У книжной полки. 9 мая

9 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Валерий Николаевич Лялин. За старцем не пропадешь.

 

Валерий Николаевич Лялин, книгу которого сегодня мы предлагаем вашему вниманию, - один из талантливейших писателей нашего времени. Его рассказы исполнены ценным опытом духовной жизни, который автор приобретал в непростые десятилетия богоотступничества и преследования верующих людей. Под его пером возродился забытый жанр душеспасительной литературы - рассказ-притча. Валерий Николаевич был мастером и повествовательного изложения. Особую любовь читателя приобрели рассказы в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» и в записи на дисках в исполнении автора. Здесь раскрылся другой дар Валерия Николаевича - дар сказителя-рассказчика. Оценить его талант можно, слушая сохранившиеся аудиозаписи, а можно и читая его книги. Об одной из них, а также о самом авторе - далее наш рассказ.

В сборник, вышедший в свет в Издательстве Петроглиф под названием «За старцем не пропадешь», вошли лучшие рассказы православного писателя Валерия Лялина. В этой книге - отголоски долгой и трудной жизни писателя: он участвовал в Великой Отечественной войне, пришел к вере в годы гонений и много путешествовал по глубинке. Среди героев его рассказов - святитель Лука (Войно-Ясенецкий), блаженная Любушка Сусанинская, известные старцы и безвестные сельские батюшки, юродивые и "заблудшие", пытающиеся обрести Бога в стране победившего атеизма. И хотя многие из героев предстают перед читателями не в ореоле святости, а в житейской простоте, они несут в себе свет, который освящает их жизненный путь, наполняет смыслом их бедный быт и помогает найти дорогу к Богу другим.

Таким был и сам писатель Валерий Лялин: он пришел к вере в годы безбожия, не раз встречался с православными подвижниками и стяжал «дух мирен», который и теперь дышит в его книгах. О себе сам Валерий Николаевич говорил следующее: «Я писатель из молодых, отточил свое перо на восьмом десятке лет. Вся юность прошла в урагане войны 1941-45гг. Война тяжелым катком прошлась по моей жизни, и не успев умертвить, превратила меня в инвалида телесного и духовного. Вновь возродил меня к жизни архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий), ныне причисленный к лику святых, подаривший мне Библию и наставивший на путь Христов. Окончив медицинский институт, я работал сельским врачом в Крыму, в Закарпатье и в Грузии, где окормлялся у старцев монахов - выходцев из знаменитой Глинской пустыни, а также общался с монахами-пустынниками из Абхазии. Вернувшись в Петербург, был благословлен в псаломщики и клиросные певчии архиепископом Тихвинском Мелитоном. Писал православную прозу и сотрудничал на «Православном радио Санкт-Петербурга». Все мои рассказы - от сердца на основе жизненного опыта. Пройден большой путь со грехами и покаянием. Да простит и помилует нас Господь".

«Вся моя биография - в моих рассказах», - говорил Лялин, и это действительно так, даже тогда, когда «писатель излагает явно иные судьбы - ибо иных, чужих судеб в его духовной биографии не было». Так, например, цикл рассказов этой книги открывает произведение, посвященное инвалидам колясочникам. Оно называется - «Изограф». В нем говорится о мальчике, который родился без рук и ног, но при этом получил от Бога талант иконописца. На вопрос родственников, отчего мог такой ребенок родиться, диакон местной церкви ответил: «М-да, православные, вопрос этот сложный. Здесь только докторская наука в состоянии на него ответить. Но что касается моего мнения, то я, как церковнослужитель, могу сказать, что здесь сам сатана поработал. Без него, проклятика, здесь дело не обошлось. Видно, Господь усмотрел в этом младенце великого человека. Может, он назначен Господом быть генералом, а может быть, даже архиереем. А дьявол по злому умыслу взял, да ручки и ножки-то отнял у младенца. Вот тебе и архиерей. Впрочем, может быть, я ошибаюсь, так простите меня Христа ради».

А когда младенца крестили, на ворчание восприемника священник, совершавший Таинство, сказал: «Мы, Якимушка, еще не знаем, какой Божий промысел об этом ребенке. А что касается рта, то этим ртом он может сотворить еще большие дела. Ведь рот служит не только для вкушения ястий, но сказано в Писании: «В начале было Слово». Погоди, погоди, еще не ты, а он тебя будет кормить». «А спустя чуть больше ста лет, в 1963 году, в Югославии, сербский историк живописи Здравко Кайманович, проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви, в селе Пурачин, около Тузлы, обнаружил икону, на оборотной стороне которой имелась надпись по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости, того же села, зубами крестьянином Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Государственный архив СССР дал подтверждение. О том, как стал иконописцем инвалид Григорий и говорится в рассказе «Изограф».

Следующий рассказ, название которого вынесено в оглавление книги, повествует о первых днях войны, когда автор жил в солнечной Евпатории. В то время, по словам писателя, он еще не был верующим человеком, но благодаря новому знакомому, сапожнику Иоанну, который до 1920 года был монахом - отцом Панкратием, - много узнал о Православии. В результате отношение автора к религии изменилось, и он стал каждый день с интересом и усердием читать Библию. Между тем линия фронта неизбежно приближалась и, как пишет Валерий Николаевич, ему и отцу Панкратию пришлось уехать из Крыма. О том, как спаслись старец и его спутник от неминуемой смерти, и как на деле оправдалось это высказывание - «за старцем не пропадешь» - вы узнаете из рассказа с одноименным названием.

Еще один рассказ, о котором хочется сказать именно сегодня, в день рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого), повествует о встрече писателя с архипастырем. В то время Валерий Николаевич был, как он сам пишет, «больным и изнуренным тяжелыми годами военного лихолетья». «К приятию христианства, - рассказывает автор, - я шел очень тяжело и долго. Я прорастал к нему через пласты сомнений, атеизма и всеобщего отрицания Бога. Я прорастал к нему, как прорастает к свету былинка через слои асфальта. Ничего на меня не нисходило, не озаряло, не бросало вдруг в объятия христианства. Вера росла постепенно. Это был очень медленный и холодный рост, наподобие роста кристалла. Принятию мною Христа особенно мешало одно большое сомнение — за время войны я был свидетелем ужасающего насилия человека над человеком, аналогов которого никогда не встретишь ни у каких видов в животном мире. Кажется, в нашей стране было поругано все, что может быть поругано».

Однажды, писатель пришел в храм, где служил архиепископ Симферопольский Лука. «Я стоял в церкви, вспоминает автор, - и смотрел, как народ подходит к архиепископу под благословение. Люди тихо, с благоговевшем целовали крест и руку, руку архиепископа-хирурга. Я думал: вот человек легендарной судьбы, который без сомнений идет по бурному морю жизни и не тонет в его пучине, как тонул усомнившийся Петр. Вечером того же дня я лежал у себя в комнате и решал: идти мне к владыке Луке или не идти? Мне необходим был совет: как жить дальше? Потому что жизнь зашла в тупик, я уже не видел в ней смысла, хотя мне не было еще и тридцати лет. Удушливая советская повседневность окрасила мир в серые, блеклые тона, породила безотчетную тоску». И вскоре он обратился к Владыке. И услышал от него следующее: «Я Вас понимаю. Все это знакомо и мне. И я когда-то чувствовал себя сбившимся с пути и оставленным Богом. И меня, было время, терзали сомнения. Иногда я принимал просто бессмысленные решения. Вера в спасительность христианства не далась мне легко — пришлось выслуживать ее у Бога многолетним трудом, ценою собственных страданий».

«Истинный путь к Богу, сказал святитель, - пролегает только через Христа, и многие ищущие Бога должны знать и помнить это. Сколько людей, столько и путей к Богу; у каждого свой путь. В наше время он намного труднее. Сейчас на пути к Богу стоит много преград. Ведь мы живем в стране, где Бог пишется с маленькой буквы, а КГБ — с большой. Современному человеку пройти по водам невозможно. Уж если сам апостол Петр тонул в море, то мы все в этом житейском море барахтаемся, как котята. Не стремитесь совершать великие подвиги, великие дела. Не всякий на это способен, а от неудач возникают разочарование и апатия. Прежде всего, будьте добросовестны в малом, и Бог, видя Ваше старание в малом, подведет Вас к большому делу. Уезжайте из города. В городе больше соблазнов, больше греха. Город — место противления Христу. Поезжайте в деревню и займитесь там практической медициной. Лечите простых тружеников, но не забывайте о их душах». Валерий Николаевич последовал совету святителя, а спустя какое-то время получил посылку из, Симферополя. Это была Библия от архиепископа Луки.

 

*** По словам издателей, рассказы Валерия Лялина написаны на высоком литературном уровне и продолжают традиции классической русской литературы. Со всей достоверностью они открывают перед читателем настоящую христианскую жизнь, простую и одухотворенную, исполненную обыкновенных чудес. И как говорится на сайте Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, «секрет таланта писателя прост - это духовный опыт. Опыт старца, прошедшего двадцатый век вместе со своим народом...» Валерию Николаевичу Лялину удалось самое трудное - написать о Царствии Божием, которое «внутрь нас есть». Путь человека к Богу и жизнь безвестных православных подвижников XX столетия — основные темы его рассказов».

 

При составлении текста кроме книги использовались материалы разных интернет-ресурсов.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать