У книжной полки. 8 мая

8 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

В.А. Лисичкин. Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Россия издавна славилась подвижниками, героями, богатырями духа - людьми, которые свою жизнь посвящали другим, не видя для себя иного пути. В годы тяжелых испытаний они смело вставали на защиту родной земли. В XX веке наиболее ярким примером беззаветного служения Богу, Родине и своему народу стала жизнь выдающегося русского хирурга архиепископа Луки. Родился он 9 мая 1877 года в Керчи в семье провизора. С детства мечтал стать художником, но, поступил на медицинский факультет Киевского университета, который окончил с отличием. Ему прочили карьеру большого ученого, он же выбрал иной путь — работу земского врача. Валентин Феликсович мог бы и дальше трудиться на этом поприще, однако пошел добровольцем на Русско-японскую войну. Так начался «Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого)», о котором рассказывает книга с одноименным названием. Она вышла в свет в Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

В этой книге рассказывается о подвиге архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), чья жизнь была всецело посвящена служению Богу и Отечеству. Как говорится в предисловии, о святителе Луке в последнее время издано немало книг и публикаций. Но никто еще, ни один автор, так последовательно и основательно не рассматривал его участие в войнах, не рассказал о его подвиге выдающегося военного врача и целителя раненых, как это сделал автор данной книги - Владимир Александрович Лисичкин. Книга написана на основе архивов, документов и свиде­тельств участников событий. Текст иллюстрирован фотографиями из семейного архива Владимира Александровича, часть из них публикуется впервые. В издание вошли также проповеди и статьи архиепископа Луки, произнесенные и написанные им в 1944-1945 гг. По словам издателей, святитель прошел через четыре войны - Русско-японскую, Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную. На его долю выпали тяжкие испытания, он пережил множество арестов, ссылки, изгнания. Но ничто не сломило его воли и желания помогать страждущим.

 Как уже было сказано ранее, архиепископ Лука в свое время окончил медицинский факультет Киевского университета. Произошло это как раз в пору, когда на долю России выпало грозное испытание - война на Дальнем Востоке. Это-то событие навсегда и определило врачебную специализацию архиепископа Луки — он стал военным хирургом. Русско-японская была первой за всю историю России войной, в которой число участников боевых действий, умерших от ран и болезней, не превышало непосредственные безвозвратные потери на поле боя. В этом, прежде всего заслуга главнокомандующего Алексея Николаевича Куропаткина. Генерала впоследствии обвиняли во многом — в безынициативности, в излишней осторожности и т. д., — но что невозможно вменить ему в вину, так это отсутствие усердия в тыловом обеспечении войск и, в частности, в организации лечебно-санитарной службы. В одном из подразделений этой службы, а именно в госпитале под Читой, и выпало служить будущему Святителю.

Как говорится в предисловии, Лисичкин в своей книге замечает, что в госпиталь шел «непрерывный поток обезображенных взрыва­ми людей» или имеющих пулевые и штыковые ранения, причем всех их доставляли в операционную, как прави­ло, лишь несколько дней спустя, когда раны начинали уже гноиться, почему лечение существенно усложнялось. И вот это обстоятельство заставило молодого одаренного хирурга задуматься: как именно лечить таких раненых? Теории, наработанные медициной за прошлые годы и накрепко усвоенные Войно-Ясенецким в университе­те, теперь, очевидно, не годились. Требовался какой-то новый, продиктованный непредвиденными, чрезвычай­ными обстоятельствами подход. И Валентин Феликсович такой подход нашел.

На основании опыта трех войн — Японской, Гер­манской, Гражданской, — которые он провел в каждо­дневных сражениях у операционного стола в лазаретах и госпиталях, хирург Войно-Ясенецкий создает фунда­ментальный труд «Очерки гнойной хирургии». Впервые это сочинение было издано в 1934 году. Но, по отзывам некоторых современных специалистов в данной обла­сти, «Очерки» не утратили своего значения ценнейшего медицинского пособия и по сей день. Об этом свидетель­ствует последнее их переиздание уже в наше время — в 2000 году. В Гражданскую войну Валентин Феликсович овдовел. Эта лич­ная трагедия стала для него началом нового и отныне главного жизненного пути — церковного служения. В 1921-м он был рукоположен во пресвитера, а два года спустя принял и монашеский постриг.

Вспомним, - отмечает автор предисловия, - что в это время монастыри в России были почти полностью упразднены. А к концу 1920-х исчезли и немногие оставшиеся. Но, как ни удивительно, монашествующие при этом в стране были. Если какой-нибудь насель­ник закрывшегося монастыря вынужден был снять рясу и надеть бухгалтерские нарукавники, рабочую спецовку или даже лагерную робу, это не означало, что он лишал­ся сана и переставал быть монахом. Бог, как говорится, не в бревнах, а в ребрах. Можно быть мирянином, слу­жить в должности, по всем признакам оставаться благо­намеренным гражданином, но при этом личную жизнь продолжать строить по строгому монашескому уставу. В советское время монашествующих мирян было не так уж мало среди всех слоев общества. Однако святитель Лука, возможно, был единственным на всю огромную страну, кто не только не таился, не скрывал своего сана, а, напротив, целенаправленно обращал на него внима­ние окружающих.

Представьте себе такую картину: в огромном зале, задрапированном кумачом, проходит собрание совет­ской общественности. В партере — передовики произ­водства, ударники, новаторы, в президиуме — сплошь партийцы, на алом занавесе — портрет мудрого отца народов, а за кафедрой докладчик... лицо духовного звания. И собравшиеся ударники-партийцы внимают ему, а в паузах аплодируют, как принято... Право, впечат­ляющая картина. Тому, кто помнит советские порядки, это может показаться чем-то совершенно невообразимым, абсурдным. Но такое было. Архиепископ Лука вообще жил так, словно не замечал новых — атеистических и антицерковных — порядков, установившихся в стране. Кроме того, что Владыка появ­лялся на публике в соответствующем сану облачении, в своих операционных ставил иконы, не скрываясь, молился перед началом всякого дела — об этом и многом другом рассказывает Владимир Александрович Лисичкин в своей книге.

По словам автор предисловия, стоит заметить, что упомянутые выше три войны начала века были для архиепископа Луки лишь школой, подготовкой к главной его битве за жизнь и душу человека — к Великой Отечественной войне. В эти четыре года он словно открыл и держал свой собственный второй фронт против иноземного нашествия, спасая жизни и возвращая здоровье тысячам воинов. Архиепископ Лука одновременно был Тамбовским владыкой и руково­дителем всей медслужбы Тамбовской области, он читал лекции по хирургии, произносил проповеди в храмах, писал медицинские и богословские сочинения и, конечно же, оперировал раненых. По силам ли все это одно­му человеку, какими бы выдающимися способностями он ни был наделен? Ни в коем случае. Но если он является избранником Божиим, через которого Бог творит Свою волю, то такому человеку многое по плечу.

В феврале 1945 года Патриарх Алексий I наградил владыку Луку правом ношения на клобуке бриллиантового креста. Тогда же ему была присуждена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В 1946 году за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений Святитель получил Сталинскую премию 1-й степени, большую часть которой он отдал на помощь сиротам воинов, павших в Отече­ственной войне. Пожертвовать собой ради спасения других, отдать все свои душевные и физические силы во имя побе­ды своего народа в смертельной схватке с фашизмом — в этом и заключался высокий нравственный подвиг, православный долг Святителя, его истинный патриотизм. В том же - 46 году Указом Патриарха архиепископ Лука был переведен на Крымскую кафедру. Несмотря на преклонный возраст, на болезни, которые одолевали его, он продолжал служить Богу и людям.

 

*** Архиепископ Лука умер в 1961-м в самый день Всех святых, в земле Российской просиявших, будто показы­вая, что отныне он присоединяется к сонму предстателей и ходатаев русских перед Богом. А в 2000 году Архиерей­ский Собор Русской Православной Церкви прославил Владыку в сонме новомучеников и исповедников Рос­сийских. С этого времени началось его общецерковное почитание. В честь святителя Луки во многих городах — и там, где ему выпало служить, и даже там, где он никог­да не был, — освящаются церкви и часовни. По всей стране установлено множество памятников и мемориальных досок знаменитому хирургу и пастырю. Архиепископа Луки нет с нами уже полвека. Можно сказать и так. Но можно и иначе: в последние полвека свя­той Лука стал всем нам много ближе прежнего. Раньше он был лишь со своим приходом, со своим госпиталем, со своей епархией. Теперь он с каждым верным. Теперь его епархия, его госпиталь — весь православный мир.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать