У книжной полки. 9 февраля

9 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Преподобный Ефрем Сирин. Домостроительство спасения.

 

«Все от Бога, – и благое, и скорбное, и недостойное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению, – когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, – когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, – когда и вразумляемые не обращаемся. Бог благоволил, чтобы человек спасся, как и Ангелы взывали, говоря: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14)». Так размышляет о Промысле Божием «столп Церкви и вселенский учитель» преподобный Ефрем Сирин. Неоднократно тема Домостроительства Божия занимала мысли святого подвижника, и находила свое отражение в его многочисленных произведениях. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны избранные слова прп. Ефрема, раскрывающие тему Домостроительства Божия. Об этой книге – далее в нашей программе. ***

«Столп Церкви, великий отец и вселенский учи­тель, пророк сирийский, солнце сирийское, духов­ный философ и глубокий ученый, витийственпые уста и цитра Святого Духа» — так возвышенно отзы­вается о святом преподобном Ефреме Сирине его со­временник, святитель Григорий Нисский. В чтении творений святого подвижника с древности и до наших дней православ­ные люди, стремящиеся к духовному преуспеянию, находили и находят обильный источник назидания. Издательство «Сибирская Благозвонница» предлагает читателям девяти-томное издание творений преподобного Ефрема, каждая из книг которого посвящена определенной теме. Так, книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке, называется – «Домостроительство спасения», а значит в ней собраны сочинения на обозначенную тему.

В эту книгу вошли слова преподобного Ефрема на некоторые евангельские события, о ветхозаветных и новозаветных праведниках, а также о различных догматических и других богословских вопросах. Все они так или иначе связаны с осуществлением Божественного замысла спасения человечества в истории. Автором рассматривается жизнь Праотцов: Адама и Евы, Ноя и Еноха, Авраама и Исаака, пророков Илия и Даниила. Несколько слов сирийского богослова посвящены новозаветным праздникам, в числе которых Рождество Христово, Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим, а также великопостному периоду, тем дням, когда Церковь молитвенно проживает события Страстной седмицы, а затем празднует Воскресение Христово. Во всем, что происходило в ветхозаветное время и что было после пришествия Христа в мир, во всем видит великий отец Церкви Домостроительство Божие, и помогает нам разглядеть его.

Впервые сам преподобный Ефрем познал действие Промысла Божия в своей жизни в дни юности. Из жития святого известно, что он, будучи очень пылким юношей, время от времени сомневался относительно того, что Бог в любую минуту нашей жизни промышляет о нас. Сомневался, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды юношу несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. Во сне он услышал голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни, а после этого вскоре был оправдан и освобожден. Запомнив слова наставлявшего его: «покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем назирающее», он дал обет посвятить всю свою жизнь покаянию. И вскоре оставил мир и удалился в окрестные горы к отшельникам. Между тем, и в поздние годы преподобный отец не переставал каяться в грехе юности и просить у других молитв перед Господом о прощении.

И, конечно, он неустанно учил той истине, что «Бог все устрояет к спасению человека». Об этом святой Ефрем в одном из своих сочинений отмечал: «Бог богат в премудрых советах: иногда сокращает, иногда продолжает действия спасительных средств Своих; иногда спешит к нам, потому что любит нас; иногда удаляется от нас, опять по благосердию к нам. Он удаляется от нас, чтобы увеличить Свою любовь, которая течет вослед Его, и показывает, что не может она быть далекой от Него. Он спешит к нам, чтобы сделать известным, сколь нестерпимо Ему быть разлученным с нами. Он удаляется от нас, чтобы ограниченность наша сильнее возжелала лепоты Его и устремилась к ней и чтобы за это добровольное стремление (потому что от нашей воли зависит устремляться к Благому) возвеличить Ему нас. Если же немощь наша удаляется от Него, спешит Он к нам, по благости Своей. Как для нашей пользы удаляется Он от нас, так спешит к нам, чтобы настигнуть и спасти нас».

Вспоминая земную жизнь Иисуса Христа, которая в наибольшей степени свидетельствует о домостроительстве нашего спасения, прп. Ефрем пишет: «Всем обладая, Господи, возлюбил Ты нищету, крепость Свою облек страданиями. Пришел Совершенный, чтобы возрастать, пришел Законодатель, чтобы исполнить закон. Пришел Сильный, на раменах Своих носящий Иессеев корень; пришел Вложенный в лук Свой, как стрела избранная (Ис.49:2). Чертог обещает Он тому, кто любит Его, геенной угрожает тому, кто возненавидел Его. Мира исполнены шествия Твои, во смирении Твоем слава Твоя, Господи. Вера Твоя, с высот нисшедший Вождь, приносит с собой блаженство. Страдания Твои – для нас источник благ, Крест Твой – для нас победный венец, любовь Твоя – полнота лепоты. Свет Твой – одежда славы; кто им облечен, тот праведен. Чистые достойны завета Твоего, победоносные укрепляются во брани Твоей, мужественные с готовностью вступают в борьбу, званые праведники входят на брачную вечерю. Кратко время борьбы, но дает вечное победное торжество».

Взирая на высоту славы Господней, мы не должны забывать также о страхе Божием и о Последнем Суде. Как известно, эта тема была для святого подвижника одной из самой излюбленной. Непрестанным представлением страшного пришествия Христова, последнего Суда и будущей участи праведников и грешников, сам возбуждая в себе сокрушение, преподобный Ефрем часто и перед своими слушателями изображал картину последнего Суда. О чем бы он ни говорил, слово его как бы невольно склонялось более или менее к этому предмету. Говоря о страшном и грозном дне, святой отец обращается к верующим с такими словами: «Мы, возлюбленные, предаемся рассеянию, не желая вразумиться в это краткое время и позаботиться о том, чтобы умилостивить Бога. Вот дни, годы и месяцы проходят как сон и как вечерняя тень, и скоро настанет страшное и великое пришествие Христово. Ибо действительно страшен этот день для грешников, не хотевших исполнять волю Божию и спастись».

А о том, как полезно воспитать в своей душе добродетель страха Божия, святой Ефрем показывает на примере ветхозаветных праведников. В частности, он говорит следующее: «Возлюби страх Божий и шествуй путем его непреткновенно, тогда обретешь стези жизни, которые приведут тебя в Небесное Царство. Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властью в Царстве Своем и сделает домоправителем Своим. Кто боится Господа и соблюдает все заповеди Его, того Господь облечет властью над всем имением Своим и вручит ему все богатства Свои. Моисей был ревностный раб и весьма боялся Бога, поэтому Господь сделал его Своим домоправителем и все сокровища Свои отдал в руки его» … «Иисус, сын Навин, ученик Моисеев, исполнен был страха Божия, и разделил Иордан, чтобы ввести народ в наследие его. Воскликнул укрепленному городу, – и он обрушился на жителей. Воспретил скорому обращению небесного свода, – и оно тотчас остановилось» … «Илия, дивный муж, сгорая ревностью и страхом Божиим, подвигнутый на истребление нечестивых, как Бог повелел небу, и оно услышало слово его»... «Поелику святые мужи сии, - заключает прп. Ефрем, - боялись Бога, то и твари страшились их и покорствовали повелениям их. Божиим были они жилищем, Бог обитал и пребывал в них».

В этот сборник кроме догматических произведений, вошли похвальные слова и молитвенные песнопения прп. Ефрема. Они дошли до нас частично на гре­ческом языке, но более на сирийском. Между ними главное место занимают песно­пения на Рождество Христово, покаянные и погребальные. Хвалебные песни Ефрема, посвященные Господу Воплотившемуся, отличаются торжественностью. Похвальные слова некоторым святым, в числе которых святитель Василий Великий, восхваляют жизнь праведников в Боге. А слова об усопших отцах призывают к молитвам о них, и напоминают оставшимся о скоротечности жизни, о Страшном Суде и вечной жизни.

 

*** Святой Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, черпая из него умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений самого себя. Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство. «Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль — река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее». Эти слова пре­подобного Ефрема справедливо могут быть приложены к нему самому. Душа его, напо­енная живой водой слова Божия, изливалась неудержимым потоком умилительных на­ставлений. Чудно плодились в устах его самые убедительные увещания, трогательные обличения самого себя и дру­гих, мудрые правила и советы, которые мы находим и на страницах этой книги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы