У книжной полки. 9 февраля

9 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Избранное. Ф. М. Достоевский.

 

Федора Михайловича Достоевского можно по праву считать одним из самых почитаемых авторов не только русской, но и мировой литературы. При этом творчество этого великого писателя вызывало немало разноречивых суждений и дискуссий, и вокруг каждого его нового произведения разгорались горячие споры. Не утихают они и по сей день. Но чтобы ни говорили, и как бы ни относились к творчеству Достоевского критики и читатели, главное, что пронизывало многие его произведения – это любовь к людям. «А любил он, прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением», - так сказал на похоронах Достоевского Владимир Соловьев. Сегодня исполнилось ровно 135 лет со дня смерти писателя, но имя его не забыто, а его произведения по-прежнему востребованы. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны избранные сочинения Федора Михайловича Достоевского. ***

В эту книгу вошли избранные произведения великого русского писателя, адресованные детям старшего школьного возраста. Главные герои рассказов, повестей, дневниковых записей этого сборника тоже дети, в основном - подростки. Достоевский воспроизводит их сложный внутренний мир, показывает пробуждение в душе каждого чувства самоотверженной и чистой любви. К тексту прилагается обширный справочный аппарат. Он выполнен Николаем Ивановичем Якушиным, профессором, заведующим кафедрой истории журналистики и литературы Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, автором популярных книг «Тропа к Достоевскому», «Достоевский в Сибири», «Ф. М. Достоевский в жизни и творчестве».

В предисловии книги, автором которого также является Якушин, читатели найдут ответ на такой вопрос: «Почему современ­ные читатели вновь и вновь обращаются к творчеству До­стоевского?» По словам профессора, на этот вопрос «еще Иван Сергеевич Тургенев проницательно ответил так: «Достоевский принадлежит к тем писателям, которым удалось раскрыть себя в своем творчестве. В творчестве его отразились все противоречия его духа, все бездонные его глубины. Творчество не было для него, как для многих, прикрытием того, что соверша­лось в глубине. Он ничего не утаил, и потому ему удалось сделать изумительное открытие о человеке. В судьбе своих героев он рассказал о своей судьбе, в их сомнениях — о своих сомнениях, в их раздвоениях — о своих раздвоениях, в их преступном опыте - о тайных преступлениях своего духа... Особенность его гения была такова, что ему удалось до глубины поведать в своем творчестве о собственной судьбе, которая есть вместе с тем мировая судьба человека...»

Как отмечает Якушин, «девизом жизни и творческой деятельности Достоев­ского была правда - правда о жизни и правда о человеке. Писатель был убежден, что только правда и приоритет об­щечеловеческих ценностей способны объединить людей и уберечь их от духовной гибели». «Общим же и определяющим смыслом произведений До­стоевского является боль об униженном человеке - «боль о человеке, который, по словам Добролюбова, признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком настоящим, полным, само­стоятельным человеком». И действительно, страдания каждого писатель воспринимал как свои собственные и всю жизнь искал пути избавления от них.

Одна из самых пронзительных тем в творчестве Досто­евского — тема страдания детей. Писатель был убеж­ден, что дети не должны мучиться, ибо они невинны и безгрешны. Дети, писал Достоевский, «нас учат многому и... делают нас лучшими одним только соприкосновением с ними. Они очеловечивают нашу душу одним только появлением между нами». С детьми писатель связывал свои мечты о «будущей России честных людей» и надежды на обновление и очеловечение грядущих поколений во всем мире. Отсюда столь пристальное внимание Достоевского к формированию личности ребенка. Ведь от того, в каких условиях воспи­тывался человек, кто и как руководил им в детстве, во многом зависит его будущее. Достоевский писал, что «без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек».

В эту книгу включены произведения, в которых Достоевский с поразительной проникновенностью запечатлел сложные процессы формирования личности ребенка на разных этапах его духовного и нравственного развития, поиски им жизненной правды. Так, в первом из рассказов, который называется - «Елка и свадьба», по словам Якушина, прослеживается ряд тем, получивших дальнейшее развитие в произведениях зрелого Достоевского. Это, прежде всего тема «рано задумывающихся детей». В характере маленького сына гувернантки намечены черты будущего романного героя, болезненно ощущающего свою бедность и зависимое положение, борьбу в нем гордости и трусости, детской наивности и непосредственности с желанием «поподличать». Темой же следующего произведения - повести «Белые ночи» - становится - «мечтательность».

Появление мечтательных героев Достоевский объяснял реакцией определенной части общества на усиление противоречий социальной действительности и невозможность реализовать «жажду деятельности» ввиду недостаточности жизненных сил и энергии. Они уходили в вымышленный мир, прячась от суровой и неприглядной жизни. «В характерах, жадных деятельности, жадных непо­средственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, - писал Достоевский, - мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем». Эти черты «петербургского мечтателя» в полной мере отразились в характере главного героя «Белых ночей», ко­торый живет вне времени и пространства. Вся его жизнь — это цепь бесконечных грез и мечтаний. Он даже справляет «годовщину своих ощущений, годовщину того, что было прежде так мило, чего в сущности никогда не бывало...».

Как отмечает Якушин, в повестях о «мечтателях» у Достоевского возникает своя особая философско-историческая тема Петербурга, неповторимый колорит северной столицы и образ одинокого героя-интеллигента, ощущающего себя никому не нужным в большом городе, полном кричащих противоречий. После к теме мечтателя Достоевский неоднократно возвращался. Она получила новое истолкование во многих его художественных произведениях, в романах и повестях, а также в публицистике. И в частности - в повести «Неточка Незванова». Однако если боль­шинство героев прежних произведений Достоевского становились мечтателями из-за слабости характера, а их пребывание в мире фантастических грез являлось своеобразной реакцией на жизнь, в которой им не нашлось места, то Неточка отнюдь не слабый и безвольный человек. Натура от природы деятельная и активная, героиня этой повести стремится преодолеть препятствия, которые отгораживают ее от жизни, защитить свои права и права несправедливо обиженных.

В рассказе – «Мальчик у Христа на елке» - нашли отражение впечатления писателя от посещения вместе с дочерью рождественской елки и детского бала в С.-Петербургском клубе художников и колонии малолетних преступников, где он побывал в обществе известного юриста и судебного деятеля Анатолия Федоровича Кони. В те же дни он несколько раз встречал на улице нищих детей, просящих милостыню. Вскоре после этого Достоевский в письме к одному из своих корреспондентов писал, что намерен в «Дневнике писателя» сказать «кое-что о детях - о детях вообще, о детях с отцами, о детях без отцов в особенности, о детях на елках, без елок, о детях преступниках...» Размышления писателя «о русских теперешних детях» и нашли свое отражение в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке». А завершает данный сборник фрагмент романа Достоевского «Братья Карамазовы», в который вошли: глава «Мальчики» и Эпилог.

 

*** 135 лет прошло со дня смерти Достоевского. За это время известность писателя перешагнула границы нашей страны. Людям всего мира дорог автор, возвысивший голос против насилия и произвола над человеческой личностью, с такой щемящей болью писав­ший об «униженных и оскорбленных». Люди призна­тельны писателю за то, что в тайниках человеческой ду­ши он разгадал светлое начало, поверил в него и выска­зал глубокое убеждение в конечном торжестве идей доб­ра, справедливости, красоты и всемирного человеческо­го братства. Вот почему Достоевский был и остается художником удивительно современным, помогающим нам с надеждой смотреть в будущее.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать