Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и Слова.
В трудные времена мы особенно нуждаемся в свидетельствах о Церкви, свидетельствах живых и правдивых, которые нам передают люди, живущие истиной, верой и всем сердцем любящие Христа. Слово святых отцов и матерей, исходящее из подлинного церковного опыта, наставляет и упокоевает, рассеивает заблуждения, убеждает сердце, укрепляет совесть, оживляет веру, открывает новые горизонты и пути к жизни вечной, к благословенному Царству Отца, Сына и Святого Духа. Так слово старца Порфирия Кавсокаливита — это слово святого отца, слово прозорливца, скромного, смиренного, простого и пламенного человека, жизнь которого была подлинным и настоящим свидетельством о Христе, об истине и радости Христовой. О жизни и учении старца рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря Малоярославца и называется «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и Слова». ***
Содержание этой книги обязано своим появлением архиву заметок и магнитофонных записей двух духовных чад старца Порфирия, живших рядом с ним на протяжении трех десятилетий. Это две сестры – монахини, которые уже с самого начала своего духовного общения со старцем, убедились в святости и исключительности его учения, и с его собственного благословения бережно сохраняли его слова. Получился бесценный архив достоверных и подлинных материалов, дающих верный образ личности старца Порфирия. Книга состоит из двух частей. Первая содержит жизнеописание Старца и основана на его собственных рассказах. Вторая часть содержит его учение и наставления на различные темы, произнесенные в разное время. Эти слова приведены целиком. В соответствии с их содержанием издатели расположили их по главам (о Церкви, о Божественной любви, о молитве и т. д.), чтобы понимание богословия старца Порфирия было наиболее полным и глубоким.
Открывает книгу краткое житие старца Порфирия, в котором говорится, что родился он 7 февраля 1906 года на острове Эвбея в деревне Агиос Иоаннис и был назван Евангелом. Его родители, Леонид и Елена, были благочестивыми и боголюбивыми людьми. Отец, церковный певчий, лично был знаком со святителем Нектарием. Семья была многодетной, и родители, бедные крестьяне, не могли прокормить ее. Поэтому отец был вынужден уехать в Америку на строительство Панамского канала. Евангел был четвертым ребенком в семье. Еще маленьким пас овец в горах. В семь лет, только год проучившись в начальной школе, из-за нищеты он был вынужден уехать на заработки в Халкиду. Около трех лет работал в магазине. Потом перебрался в Пирей, где проработал два года в продовольственном магазине своего родственника.
В двенадцать лет Евангел тайно уехал на Святую Гору, горячо желая уподобиться святому Иоанну Каливиту, житие которого прочитал в детстве и особенно полюбил. Благодать Божия привела его на каливу Святого Георгия в скит Кавсокаливия на послушание к двум старцам, братьям по плоти: Пантелеймону, который был духовником, и Иоанникию. По общему признанию, старцы отличались особой строгостью. Однако Евангел ревностно, с великой любовью вступил на поприще беспрекословного послушания. В четырнадцать лет он принял монашество с именем Никита, а через два года — великую схиму. Чуть позже Бог дал ему дар прозорливости. В возрасте девятнадцати лет будущий старец серьезно заболел и поэтому был вынужден покинуть Святую Гору. Он вернулся на Эвбею, где поселился в монастыре Святого Харалампия. Годом позже, в 1926-м, был рукоположен там в иереи. Хиротонию совершил Порфирий III, архиепископ Синайский, который в рукоположении дал ему имя Порфирий.
Через два года он стал духовником, а немного позже был возведен в сан архимандрита и некоторое время исполнял обязанности служащего иерея. В монастыре Святого Харалампия старец Порфирий прожил двенадцать лет, служа людям как духовник и исповедник, и три года — в Ано Вафья, в заброшенном монастыре Святителя Николая. В 1940 году, накануне Второй мировой войны, поселился в Афинах, где стал настоятелем и духовником в больничном храме Афинской поликлиники. Как говорил Старец, он прожил там тридцать три года как один день, без устали выполняя свое духовное делание, облегчая боль и страдания людей. В 1955 году он поселился в Калисье, где арендовал у монастыря Пендели небольшой скит Святого Николая, и усердно возделывал сельскохозяйственные угодья, не оставляя при этом многоплодных духовных подвигов.
Летом 1979 года старец Порфирий переехал в Милеси, где мечтал построить монастырь. Сначала он жил в маленьком автомобильном прицепе-домике в неприемлемых для жизни условиях, а затем в незатейливой келье из цементных блоков, безропотно перенося тяжелые для своего здоровья испытания. В 1984 году Старец перешел в здание возводимого монастыря и, несмотря на то что был очень больной и слепой, непрестанно и неустанно трудился для завершения строительства. 26 февраля 1990 года был заложен фундамент соборного монастырского храма Преображения, и его мечта стала осуществляться. В последние свои годы Старец начал готовиться к уходу из жизни. Он желал удалиться на Святую Гору, в свою любимую Кавсокаливию, где бы тайно и незаметно, так же как и жил, предать свою душу ее Жениху. Много раз он говорил: «И сейчас в старости я стремлюсь к тому, чтобы уехать туда и умереть там».
Действительно, блаженная кончина застала старца Порфирия в Кавсокаливии на его каливе утром 2 декабря 1991 года. Последние слова, которые он произнес, были слова из первосвященнической молитвы Господа, которые Старец очень любил и часто повторял: «Да будут едино». Преподобный Иоанн Лествичник говорит что как тот, кто имеет благовония, помимо своего желания выдает сам себя благоуханием, так и тот, кто имеет в себе Духа Господня бывает узнан по своим словам и смиренномудрию. Такой, по словам издателей, была жизнь и шествие ко Христу старца Порфирия. Как испытанный подвижник он прошел через пещь очищения и просвещения и вошел в радость Господа своего, нося одежду совершенства. Для многих образ досточтимого старца Порфирия стал великим светом, который по благодати Божией воссиял в наши дни, освещая путь к святости как единственной надежде, радости и утешению для людей.
Блаженный Старец явил собою живое присутствие Христа. Теплая любовь ко Христу составляла всю его душу, все его мысли и всю его личность до такой степени, что он мог бы без колебаний возгласить вместе с апостолом Павлом: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20), — фразу, которую Старец любил повторять. На протяжении всей жизни старца Порфирия жителем его освященной души, тайноводителем и учителем в духовной жизни был Святой Дух. Его благодатью Старец стал образом кротости и радости. Премудрость свыше (Иак. 3, 17) соделала его подлинным избранным сосудом, ковчегом редких дарований. Украшенный ими, он стал утверждением терпения, дверью, или, лучше сказать, матерью любви, началом рассуждения духовного... дерзновением в молитве, вместилищем Духа Святаго... споспешником послушания, путеводителем братства, пресечением гневу, подателем радости, подражанием Христу, свойством ангельским...
Как отмечают издатели, квинтэссенцией учения Старца была любовь ко Христу как единственный путь, ведущий к истинной радости, свету, надежде и счастью. «Христос — это радость, истинный свет, счастье. Христос — наша надежда», — говорил он. Это медоточивое учение никогда не было искусственным нравоучением, но отражением его жизни во Святом Духе. Поэтому учение Старца источает Божественную сладость, дает всякой душе ответ и надежду в горечи испытаний, передавая одновременно и «всерадостную радость Христову, длящуюся вечно, подающую надежную тишину, тихую сладость и всесладостное блаженство, ту радость, которая превосходит всякую радость», — как говорил он сам.
*** По словам издателей, старец Порфирий Кавсокаливит никогда не хвалился теми дарами, которые дал ему Бог. Он проводил незаметную и смиренную жизнь с уверенностью, что никто не может ничего получить от него: «У меня ничего нет. Только Христос имеет все», - говорил он. Проявляя исключительные действия благодати Божией в своей душе, старец делал это лишь для того, «чтобы люди почувствовали, как Христос всех заключает в Свои объятия, чтобы христиане получили помощь и спаслись, находясь в общении любви со Христом». Так он жил, как ангел радости, любя всех и жертвуя собою ради всех, жертвуя со смирением и бескорыстно. И об этом рассказывает настоящая книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!