У книжной полки. 8 июля

8 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Саша, Маша и Даша-растеряша.

 

Как часто, человек, не ведая Промысла Божия, все хорошее списывает на счастливый случай, а плохое – на роковую случайность. Но, как говорит прп. Ефрем Сирин, «все от Бога, – и благое и скорбное, и недостойное. Но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению, – когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, – когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, – когда и вразумляемые не обращаемся». Действие Промысла Божия ясно проглядывается в судьбах людей, о которых рассказывает книга – «Саша, Маша и Даша-растеряша». Эта книга вышла в свет в Издательстве Родное слово и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

В этой книге собраны художественные литературные произведения - повесть «Саша, Маша и Даша-растеряша», написанная Владимиром Шпатаковым в соавторстве с Ольгой Румбах, а также новые, ранее не публиковавшиеся рассказы. Их главная тема: Промысел Божий в жизни человека. Повесть «Саша, Маша и Даша-растеряша» рассказывает о двух молодых людях – мужчине и женщине, уже простившихся с юностью, но еще полных сил и надежд. И – бесконечно одиноких. У каждого из них за спиной багаж не только ошибок и разочарований, но прозрений и даже подвигов. Александр Климов – боевой офицер, прошедший Афганистан и Чечню. Волею обстоятельств он оказывается едва ли не на дне жизни. И пытается сохранить в себе человека – образ Божий, – что кажется невозможно в таких условиях.

Мария работает в больнице врачом, воспитывает дочку Дашу. Причина ее одиночества знакома многим современным женщинам. Восемь лет назад муж бросил ее с младенцем на руках. Предательство близкого человека внесло в жизнь молодой женщины множество трудностей, связанных с воспитанием ребенка, учебой в медицинском институте, с достатком в семье. На первом этапе своего затруднительного положения она перестала верить людям. Но, как говорится, время лечит. Горькие скорби Марии стали тем горьким лекарством, которым Господь исцеляет человеческие души. Через все выпавшие ей испытания Маша пришла к Богу, и у Него нашла утешение и поддержку. Теперь она знала, что всё от Бога и Им устрояется. Единственное, что терзало молодую женщину, это вопрос об устроении своей семейной жизни, о поиске супруга, есть ли на то воля Божия? Поиск ответа на этот вопрос привел ее в Оптину пустынь.

Далее, читая эту повесть, мы видим, как трудно, в течение нескольких месяцев, Саша и Маша идут навстречу друг другу, идут, преодолевая трудности внешние и внутренние: гордость, отчаяние, недоверие. И, даже встретив друг друга, они испытывают сомнения, разрешить которые им помогает духовник монастыря Оптина пустынь схиигумен Илий. Старец открывает «им, — что есть вещи и поважнее, чем их маленькое — общее или раздельное — личное счастье! Это — дело, ради которого они, собственно, и явились на свет: дело личного спасения, очищения души, пе­рерождения ее для вечной жизни, усыновления себя — Отцу Небесному, «толкущему» во врата каждой души и с любовью и бесконеч­ным терпением ждущему отклика. Обыкновенные житейские заботы и тревоги меркнут перед величием этой задачи».

А еще, из слов старца Саша и Маша поняли, что «труды по спасению души не только не мешают личному счастью, но и предполагают его. Как отмечают авторы повести, «душа светлеет по мере приближения ко Христу, теплеет, наполняется любовью, и мимо такой души уже мало кто способен пройти равнодушно. Вот тебе и личное счастье! С «половинкой» — или без нее. И все же — «Не хорошо быть человеку одному...» (Быт., 2:18) - сказал Сам Господь. Сказал - и сотворил мужчине помощницу - женщину. Потому, кому Богом дано, все же лучше - с «половинкой». Так и герои повести, получив благословение старца на семейную жизнь, умиротворенные уезжали из Оптиной. Они вместе «отправлялись в далекое, трудное путешествие, отправлялись, как говорят на Востоке, «делать жизнь». А в душах их происходила таинственная работа, то самое приближающее ко Христу Делание, «вхождение в Его радость», на которое не способен замотанный суетой человек.

Несколько слов хочется сказать и о схиигумене Илие. Несмотря на то, что появляется он только в эпизодах, однако, по словам авторов, является ключевой фигурой повести. «Сколько бы ни уничтожали священство и веру православную на российских просторах, сколько бы ни вытравливали даже само воспоминание о Святой Руси, она сияет, благодатная, в кротких ликах святых отцов, таких вот духоносных старцев. Тысячи и тысячи километров преодолевает разу­верившийся люд, чтобы увидеть это сияние вечной жизни, укрепиться в вере, получить благословение и силы, чтобы жить дальше». Именно через таких угодников Господь управляет все столь чудесным образом, что люди потом только удивляются и благодарят Создателя. Как отмечают авторы, они сами неоднократно были свидетелями и таких поворотов, и просто мудрых советов батюшки Илия. К сожалению, эти факты так и остаются в безвестности. Из желания восполнить этот пробел, и родилась данная книга.

О ней протоиерей Александр Торик говорит следующее: «Традиция «рождественского» или «святочного» рассказа впервые появилась на Западе. Она была прекрасно представлена Чарльзом Диккенсом, затем получила своё развитие в России в произведениях Федора Достоевского, Николая Лескова, Николая Гоголя и других выдающихся (или скромных) русских писателей. Не угасла эта традиция и до сего дня. Повесть «Саша, Маша и Даша-растеряша» как раз и представляет собою классический образец «святочной» прозы - светлой, доброй, духовно-поучительной, несущей в себе заряд Любви и Веры. Повесть написана простым, понятным языком. Искренне симпатизируя своим героям, авторы предлагают читателям ещё один пример всеобъемлющего милосердия Божьего, Его не перестающей отеческой любви к немощному и мечущемуся в лабиринтах страстей человеку. Любви, которая так необходима современному ожесточённому миру.

Мы живем во всё более обезвоживающееся время, когда многие люди, не найдя удовлетворения в неспособном насытить душу прегордом себялюбии, мечутся, стремясь обрести радость и утешение, простое и настоящее человеческое счастье. Через Веру, через Церковь в лице её ревностных пастырей, представленных в книге образом Старца - батюшки Илия, - через осознание бесполезности и безнадежности жизни вне Бога и Его божественной Любви проводят авторы своих героев (и вместе сними читателя) - к тому состоянию гармонии с Богом и людьми, которое изначально приуготовано человеческим душам Божественным спасительным Промыслом. Ещё одна добрая книга, ещё один источник света в сгущающемся мраке, ещё одно окошко в сияющее божественным светом Небо.

 

*** Эта книга, по словам издателей, увлекательна и сама по себе, a еще интересна она тем, что сочинила ее сама жизнь. В ней описаны лишь удивительные, подчас невероятные истории, произошедшие с конкретными людьми, нашими современниками, a если точнее – нашими соседями, сослуживцами, друзьями, a также друзьями друзей. Словом, эта книжка – o нас с вами. Все описанные события, вплоть до незначительных, на первый взгляд, деталей, взяты из реальной жизни. Правдивость, жизненная достоверность как раз и являются признаками серьёзного художественного произведения. Объединяет рассказы то, что в каждом из них, в непростых судьбах наших героев видна прoмыслитeльнaя рука Божия, Его живительное дыхание, Его милующая и всепрощающая Любовь.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать