У книжной полки. 8 мая

8 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Владимир Иванович Даль. Светлый праздник.

 

Кто в нашей стране не знает Владимира Ивановича Даля? Ну разве что только те, кто не любит русский язык! Ведь этот русский ученый и писатель прославился прежде всего, как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». А между тем он был многосторонней личностью. Разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, в медицине, коневод­стве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Прекрасно пел и играл на многих музы­кальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, автором учебников по зоологии и ботанике, одним из учредителей и деятельных членов Русского географи­ческого общества. И, конечно, выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Его перу принадлежит множество повестей и рассказов, написанных «живым великорусским» языком. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник рассказов Владимира Ивановича Даля, в число которых вошли произведения, посвященные светлому Празднику Пасхи. Поэтому сборник, выпущенный в свет Издательством Сатис, так и называется – «Светлый праздник». ***

В книге рассказов Владимира Ивановича Даля собраны произ­ведения, в которых ярко и образно повествуется о жизни русского человека во всех проявлениях народного быта. Но не интерес этно­графа или фольклориста побуждал автора вглядываться в мельчай­шие оттенки чувств, движений души героев. В русском народе Вла­димир Даль, по его собственному выражению, видел «ангельскую душу»; он знал, что нет «добрее нашего русского народа и нет его правдивее». Главной побуждающей силой, которая руководила ав­тором, была истинная христианская любовь к русскому человеку и к русской земле. Даль сумел открыть и причину того, почему такая душа дана русскому человеку. «А отчего это? Оттого, что он православный».

Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в местечке Лугане, Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Отец его - Иоганн Даль - в то время служил врачом при Луганском казенном литейном заводе. Родом датчанин, он в ранней молодости уехал в Германию и там в одном из университетов прошел курс наук богословского факультета. Сделался замечательным лингвистом, и его известность достигла Императрицы Екатерины II, которая вызвала Иоганна в Петербург на должность библиотекаря. В Петербурге он женился на Марии Фрейтаг, мама которой, Мария Ивановна, из роду французских гугенотов де-Мальи, занималась русской литературой. Влияние бабушки не осталось бесследным для будущего ученого и писателя. С матерью говорил он по-русски, а поми­ная бабушку, стал читать ее переводы, а с ними и другие русские книги. Таким образом, чтение на русском языке было первым его чтением.

Летом 1814 года, когда Владимиру Далю было тринадцать с половиной лет, его отвезли учиться в Морской Кадетский Корпус, где он пробыл до 17-ти-летнего возраста. По свидетельству товарища Даля по Морскому Корпусу Владимир Иванович, еще будучи кадетом, занимался лите­ратурой. Он писал стихи, и тогда уже в своих сочинениях старался из­бегать иностранных слов и несвойственных русской речи выражений и оборотов. 2 марта 1819 года Даль был выпущен из Морского Корпуса мичманом в Черноморский флот. Там он пробыл не больше трех лет, а затем поселился в Кронштадте. Года через полтора совсем оставил морскую службу, отправился в Дерпт, где поступил в студенты медицинского факультета. Но не окончив полного курса врачебных наук, ушел на фронт. Началась Турецкая война. До и во время турецкого похода, и во время последующей Польской компании, когда Далю пришлось стать дивизионным врачом, он постоянно работал над составлением своего Сло­варя великорусских слов.

Вернувшись после Польской компании в Петербург, Владимир Иванович вступил в дружеские отношения со многими из лучших писателей того времени, такими как Пушкин, Гоголь, Крылов и другими. В 1830 году он напе­чатал первую свою литературную «попытку» в «Московском Телегра­фе» Полевого. А вскоре совершенно выступил на литературное поприще. Начал он русскими сказками. «Не сказки сами по себе были мне важны, — писал Даль впоследствии, — а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода — сказ­ка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому откры­вался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке». Таков же был взгляд Даля и на все его собственные повести и рас­сказы. В них имел он вдобавок целью изобразить черты народного быта в неподдельном его виде.

Рассказывая о русском человеке, кем бы он ни был, крестьянин ли, помещик ли, чиновник ли, Даль примечал духовный настрой человека, его веру в Бога. Но при этом он не идеализировал своих героев, не скрывал его недостатков и слабостей, показывал, как порой вера странным образом уживается с множеством суеверий и безнравственностью. Взять, к примеру, несколько произведений из этой книги. Открывает ее рассказ «Светлый праздник», где говорится об одном бедняке, у которого умерла жена, и осталось детей «полная хата». И ничего у него не ладилось, жил с детьми впроголодь, Великим постом и еду не варили, а на Светлый праздник и разговеться нечем, да что разговеться, и огня в доме нет. B вот, как рассказывает автор, «на Украине есть много своих христианских обычаев, с которыми люди живут, стареются и умирают». Один такой обычай, «что против Светлого Праздника не заливают и не тушат огня, а каждый хозяин держит багатье (т.е. огонь) во всю ночь, чтоб было где засветить перед образом свечку, как воротится народ от заутрени».

«Вот дождались Светлого Праздника, пишет автор, - все хозяйки в Страстную Субботу пекут, варят, готовят, чтобы было чем разговеться и своим, и добрым захожим людям; вот понесли пасхи (то есть куличи) и жареных поросят да индюшек и ус­тавили ими в два ряда весь погост, от паперти до самых во­рот; а народ весь в праздничных платьях: все радостно ждут и встречают Светлый Праздник». И только у бедняка этого нет ничего. Даже огня, чтоб зажечь свечу и поставить ее пред иконами. И пошел он к соседям за богатьем, но все над ним только смеялись и прогоняли со двора, говоря: «Вот человек: и Светлый Праздник забыл, в люди за багатьем ходит! Иди с Богом до­мой; нонче всяк дома про себя багатье держит, а тут не до тебя; неужто не припас своего?» Или еще: «Поди, — говорят, — не до тебя теперь, а за багатьем ступай в поле, к чумакам — там дадут». И пошел он в чистое поле просить огня у чумаков, но за свое доброе сердце и незлобивый нрав он получил от них гораздо больше. А жадность и немилосердие его соседей было посрамлено.

Следующий рассказ - «Петруша с Параней», показывает, как нелегко в прежние годы было жениться на любимой девушке, если родители против. Три года ждала Параня своего Петрушу, и Господь, видя их преданность друг другу, и что еще важнее – их верность Богу и уверенность, что все в руках Божиих, привел молодых к долгожданному бракосочетанию. Другой рассказ – «Прадедовские ветлы» наглядно указывает на то, что супруги, взявшие на воспитание брошенного ребенка, никогда не останутся без помощи Божией. А еще в очередной раз напоминает о том, что в любой ситуации надо молиться Богу и жить дружной семьей, почитая и слушая старших. Так, например, в этом рассказе есть эпизод, где самый старший в семействе, уже дед, готовящийся в скором времени отойти в иную жизнь, в день Светлого Христова Воскресения дает детям и внукам такой наказ.

«Господь вас благословит: вставайте, садитесь да слушайте, к чему я речь веду. Вы, Вася с Настей, живите по-людски да по-Божески, и все молитесь, что бы ни послал Господь, все молитесь: потому, видишь, что мы глупы и доб­ра от худа и худа от добра не распознаем, а Он все строит по-Своему, никого не слушает; вот ты и подавайся по волосам — легче будет голове. Все молись, а не споруйся. В По­кров жените парней — пора. Берите снох смирных, чтоб в избу глядели, а не вон. Ты, Вася, оставайся большаком, а их не распускай на отдел; пуще всего не давай снохам ссориться: так не из чего будет расходиться; мужики-то поладят; семь топоров вместе под лавкой лежат, а две прялки врозь. Это твое дело, Настя, смирных выбери да держи любовно. Доживу, сам благословлю; не доживу, так не прогневаются. Речи мои слышали; теперь, вставши, помолимся да и ляжем отдохнуть, а светлый день перед нами. С нами Христос!» Вот такой наказ дает детям отец, но кроме этого еще много интересного и поучительного можно прочитать на страницах этой книги.

 

*** Владимир Иванович Даль говорил: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежно­сти его к тому или другому народу. Чем же можно определить принад­лежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски». Этим, от души высказанным признанием, мы и завершим нашу программу, посвященную жизни и произведениям великого русского трудолюбца, православного человека, Владимира Ивановича Даля.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать