У книжной полки. 9 марта

9 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Преподобный Ефрем Сирин. Покаяние.

 

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», - с таким призывом обращался к народу святой пророк и Креститель Иоанн на реке Иордан. В 4 веке проповедь покаяния возвестили уста прп. Ефрема, знаменитого сирийского подвижника, христианского богослова и поэта. Преподобный Ефрем — необыкновенно плодовитый писатель. Число его творений достигало тысячи, и это даже если исключить из них составленные им мо­литвы, отчасти получившие богослужебное употребление. Еще при жизни преподобного Ефрема его слова и беседы были переведе­ны на греческий язык и читались в церквях наравне со Священным Писанием. До сих пор звучит голос этого сирийского подвижника в его творениях, призывая нас к покаянию, к борьбе со своими страстями, в возделыванию добродетелей. Именно покаяние является главной темой и этой книги. ***

Сегодня мы продолжаем знакомить вас собранием сочинений одного из величайших учителей Церкви, преподобного Ефрема Сирина, которое выпускает в свет Издательство «Сибирская Благозвонница». По словам автора очерка, который предваряет полное собрание сочинений этого знаменитого подвижника, преподобный Ефрем Сирин всегда пользовался общим уважением в Церкви, как по своей жизни, так и по писаниям. Святитель Григорий Нисский говорит: «Прославлять мне надобно того, который на устах у всех христиан, Ефрема, жизнь и учение которого сияют во всем мире. Ибо он известен поч­ти всей подсолнечной, и только разве те его не знают, которые не знают великое свети­ло Церкви — Василия Великого». По своему содержанию многочисленные творения препо­добного Ефрема можно разделить на следу­ющие разделы: толковательные, духовно-нравственные, догматико-полемические, молитвы и песнопения. Мы же сегодня рассмотрим его духовно-нравственные сочинения, которые раскрывают нам покаянную тему.

В этих сочинениях прп. Ефрем является, по преимуществу, проповедником сокрушения сердечного. Ни о чем так много не говорил и не писал он, как о сокру­шении сердечном, о необходимости непре­станно проливать слезы покаяния, потому что и сам он был проникнут чувством глубочай­шего сокрушения. Святитель Григорий Нис­ский говорит, что «непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом. Кто будет читать его писания, — прибавляет святитель Григорий, — тот уви­дит, что он не тогда только плачет, когда го­ворит о покаянии, но и в похвальных словах, где другие обыкновенно выражают радость». Ни днем ни ночью не отступала от него мысль о грехах.

«На ложе моем, — говорил он в одном из своих умилительных песнопений, — помыслил я о Тебе, Человеколюбец, и в полночь восстал прославить благость Твою. Привел себе на память долги и грехи свои и пролил потоки слез. Ободряли меня разбойник, мытарь, Мария, грешница, хананеянка, а также кровоточивая и самаряныня при колодце водном. Они говорили мне: "Восстань, умоляй о щедротах; Господь твой исполнен щедрот!"» В другой раз он поведал братии своей, как однажды, среди размышлений о суете жиз­ни временной, напал на него великий страх и он узрел очами сердца своего Господа, сияющего во славе Своей. «Господь сказал душе моей — так говорит прп. Ефрем — «Для чего ты, душа, возгнушалась небесным своим черто­гом, который наполнен светом славы? Для чего ты, душа, невеста Моя, ненавидишь Пре­чистого и Бессмертного Жениха? Для чего ты, душа, возгнушалась благами, какие уго­товил Я тебе во свете жизни?.. Для тебя во­шел Я в общение со смертью; для тебя и че­ловеком Я стал... Я сделал так, чтобы ангелы служили тебе... А ты возгнушалась Небесным Женихом...»

«Убоялся я, братия, — продолжал прп. Ефрем, — вникая в страшные слова Господ­ни, и сказал: «Вы, горы, покройте грешника и нечестивца!»; преклонив вниз голову свою и проливая о себе слезы, говорил: "Услышь. Владыка, плач мой и не поступи со мной по всем делам моим!"» Полный сокрушения сердечного, препо­добный Ефрем, когда желает и других расположить к смиренному сознанию своих гре­хов, всегда старается сначала поставить на вид свое собственное недостоинство. Неред­ко он начинает свои наставления такими или подобными словами: «Будьте, по сердоболию своему, сострадательны ко мне, братия. Из­бранники Божий, склонитесь на воззвание человека, который обещал благоугождать Богу и солгал Сотворившему его; склонитесь, чтобы ваших ради молитв избавиться мне от обладающих мною грехов. С детства стал я сосудом непотребным и позорным... Увы мне, какому подпал я осуждению! Увы мне, в каком я стыде!.. Подлинно, у меня только образ благочестия, а не сила его».Желая в других возбудить сокрушение, святой подвижник всегда прежде старается возбудить его в себе. Часто слышатся в его наставлени­ях такие воззвания к самому себе: «Сокру­шайся, душа моя, сокрушайся о всех благах, которые получила ты от Бога и которых не соблюла. Сокрушайся о всех злых делах, ко­торые совершила ты! Сокрушайся и кайся, чтобы не предали тебя во тьму кромешную». То же чувство сокрушения прп. Ефрем старался возбудить и в других. «Приидите, — гово­рил он в том же слове, — братия мои, при­дите, отцы, придите, рабы Христовы, сокру­шим сердца свои и будем день и ночь плакать перед Господом! Приидите, воспомянем не­изреченные и неописанные оные блага — и сокрушимся. Приидите, воспомянем тот страшный и в ужас приводящий Престол и тот стыд, какой ожидает нас перед ним, — и восплачем о себе».

Как отмечает автор очерка, по опыту зная спасительные плоды сокрушения и слез, прп. Ефрем и в своих настав­лениях другим живо изображал силу спаси­тельного плача. «Начало плача, — говорит он — позна­ние самого себя... Плач созидает и охраня­ет. Плач отирает слезами душу и делает ее чистой; плач рождает целомудрие, отсекает прихоти, усовершает добродетели. Что еще сказать? Плач ублажается Богом». «Вели­ка сила слез, братия! — читаем уже в «Слове о Суде и об умилении». — Умиление вселя­ет в нас Единородного Сына, когда вожделеваем Его. Умиление привлекает на душу Духа Святого. Удостоверьтесь, братия, что на земле нет радости сладостнее той, какая бывает от умиления. Изведали ли опытно вы, братия, силу слез? Озарился ли кто из вас этой радостью слез по Богу? Если кто из вас, испытав это и усладившись этим, во время усердной молитвы возносился над землей, то в этот час бывал он весь вне тела своего, вне всего этого века и уже не на зем­ле. Таковой с Богом беседует, во Христе про­свещается».

Непрестанно в словах преподоб­ного Ефрема звучит напоминание о Страш­ном пришествии Христовом, о Последнем Суде и будущей участи праведников и грешников. Тем самым проповедник покаяния сам возбуждал в себе сокрушение, и перед своими слушате­лями изображал картину Последнего Суда. О чем бы он ни говорил, слово его как бы не­вольно склонялось более или менее к этому предмету. О том, что мысль о Суде постоян­но была присуща душе его, лучше всего по­казывает следующее его поучение: «В один день, встав очень рано, ходил я с двумя братиями вне благословенного града Эдессы, возвел очи свои на небо, которое, подобно чистому зеркалу, со славой осиявало звез­дами землю, и в удивлении сказал: "Если звезды сияют с такой славой, то кольми паче праведные и святые, сотворившие волю Свя­того Бога, в тот час, когда приидет Господь, воссияют неизглаголанным светом Спасителевой славы!"

Но вдруг, говорит прп. отец, при воспомина­нии о Страшном пришествии Христовом содрогнулись кости мои и, ощутив смуще­ние и в теле и в душе, заплакал я с сердеч­ной болью и сказал, воздыхая: "Каким я, грешник, окажусь в этот страшный час? Как предстану Престолу Страшного Судии? Что мне делать, когда святые узнают друг друга в чертоге небесном? Кто меня узнает? Пра­ведные будут в чертоге, нечестивые в огне! Мученики покажут свои муки, подвижни­ки свои добродетели, а я что покажу, кроме слабости своего нерадения? О душа рассеян­ная, душа грешная, душа бесстыдная, душа, ненавидевшая всегда жизнь свою! Долго ли пресмыкаться тебе по земле?"» Однако сокрушение прп. Ефрема не было горьким, безотрадным состоянием души. И сквозь слезы сияет в словах его тихая не­бесная радость, истекающая из сердца, пол­ного любви к Богу и крепкого упования на своего Спасителя.

 

*** «Столп Церкви, великий отец и вселенский учитель, пророк сирийский, солнце сирийское, духовный фило­соф и глубокий ученый, витийствеиные уста и цитра Святого Духа» — так возвышенно отзывается о свя­том преподобном Ефреме Сирине его современник, святитель Григорий Нисский. В чтении творений знаменитого сирийского подвижника с древности и до наших дней православные люди, стре­мящиеся к духовному преуспеянию, находили и нахо­дят обильный источник назидания. В эту книгу вошли слова преподобного Ефрема, проникнутые покаянным настроением и сокрушением, за которые его по праву называют учителем покаяния.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать