У книжной полки. 8 марта

8 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Тертуллиан. Об одеянии женщин. О женских украшениях. Послания к жене.

 

Сегодня во многих странах празднуется так называемый «Женский день», история которого в частности восходит к 1908 году, когда несколько тысяч женщин вышли на улицы города Нью-Йорка с требованием равноправия с мужчинами. Чего они в итоге добились, и так ли на самом деле нужно нам это равноправие, мы сейчас разбираться не будем, а обратимся лучше к трудам духовного писателя конца 2 – начала 3-го веков - Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана, которые он посвятил именно женщинам. Читая их, мы можем увидеть, чем была заполнена жизнь обыкновенной карфагенской христианки. А также услышать наставления христианского богослова, обращенные к современным ему женщинам относительно их нарядов, причесок и украшений. Эти наставления собраны на страницах книги, которая вышла в свет в издательстве «Глаголы Жизни» и называется «Об одеянии женщин. О женских украшениях. Послания к жене». ***

Прежде чем обратиться к произведениям, собранным на страницах этой книги, познакомимся с биографией самого автора, которую можно найти на интернет-портале «Азбука веры». Здесь в частности мы читаем следующее: «Тертуллиан запечатлен в сознании Церкви как один из выдающихся христианских мыслителей, плодовитый писатель, догматист, мужественный апологет, ревностный обличитель еретиков. Между тем, несмотря на такие высокие заслуги, он не значится в числе святых отцов Церкви. Это связано с уклонением его взглядов от чистоты Православия и непослушанием Церкви, допущенных в конце жизни. О детстве Тертуллиана известно немного. Родился он в Карфагене, в семье римского офицера, сотника, в период между 150-м и 170-м годами. В юности и молодости получил полноценное светское образование. Из ряда ранних источников, в том числе из его собственных сочинений следует, что он хорошо разбирался в юриспруденции; был знаком с греческими и латинскими поэтами, философами; ориентировался в медицине; владел греческим языком.

Большую часть своей жизни Тертуллиан провёл в Карфагене. Как явствует из его произведений, он восхищался историей этого города и его героями. Какое-то время, недолго, Тертуллиан жил в Риме: по всей вероятности, занимался там юридической практикой. Полагают, что его обращение в христианство произошло около 190 года. При каких обстоятельствах он решился изменить своё мировоззрение, кто привёл его ко Христу, с достоверностью неизвестно. Приняв Крещение, Тертуллиан сочетался узами брака с девушкой христианской, и прожил с ней долгие годы. В этот же период он удостоился рукоположения во пресвитера. К иерейским обязанностям Тертуллиан относился ответственно, как и подобало доброму христианскому пастырю.

Не ограничивая свою деятельность окормлением собственной паствы, он прилагал все усилия для распространения веры среди язычников, много проповедовал, занимался писательской деятельностью. Созданные им произведения затрагивали и вопросы вероучения, и вопросы морали и нравственности». Стоит отметить, что «время служения Тертуллиана было временем тяжелейших испытаний для Церкви. Христиан гнали, их ненавидели, унижали, подвергали побоям, истязали, мучили, убивали. И Тертуллиан, не жалея энергии, не страшась ни доносчиков, ни судей, ни мучителей и палачей, так решительно выступал в защиту христианства, что остаётся удивляться, как он, за всю свою жизнь, ни разу не оказался в темнице и пыточной. И это при том, что он не скрывался от преследований, а словно бросая им вызов, обращался к обидчикам в самых резких, шероховатых, а иногда и обидных словах. Так, он называл гонителей Церкви свирепыми невеждами, осквернителями святынь; высмеивал языческие культы и мистерии, клеймил позором кумиров и идолов; грозил Судом Божьей Правды, чашей ярости Божьей. При этом его апологетические произведения были исполнены чёткой богословской и логической аргументации!»

Кроме апологетической деятельности, Тертуллиан также вел непримиримую борьбу с лжеучениями. Из его полемических сочинений наиболее известны – «Опровержение еретиков», где Тертуллиан, пользуясь адвокатскими приемами, демонстрирует их неправоту. Его основной аргумент состоит в следующем: еретики не могут пользоваться св. Писанием, так как оно принадлежит Церкви, а не им; а войти в общение с Церковью они не могут, так как их учение не содержится в Писании. Этот по сути своей круговой аргумент - типичный пример экклесиологического мышления Тертуллиана. И известен трактат «О крещении» - самое раннее из дошедших до нас значительных сочинений о крещении, направленный против Квинтиллы, который учил, что крещение не является необходимостью.

Наконец, сочинения Тертуллиана на нравственные темы, характеризуются крайне строгими моральными и дисциплинарными требованиями. Из них наиболее важны нижеследующие: «О зрелищах», «Увещевание о целомудрии» и «Книга о единобрачии», «Об одеянии женщин», «О женских украшениях» и «Послание к жене». В этой книге представлены последние три сочинения. В своих трудах «Об одеянии женщин» и «О женских украшениях» христианский писатель III века стремится оградить христианок своей эпохи от наклонностей к роскоши, желания выделиться и нравиться, так как, по его мнению, единственной охраной достоинства жены и матери является простота и скромность вкусов. «Если бы на земле было более веры, - пишет он, - нежели сколько ожидается награды на небесах: то я уверен, возлюбленные сестры мои, что ни одна из вас, познавши Бога и размыслив о собственном бедствии, не захотела бы казаться веселою, а тем паче гордою, в своем одеянии; но напротив того верно старалась бы носить самые грубые и простые одежды». 

Заботясь о спасении своих современниц, Тертуллиан обращается к ним с такими словами: «Как мы все составляем храм Божий чрез освящение нас Духом Святым при крещении: то чистота сия должна быть так сказать привратником и стражем сего храма, дабы не входило в него ничто нечистое, ничто мирское, и дабы Господь, в нем обитающий, видя жилище Свое оскверненным, не удалился из него с негодованием. Но я не имею теперь намерения показать вам необходимость чистоты: божественные заповеди довольно на сей счет положительны. Я ограничусь только объяснением вам одной важной обязанности, относящейся к сей добродетели, обязанности, какую вы должны соблюдать в рассуждении вашей внешности». Далее следуют строгие наставления относительно нарядов, причесок и украшений, а кроме того автор показывает отрицательное отношение к достижениям техники и ремесел, которые позволяют людям искажать и приукрашивать естество, не заботясь о своей внутренней красоте перед Богом.

«Так в отношении вашего одеяния, - пишет Тертуллиан, - и множества нарядов и прикрас ваших вы должны всячески отсекать, отвергать и изгонять сию излишнюю для вас непомерную роскошь. Какая для вас польза, что люди будут замечать на лице вашем признаки христианина благочестивого, смиренного, простого, скромного, сообразующегося с правилами Евангелия, между тем как во всех прочих частях вашей наружности вы станете выставлять суетную пышность и неприличную изнеженность? Легко понять, как роскошь сия противна христианской чистоте и какой путь она пролагает к величайшим беспорядкам... Это так справедливо, что без помощи сей роскоши хорошо сложенное лицо обыкновенно считается красотой посредственною, неприятною, лишенной прелестей своих... Напротив того, при недостатке естественной красоты люди добавляют ее румянами, белилами и другими пособиями». И тем самым они наносят вред своей душе, как считает писатель.

В трактате «Послание к жене» автор рассуждает о религиозно-нравственных ценностях христианского брака, рассматривая брак как «пристань и прибежище» целомудрия. Кроме того, он говорит о недопустимости второбрачия. Вот что советует он своей жене на случай его (Тертуллиана) смерти: «И так, если я умру прежде тебя по воле Божией, то не иной кто как Бог разрушит брак твой. Зачем же тебе восстанавливать то, что Бог разрушил? Зачем отказываться тебе от дарованной тебе свободы, чтобы наложить на себя новые оковы?! Можно судить, какой вред второй брак приносит святости, когда мы обратим внимание на устав Церкви и на постановления апостолов, которые избирали в епископы только «мужа одной жены» (1 Тим.3:2) и допускали к священнослужению только вдов, «бывших женою одного мужа» (1 Тим.5:9), дабы жертвенник Божий пребывал всегда чист и безгрешен». И далее автор, подкрепляя свои увещевания к жене словами из Священного Писания, требует сохранить единобрачие. Это послание снова и снова напоминает о том, что христианство приписывает браку божественное происхождение, усматривая в нем образ вечного союза между Христом и Его Церковью. И об этом размышляет автор на страницах своего послания.

 

*** Тертуллиан занимался писательской деятельностью с 193 по 220 гг. (он умер вскоре после 220 г.). Его наследие представляет огромный вклад в христианское предание. Тон его сочинений - резкий, страстный, полемический - типичен для многих африканских писателей, подобно Тертуллиану обладавших сложным и оригинальным характером, в котором аскетическая суровость сочеталась с пылким стремлением к истине и беспощадной непримиримостью к противникам. В своих произведениях, обращенных к женщинам, Тертуллиан поднимает весьма актуальные и для наших современниц темы, напоминая, что извечное предназначение женщины в этом мире - приобрести и сохранить христианские добродетели - страх Божий, целомудрие, кротость и терпение.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать