У книжной полки. 8 ноября

8 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.

 

27 октября по старому стилю, ровно 140 лет назад в Москве в старинной дворянской семье Владимира и Ольги Симанских родился старший сын, которого в крещении нарекли Сергием в честь прп. Сергия Радонежского. Родители мечтали о хорошей светской карьере для своего первенца, и он даже по их настоянию, окончил юридический факультет Московского университета. Однако душа юноши стремилась к «почести высшего звания», и всю жизнь свою он хотел посвятить служению Церкви. И мечта Сергея Симанского исполнилась, можно сказать в большей степени, ведь спустя годы, он приняв монашество с именем Алексий и пройдя все степени священства, он стал Предстоятелем Русской Православной Церкви. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой представлено «Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I». Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

 Автор этой книги - Александр Львович Казем-Бек — автор многих статей посвященных истории Русской Православной Церкви, но особый интерес представляет «Жизнеописание Патриарха Алексия I», так как он был ближайшим помощником и другом Святейшего. В основу книги легли уникальные исторические материалы, воспоминания самого Первосвятителя, которыми он делился с Александром Львовичем. «Цель наша состоит в изложении главных фактов в жизни Святейшего» — писал Казем-Бек о принципах написания данной работы.

В предисловии автор пишет: «Святейший Патриарх Алексий I был избран на патриаршество 2 февраля 1945 года и возведен на престол Патриарха Московского и всея Руси 4 февраля того же года. В Бозе почил 17 апреля 1970 года. Патриаршество его продолжалось 25 лет 2 месяца и 12 дней и было самым продолжительным в истории Русской Православной Церкви — почти на девять лет больше патриаршества первого Патриарха Московского Иова, которое продлилось более шестнадцати лет. Здесь стоит вспомнить, что Московское патриаршество было учреждено 26 января 1589 года, просуществовало до 15 октября 1700 года, когда скончался десятый Патриарх Московский и всея Руси Адриан. Затем наступил двухвековой перерыв в истории Русской Церкви, когда она стала возглавляться Правительствующим Синодом. Синод в этот период перенял патриарший титул «Святейший».

В августе 1917 года был созван Собор Православной Российской Церкви. 11 ноября он принял постановление о высшей церковной власти: законодательная и судебная власть в Русской Церкви принадлежит ее Поместному Собору, Русская Церковь возглавляется Патриархом, первым среди равных епископов, и Священным Синодом при нем. Одиннадцатым Патриархом был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин), интронизация которого состоялась в ноябре 1917-го. Патриарх Тихон почил в 1925 году. После продолжительного местоблюстительства преемником его был избран двенадцатый Патриарх Сергий (Страгородский), после блаженной кончины которого Русскую Церковь и возглавил Патриарший Местоблюститель, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), ставший тринадцатым Патриархом.

В первый день своего патриаршества при интронизации в московском Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Алексий в Слове, обращенном к избравшим его собратьям епископам, клирикам и мирянам, а в их лице ко всей своей всероссийской пастве, остановился прежде всего на этом преемстве в священноначалии Русской Церкви. «В чувстве трепетного благоговения и страха Божия, — сказал он, — вступаю я в это великое служение, ознаменованное издревле подвигами святых первопрестольников Российской Церкви и их преемников, великих патриархов и митрополитов. Духом богоугодных молитв своих они и теперь осеняют Церковь нашу и призывающих их небесную помощь преемников своих руководствуют в деле правления».

«Если бы возможно было нам, — продолжал новоизбранный Патриарх, — проникнуть в тайники жизни нашей Святой Церкви со всеми внешними ее проявлениями в настоящее время и определить начало и развитие их, то мы увидели бы здесь следы благодатного влияния и святых первосвятителей Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, и патриархов Гермогена, Никона и других, и преподобных Антония и Сергия, и прочих многочисленных работников на ниве Божией, и позднейших святителей Церкви Всероссийской: святых Митрофана и Тихона, Феодосия, Димитрия Ростовского, также митрополитов Платона и Филарета и других, в наши уже дни в Бозе почивших иерархов до приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия включительно, которые, совершив в пределе земном все земное, вложили каждый свою долю влияния и подвига в это великое строение Божие». <...>

«И вот ныне, отметил Святейший, - Промыслом Божиим я призываюсь приобщиться их подвигу. Поистине, как некогда сказал о себе один святитель, могу и я сказать, что “малой ладьей вступаю в великое плавание”. Исповедую свою немощь, свое недостоинство, но вместе свидетельствую и свою веру в действенность благодати Божией, врачующей немощное и восполняющей оскудевающее. Исповедую и надежду свою на помощь молитв и благословений великих первосвятителей Церкви Российской, и древних, и позднейших, коих недостойным преемником судил мне быть Господь». С такими словами вступил Святейший Патриарх Алексий 1 на свое великое поприще, и стал для многих примером беззаветного служения Церкви и Отечеству. Впрочем, таким он был и до вступления на Патриарший престол.

Так, будучи еще епископом, в тяжелые для России 1920-е годы он прошел скорбный путь тюрем и ссылок, преследований со стороны богоборческих властей, но остался верен Христу и Его Церкви, он отказался подчиниться обновленческому Высшему Церковному Управлению и, известный умеренностью своих суждений, высказывался категорично: «Обновленчество, как таковое, по существу не ересь и даже не раскол, как мы понимаем этот термин во всем его объеме. Оно не более как рабское следование путем ветхозаветного Хама и новозаветного Иуды». Во время Великой Отечественной войны, в период блокады Ленинграда митрополит Алексий оставался в городе. «Совершая литургии, всенощные бдения и коллективные отпевания или читая на клиросах, митрополит Алексий фактически не покидал храма. Он постоянно произносил слова и проповеди».

«Не раз в храмы во время богослужения были попадания воздушных бомб и дальнобойных снарядов. При падении кирпичей, обломков и стекла службы не прекращались». Автор книги неоднократно подчеркивает, какие были благолепные церковные службы, «с благоговейной и возвышенной простотой совершавшихся Святейшим Патриархом с самого начала его священнослужения — еще с диаконства и пресвитерства его. Когда он предстоятельствовал за каким-либо богослужением, это возглавление сослужащих ему клириков непосредственно и сразу отражалось на всем сонме духовенства и передавалось, как некими волнами благочестия, всему церковному народу, наполнявшему храм у подножия алтаря». Кроме того, Владыка Алексий постоянно обращался с патриотическими посланиями к своей пастве. Ленинградская епархия вносила большие средства на постройку колонны танков имени Дмитрия Донского. С именем Святейшего Патриарха Алексия неразрывно связано и восстановление Троице-Сергиевой лавры. Почил Святейший, как я уже сказала, 17 апреля 1970 года и был похоронен в крипте Успенского собора лавры.

 

*** Если попытаться установить главные вехи в долгой жизни Патриарха Алексия, то здесь можно ясно увидеть три периода. Пер­вый — 36 лет до епископства, вто­рой — 32 года до патриаршества, третий — 25 лет патриаршества. Первая эпоха, включающая детство и юность Патриарха, вся протекла в условиях дореволю­ционной русской жизни. Вторая совпала с кри­зисом Русской Церкви в период становления но­вой государственности в нашей стране. Третья соответствовала стабилизации церковной жиз­ни, в которой личное участие Святейшего было центральным фактором. Во все периоды своей жизни отношение Па­триарха к окружавшей его действительности было основано на смиренном преклонении перед неисповедимыми путями Промысла Божия и на покорности воле Божией, которая могла бы быть образцом для всех церковных людей. Об этом и многом другом и рассказывает автор на страницах этой книги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать