У книжной полки. 8 ноября

8 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Вениамин (Федченков). Беседы в вагоне.

 

В чем сущность христианства, трудно ли веровать образованному человеку, важен ли интеллект в вопросах веры, в чем назначение и смысл монашества, где граница самовнушения в восприятии мира? Такие вопросы митрополит Вениамин (Федченков), известный иерарх Русской Православной Церкви, поднимает в книге «Беседы в вагоне». В ее основу положены реальные разговоры, которые произошли в 1945 году, когда митрополит Вениамин возвращался из Москвы в Америку, после интронизации Святейшего Патриарха Алексия Первого. В пути 65-летний архипастырь общался с «нерелигиозными», как они сами себя называют, людьми - гражданами советской России. Эти «Беседы в вагоне» и составили книгу с аналогичным названием, которая снова вышла в свет в Издательстве Отчий дом. ***

В начале 1945 года владыка Вениамин (Федченков) был приглашен в Россию как митрополит Алеутский и Североамериканский, экзарх Московской Патриархии в Северной Америке, - для участия в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Пробыв месяц на Родине, он в статье «Мои впечатления о России», опубликованной в Журнале Московской Патриархии, написал следующее: «Русь и теперь Святая. Да, и теперь я могу без всяких сомнений утверждать: жива православная вера в русском народе. И не только в "простом" народе. Я десятки и десятки интеллигентных людей встречал за этот короткий четырехнедельный срок, сознатель­ных и глубоко верующих христиан. Я почти повсюду видел их. И вообще пришел к несомненному убежде­нию, что не только в отдельных личностях, но и в ши­рочайших толщах народа - вера жива и растет».

Хочется отметить, что на тот момент митрополит Вениамин не был на Родине уже 25 лет - в 1920 г. он вынужден был эмигрировать. Конечно, находясь за границей, владыка внимательно следил за событиями, которые происходили в России, и внутренне старался жить одной жизнью со своим народом. Так, вскоре после того, как началась Великая Отечественная война, 2 июля 1941 г., в Америке, в Мэдисон Сквер Гардене, состоялось много­тысячное народное собрание. Тогда митрополит Вениамин призвал представителей Русского Зарубежья забыть прежние обиды, и не соблазняться заявлениями нацистов о том, что они ведут «крестовую» борьбу против безбожия. Призывал всемерно помогать Советскому Союзу, а американский народ — помнить, что «от конца событий в России зависят судьбы мира». Эта речь оказала огромное вли­яние и на русских эмигрантов, и на американцев. А митрополит Вениамин впо­следствии был избран почет­ным председателем Русско-американского комитета помощи России и получил право в любое время суток приходить с докладом к президенту США.

В самом конце войны владыка приехал на Родину. Из сообщений главы Русской Православной Церкви митрополита Сергия (Страгородского) он знал, что в России был «большой религиозный и патриотический подъем», по всей стране служились молебны «о даровании победы русскому воинству». И, тем не менее, иерарх ехал в «страну победившего социализма», где Церковь подвергалась гонениям, где в 1930-х гг. по распоряжению вла­стей расстреливались священнослужители и взрыва­лись храмы. Архипастыря волновали вопросы, жива ли вера, что происходит в Церкви, какие мысли и чувства гла­венствуют. В России митрополит Вениамин много общался с людьми — «на Соборе, в храмах, в вагонах, в метро, в трамваях, в част­ных посещениях, в беседах, в случайных встречах», - вглядывался в лица, подмечал детали. Кроме Москвы, он побывал в Ленинграде, Калуге и других городах. «...Я достаточно мог наблюдать родной народ и понять его», - подчеркивал после владыка. И вот его вывод: «...уезжаю я в Америку спокойный и радостный за веру и Церковь».

В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский). И из этого события автор книги вынес положительное суждение: «...спокойно и мирно будет его патриаршее правление. Церковный корабль под его ру­ководством поплывет мирно, благонадежно». С такими светлыми, радостными мыслями митрополит Вениамин садился в международный вагон поезда Москва-Красноярск, возвращаясь в Америку, к месту своего служения. Здесь и произошла его встреча с другими русскими людьми, представителями поколения, которое выросло и сформировалось уже в советское время. Именно здесь и прозвучали диалоги, положенные в основу книги «Беседы в вагоне». Рассмотрим эту встречу подробней.

В поезде три попутчика - преподаватель физики и два офицера. Хорошо подготовленные интеллектуально, но не имеющие ни малейшего представления о религии, они обратились к митрополиту Вениамину с просьбой поговорить о вере. «...Только мы не религиозные», - отрекомендовались собеседники. «Это ваше дело», — ответил владыка. Он к тому време­ни пообщался уже со многими верующими людьми в России, и теперь ему представилась возможность пого­ворить с теми, кто считал себя атеистами. Дальше владыка пишет: «И я пригласил их сесть. Очень скоро к нашему купе собрались добровольные слушатели из вагона: человек около десяти. Но они минут через 20–30 разошлись заниматься своими делами: кто — книгами, кто — игрой в карты. А те три человека провели со мной две беседы: одну — в первый день, другую — во второй день», которые Владыка впоследствии и записал.

В ходе двух бесед попутчики обсудили многое. Существует ли сверхъестественный мир, в чем сущность христианства? Может ли непредвзятый читатель усомниться в истинности евангельского текста? В чем назначение и смысл монашества и др. 65-летний архиерей был предельно ис­кренен в разговоре с такими, казалось бы, далекими ему людьми - делился самыми личными переживаниями, объяснял, почему стал монахом. На этот вопрос он, в частности, ответил так: «У человека есть несколько идеалов: первый — материальный, плотской, — грубый или тонкий; второй — умственный, интеллектуальный, научный; третий — идеал искусства; четвертый — нравственно–общественный; пятый — лично моральный (я считаю этот — выше предыдущего). Все это было мне более или менее известно по опыту. И ни один из этих идеалов меня не удовлетворил. И тогда я остановился на шестом: на религиозном, — на вере в Бога, на христианстве. Я его знал с детства. В зрелом возрасте убедился опытом. Прошел через отрицательные недоумения. И остановился на нем. А этот идеал больше всего, — как показывает и история Церкви, — более всего достигается в монашестве, где христианин полнее отдается Богу, религиозной жизни».

За этим ответом со стороны собеседников владыки последовал вопрос: «Но как вы решили самый важный вопрос — религиозный: есть ли Бог?» И он очень обстоятельно ответил на него, а вопрошавшие, не вступая в дискуссию, слушали. По словам издателей, читая эту книгу, порой забываешь, что перед митрополитом сидят «атеисты»! Но такие ли уж они «неверующие», как думают сами: с Божией помощью огромный духовный опыт и откровенность владыки приносят свои плоды - собеседники слушают внимательно, ведут беседу очень почтительно, а самое глав­ное, имеют силу согласиться с неоспоримым. Впоследствии, когда митрополит Вениамин записал эти дорожные разговоры, он присоединил к ним и некоторые свои соображения, которые не успел высказать при непосредственном диалоге со своими попутчиками.

Воображаемая, третья беседа, которой не было в реальности, также включена в данное издание. В ней митрополит Вениамин отвечает на следующие «материалистические» вопросы: какова польза Советскому Союзу от религии вообще и от Православной Церкви в частности? Кроме того, в «Беседах в вагоне» содержится и глава «Дополнения». Владыка приводит в ней цитаты из тво­рений святых отцов, а также сочинений философов, писателей и поэтов на тему веры и неверия. На Родину митрополит Вениамин возвратился в 1948 году. Книга «Беседы в вагоне» была написана в 1954 г., когда владыка возглавлял Ростовскую епархию. В настоящее время «Беседы в вагоне» издаются по авторскому машинописному экземпляру книги, хранящемуся в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной Академии. Текст дополнен примечаниями и недостающими ссылками на библейские и богослужебные источники.

 

*** Вера – дар Божий, дар бесценный, так может сказать каждый, кто имеет этот дар в себе, кто ощутил в своей душе. Но, пожалуй, каждый из имеющих подобный опыт людей должен признать, что на избранном пути веры ему не удалось избежать колебаний и сомнений. В такие минуты особенно ощущает человек необходимость присутствия рядом с ним доброго наставника, хочется, чтобы в нужный момент рядом оказался бы кто-то, кто способен разрешить «недоуменные вопросы», кто сам убирал камни сомнения на тернистом пути богопознания. А если такого человека рядом не окажется? Тогда нам на помощь придут книги и люди, которые их написали. И, несомненно, желающие утвердиться «на камне веры» обретут опытного и доброго руководителя в лице автора этой книги - митрополита Вениамина (Федченкова) — человека, жившего верой и в вере. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать