Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Иван Сергеевич Тургенев. Лазурное царство.
27-го октября 1858, в 1 час пополудни, накануне своего 40-летия, Иван Сергеевич Тургенев завершил написание нового романа - «Дворянское гнездо». Впервые этот роман был опубликован в первом номере журнала «Современник» за 1859 год с подписью: Ив. Тургенев. С тех пор прошло уже 158 лет, а тургеневские герои не перестают волновать и современного читателя. Ведь не смотря на то, что время течет, и проходят года, вечные ценности остаются и не меняются, потому что строятся они на духовных началах, на Божественных истинах. Искателями и носителями истины предстают перед читателями и герои произведений Тургенева. Духовные стороны личности русского человека раскрываются нам в частности, и в романе «Дворянское гнездо», и в рассказах «Записки охотника», и других произведениях, составивших книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серии «Библиотека духовной прозы» и называется – «Лазурное царство». ***
В эту книгу вошли произведения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: роман «Дворянское гнездо», избранные рассказы из цикла «Записки охотника», рассказ «Муму», несколько «Стихотворений в прозе», стихи. В предисловии составитель книги Татьяна Соколова анализирует творчество Тургенева и вкратце рассказывает о жизни писателя. Из этого повествования мы узнаем, что родиной русского писателя является Орловщина, которую сегодня называют землей Тургенева. Именно здесь 28 октября (или 9 ноября н.с.) 1818 года родился он в фамильном имении «Спасское-Лутовиново» Мценского уезда в семье офицера кирасирского полка, участника Отечественной войны 1812 года Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны (урожденной Лутовиновой). Здесь, взращенный слугой-камердинером, полюбил всем сердцем «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».
Отсюда в возрасте девяти лет вместе с родителями переехал в первопрестольную, где занимался сначала в пансионе Вейденгаммера, а затем — в знаменитом Лазаревском институте, после чего поступил на словесный факультет Московского Университета. Далее была учеба в Петербургском Университете и, наконец, в Берлинском, где Иван Тургенев слушал лекции по истории римской и греческой литературы, одновременно совершенствуясь в языках, — он свободно владел английским, немецким и французским. Но где б ни был он, в России ли, за границей (а с начала 1860-х он почти постоянно жил за рубежом, в основном в Германии и Франции), при всякой возможности наезжал в Спасское. В 1852-м и вовсе оказался в ссылке в родовом поместье, вызвав гнев властей некрологом на смерть Гоголя. Страстный охотник, он исходил все окрестные леса с двустволкой за спиной. А сколько творческих задумок возникло тут! Иван Сергеевич и сам признавался: «Работать по-настоящему можно только живя в русской деревне».
В Орле происходит действие, пожалуй, самого волнующего, самого поэтичного романа Тургенева - «Дворянское гнездо». Главная героиня его, Лиза Калитина, — один из наиболее трогательных, поэтичных образов во всей нашей литературе. Она воистину тургеневская девушка, мечтательная, светлая, чистая. Сродни «русской душой» пушкинской Татьяне Лариной из «Евгения Онегина», Лиза вовсе не считала себя патриоткой. Но «ей было по душе с русскими людьми; русский склад ума ее радовал». Наделенная глубоким внутренним миром, характером вдумчивым, созерцательным, она сторонилась пошлости окружающей жизни, зная, что всё — от Бога. Воспитанная истово веровавшей крепостной Агафьей, Лиза слушала ее, «и образ вездесущего, всезнающего Бога с какой-то сладкой силой втеснялся в ее душу, наполнял ее чистым, благоговейным страхом, а Христос становился ей чем-то близким, знакомым, чуть не родным». «Христианином нужно быть, — говорила Лиза, — не для того, чтобы познавать небесное... там... земное, а для того, что каждый человек должен умереть».
Всем своим неискушенным, почти детским сердечком откликнулась она на любовь Федора Лаврецкого, но, узнав, что брак между ними невозможен, не стала искать своих объяснений, своих слов, целиком положилась на волю Божию: ведь «счастье на земле, — знала она, — зависит не от нас...» Без долгих размышлений, очень естественно и просто переселилась она из своей «келейки», небольшой комнатки во втором этаже дома ее матери — «чистой, светлой, с белой кроваткой, с горшками цветов по углам и перед окнами, с маленьким письменным столиком, горкою книг и распятием на стене», — в монашескую обитель, которая находилась «в одном из отдаленнейших краев России». Тургенев сознавал, что значит веровать по-настоящему, всем существом (характер Лизы — тому порукой), и страдал оттого, что сам лишен этой всепоглощающей, безусловной веры. Об этом он писал своей давней советчице, женщине подлинной веры и большого сердца графине Елизавете Георгиевне Ламберт: «Имеющий веру — имеет всё и ничего потерять не может; а кто ее не имеет — тот ничего не имеет, — и это я чувствую тем глубже, что сам принадлежу к неимущим!».
Но так ли уж это верно, - задумывается Татьяна Соколова, - справедливо ли числил себя Иван Сергеевич среди «неимущих»? Не в русских ли праведниках, пришедших к нам со страниц его романов, повестей и рассказов, частицы его бессмертной души, устремленной к высшему, горнему? Взять для примера его крестьян из «Записок охотника»! Все разные, ни один не похож на другого, и в то же время похожие — человеческой своей сутью, природным достоинством, одной верой в Бога. Вот Хорь, «человек положительный, практический, административная голова, рационалист». И друг его Калиныч — идеалист, романтик, восторженный и мечтатель «с лицом кротким и ясным, как вечернее небо». Певец Яшка-Турок, русская, правдивая, горячая душа которого «звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». И убогонький Касьян с Красивой Мечи.
О Касьяне, - пишет Татьяна Соколова, — разговор особый. Прозвали Касьяна Блохой — так чёрен и мал он. А еще — «юродивцем». Он и впрямь не от мира сего, признается: «Живу, как Господь велит». «— Пташек небесных стреляете небось?.. Зверей лесных?.. И не грех вам Божьих пташек убивать, кровь проливать неповинную?» — взыскует он к барину-охотнику. И в этом — не осуждение, не корысть, а великое смирение человека перед Творцом. Наделенный даром целительства, он и тут тушуется. Дескать, кто я? Всего лишь орудие Господне. Все - от Него: «Лекаркой меня называют... Какая я лекарка!.. И кто может лечить? Это все от Бога. А есть... есть травы, цветы есть: помогают, точно. Вот хоть череда, например, трава добрая для человека; вот подорожник тоже; об них и говорить не зазорно: чистые травки — Божии. … Еще с молитвой разве. Ну, конечно, есть и слова такие... а кто верует — спасется», — убежден он.
Великий правдоискатель, он исходил с сумой за плечами всю землю Русскую, и понял, что «Справедливости в человеке нет,— вот оно что...» И сколько таких правдолюбцев и смиренников на Руси? Не счесть. И нет им переводу. Вот хотя бы болящая Лукерья из «Живых мощей». Изболелась, иссохла так, что от прежней ладной плясуньи и песенницы ничего и не осталось — мощи, да и все тут. Лежит недвижимо не один уж год. И ни слова ропота. Ни в чем не считает себя обделенной — а ведь первой невестой считалась. «Послал Он мне крест, — говорит она, — значит, меня любит». Жалеет не себя — других: «А у иного и пристанища нет! А иной — слепой или глухой! А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу, все. Крот под землею роется — я и то слышу. И запах я всякий чувствовать могу, самый какой ни на есть слабый! Гречиха в поле зацветет или липа в саду — мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу. Лишь бы ветерком оттуда потянуло».
«Нет, что Бога гневить? – продолжает Лукерья. - Многим хуже моего бывает. Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел». «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу», — с величайшим усилием, но умиленно произносит страдалица. И кажется даже, она счастлива в юдоли своей. Как тут не вспомнить тургеневские же слова: «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать». Как у Тургенева «хорошо умирают русские люди... — записал в своем дневнике академик Федор Иванович Буслаев.— Скорбная девушка, но просветленная душою, умирает хорошо... именно потому, что она верует, и потому отдает свою ясную душу Господу Богу, как мученица первых веков христианства <...>». Таким же мучеником в последний год своей жизни был сам Иван Сергеевич. Его последняя болезнь — рак позвоночника — тянулась долго, боли были такими, что не помогал и морфий. Но все, кто был в те дни рядом с Тургеневым, поражались его выдержке: никто не услышал от него жалобы.
*** Тургенев умер 3 сентября 1883 года в Буживале, близ Парижа, был отпет и похоронен на Родине, — но не в милом сердцу его Спасском-Лутовинове, а в Петербурге, на Литераторских мостках Волкова кладбища. Незадолго до кончины он послал последний привет родным пенатам: «Если вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, Родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». «Образ Родины, святой Руси - с её многовековыми религиозными преданиями, христианской историей, православными традициями» составляют основу произведений великого русского писателя, Ивана Сергеевича Тургенева, избранная часть которых представлена и на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие в современном мире. Пасхальный выпуск. Семья Свириденко
События недели. 12 мая 2024
Воскресные беседы. Тень апостола Петра
Кулинарное паломничество. Рецепт поминальной кутьи. Часовня-памятник героям Плевны
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!