Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской.
Летом 2004 года свершилось событие значимое не только для Русской Церкви и ее истории, но и для всего народа России. Событие, знаменующее собой важный этап духовного возрождения нашей страны – возвращение в Россию чудотворного образа Богоматери «Одигитрия Тихвинская». Эта икона Богородицы – одна из самых почитаемых святынь православной Руси – была вывезена из страны во время Великой Отечественной войны. Поистине, чудесно сохранилась она в бурях нового времени подвижничеством преданных вере людей. Тем более не удивительно то, что этой прославленной святыне было посвящено в свое время множество произведений древнерусской литературы. С этими произведениями нас знакомит «Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской». ***
«Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской» посвящена возвращению этой иконы в Россию, и в ней опубликован полный текст составленного в середине 17 века свода произведений об иконе Одигитрия. Это цикл памятников, содержащий 10 сказаний, передает историю святыни, начиная с древнейших времен и заканчивая рассказами о чудесных исцелениях от иконы в 17 веке. Также на страницах книги прослеживается история Тихвинского Успенского монастыря, главный собор которого был построен специально для хранения этого чудотворного образа. Особенно подробно в книге рассказывается о героической обороне монастыря при осаде его шведами в 1613 году и исключительно важной роли этой обители в событиях Смутного времени.
По преданию, Тихвинская икона Божией Матери одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. Она чудесным образом покинула Константинополь накануне падения Византии под натиском Османской империи и в 1383 г. явилась на Руси в пределах Великого Новгорода над Ладожским озером. Знаменательно, что в ряду явлений чудотворных икон на Руси самым значительным и благодатным после образа Владимирской Богоматери, привезенного на Русь в XII веке, оказывается дивное пришествие Тихвинской Богоматери, первой Одигитрии на Руси. Совершив «светозарное шествие» по воздуху, ознаменовав свое явление людям чудотворениями и осенив божественной благодатью северо-западные земли Руси, икона Богоматери остановилась на реке Тихвине. Здесь для поставления иконы построили деревянный храм. В 1515 г. на его месте для хранения чудотворного образа по повелению царя Василия III был возведен каменный Успенский собор, стоящий и доныне.
В 1560 г. Иван Грозный основал при этом соборе Тихвинский Успенский общежительный мужской монастырь, который на протяжении веков служил местом паломничества православных, стекавшихся сюда со всех концов Русской земли на поклонение чудотворному образу Богоматери. В XVII веке почитание Тихвинской Одигитрии становится поистине общерусским. Защитившая своим покровительством Тихвинский Успенский монастырь во время жестокой осады шведскими войсками в 1613 г. икона Богородицы осенила благословением заключение Столбовского мирного договора со Швецией в 1617 г. — список с чудотворного образа был испрошен у игумена и братии послами, отправившимися из Тихвинского Успенского монастыря в Столбово. Множество происходивших от Тихвинской иконы Богоматери чудес прославили этот образ, ставший поистине национальным сокровищем, общерусской святыней.
В 20 веке с наступлением духовного обнищания, подобно тому, как в давние времена Константинополь лишился чудотворного образа, так и Россия утратила свою святыню. В самые первые годы после установления советской власти Тихвинский Успенский монастырь был преобразован в трудовую артель. В 1922 году состоялась первая акция по изъятию церковных ценностей из монастыря, во время которой навсегда была утрачена почти вековая драгоценная риза чудотворной иконы. Через 2 года монастырь был закрыт окончательно, а в 1936 году были прекращены и богослужения в Успенском соборе, до тех пор еще действующего как приходской храм. Икона Богоматери не была передана в музей, а находилась в Успенском соборе.
В ноябре 1941 года Тихвин, ставший местом ожесточенных боев, был оккупирован фашистскими войсками. Чудотворная икона как ценная реликвия была вынесена немецкими солдатами из собора еще во время этих боев, и отправлена в Псков, куда свозили ценности из Новгорода и пригородов Ленинграда. Там же, в Пскове, находился и центр Православной Псковской миссии. В Псковском Троицком соборе чудотворный образ пребывал почти 2 года, а при приближении фронта к Пскову икона была эвакуирована в Ригу. Из Риги епископ Иоанн (Гарклавс) вывез Тихвинскую икону в Либаву (Курляндия), а оттуда морем - в США. Умирая, владыка Иоанн поручил хранить святыню своему приемному сыну о. Сергию Гарклавсу и оставил завещание, согласно которому возвращение иконы состоится, когда поруганная Тихвинская обитель возродится в прежнем благолепии.
В 2002 году отец Сергий приехал в Россию и посетил возобновленный монастырь. Во время этого визита он объявил о своем намерении вернуть чудотворный образ в обитель. Через год, во время очередного визита отца Сергия, были обсуждены все детали возвращения иконы, и по желанию хранителей святыни, было решено провезти ее через Ригу, Москву и Санкт-Петербург. Такова история современных странствий Тихвинской иконы Богоматери и ее поистине чудесного сохранения в бурях нового времени подвижничеством преданных вере людей. Таковы обстоятельства судьбоносного возвращения святыни в Россию. Осмысливая духовные истоки свершившегося факта и нравственно переживая это событие, мы обращаемся к великому литературному наследию Древней Руси, дошедшему до нас во множестве рукописей, желая не только подробнее узнать историю этой иконы, но и обрести ответы на извечные вопросы человеческого бытия.
Данное издание представляет собой обширный компилятивный свод, получивший название «Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской». Он был создан в середине XVII века и объединил в себе существовавшие к тому времени сказания о чудотворной иконе и несколько вновь написанных произведений. Причины появления этой компиляции кроются, вероятно, в осознании значительной роли Тихвинского Успенского монастыря в событиях Смутного времени и борьбе за независимость Русского государства, что вызвало потребность оформить целостную концепцию истории обители, неразрывно связанной с историей хранящейся в монастыре святыни. Немаловажно и то, что как раз в середине XVII в. вновь обострились русско-шведские отношения и Успенский Тихвинский монастырь снова приобрел значение военного форпоста, о военной роли которого в начале века почти уже стали забывать. Несомненно что работа по составлению компилятивного свода была инициирована монастырскими властями, стремившимися к прославлению монастыря.
В Книгу вошли следующие произведения: «Повесть о начале иконописания и об иконе Богоматери Одигитрии»; «Служба явлению Тихвинской иконы»; «Сказание об ее изображении» и «явлении». «Сказание об основании Тихвинского Успенского монастыря в 1560 г.», «об его осаде шведами в 1613 г.», а также «о пожаре в монастыре в 1623 году». Далее следует «Сказание о поновлении иконы Богоматери Одигитрии Тихвинской в 1636 г.» и «Сказания о чудесах от иконы Богоматери Тихвинской в 1581-1611» и «в 1632- 1656 годах». Некоторые из перечисленных произведений появились задолго до того, как были включены в эту компиляцию, и имеют собственную историю изменения текста, другие же были созданы или специально отредактированы именно в связи с составлением компиляции. Подробную историю их написания, а также сами перечисленные произведения вы найдете на страницах данной книги.
*** Удивительны странствия этой чудотворной иконы, удивительны все события, связанные с ней. Обо всем этом читатель сможет узнать из «Книги об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской». Этот объемный памятник содержит полное собрание сказаний об истории образа Богоматери, начиная с древнейших, евангельских времен, собственно, со времени появления иконописания. Текст этой Книги опубликован в переводе на современный русский язык с необходимыми культурно-историческими комментариями. Он поможет заинтересованному читателю прояснить для себя многие вопросы духовной истории России.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 13 мая
День ангела. 13 мая
Церковный календарь 13 мая. Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
Евангелие 13 мая. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его
Читаем Апостол. 13 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!