твердил братии, что обитель их никогда и ничем не будет оскудевать, если только они будут иметь любовь между собой.

Говоря о добре, любви и милосердии, составитель также напоминает нам, что все жизненные трудности мы должны преодолевать со смирением. Ведь особенно враг рода человеческого ополчается на человека, если он начинает творить добро, становится милосерднее к своему ближнему и начинает любить других. И вот одно из наставлений, которое мы находим на страницах этой книги, может укрепить в несении этого креста. «Лишения очень помогают людям, - говорит прп. Паисий Святогорец. - Испытывая в чем-то недостаток, чего-то лишаясь, люди становят­ся способны познать цену того, чего у них не стало. А те, кто сознательно, с рассуждением и смирением лишают себя чего-то ради Христовой любви, испы­тывают духовную радость. Если кто-то, к примеру, скажет: «Такой-то человек болен, и поэтому сегодня я не буду пить воды. Ничего большего, Боже мой, я сделать не могу». И если человек совершит это, то Бог напоит его уже не водой, а сладким прохлади­тельным напитком — Божественным утешением».

 

*** «Служение русских старцев движимо было великой любовью», — пишет Татьяна Руденская. Действительно, даже письма вели­ких подвижников пронизаны этой любовью — ис­кренней, сердечной, нелицемерной. Не случайно в жизненных трудностях столетиями тысячи и тысячи людей обращались именно к духовным наставникам. Даже недолгая беседа с настоящим старцем возвращает верующего к жизни, дает надежду, а мудрые наставления действительно помогают разобраться в своей душе и пре­одолеть напасти. И мы надеемся, - говорят издатели, - что их наследие, представленное в этой книге лишь малой частью, поможет вам почувствовать эту великую любовь — и обрести путь, ведущий к Богу.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать