Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Рожнева. Игумен Никон (Воробьев).
Игумен Никон (Воробьев) говорил духовным чадам: «Слишком огорчаться внешними трудностями — признак маловерия; слишком огорчаться внутренними — признак гордости». Еще говорил: «Кто ищет угодить Богу, тот не будет оставлен Богом, лишь бы мы не оставили Его». Отец Никон часто наставлял о мире душевном: «Не отступай от Господа, пока Он не простит тебя и пока не подаст мира душе твоей. Признак прощения Господом — мир в душе». Предостерегал духовных чад: «Еще очень прошу тебя: не осуждай никого, а для этого старайся ни о ком не говорить ничего: ни худого, ни хорошего. Это самый легкий способ не быть осужденным на том свете». Эти и другие поучения, наставления, советы игумена Никона являются кладезем духовной мудрости, они всегда актуальны и востребованы среди верующих людей. Избранные поучения подвижника и его жизнеописание составили книгу, которая вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря. Она называется «Игумен Никон (Воробьев)». ***
Эта книга посвящена игумену Никону (Воробьеву), подвижнику XX века, исповеднику веры Христовой, известному старцу, духовнику. Став монахом в годы закрытия монастырей, он до конца своих дней подвизался на приходе. Пережил арест, заключение, ссылку в сибирских лагерях. Жил как аскет, относясь к себе со всей строгостью, а к окружающим — с любовью. Стяжал непрестанную Иисусову молитву и дар духовного рассуждения. Его советы о духовной жизни основаны на святоотеческом наследии и подкреплены личным духовным опытом.
Как рассказывает автор-составитель книги Ольга Рожнева, «игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился 4 мая 1894 года в селе Микшино Бежецкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье. У Коли было шесть братьев. Будущий старец выделялся среди них серьезностью, особой честностью, кротостью и добрым сердечным нравом. Ему всегда хотелось дойти до сути, узнать смысл жизни, он никогда не был поверхностным человеком, всегда искал глубину. Эти черты Коля сохранил на всю жизнь. В селе Микшино часто подолгу жил юродивый по прозвищу Ванька-малый, которого охотно привечала семья Воробьевых. Однажды, когда дети играли, Ванька-малый вдруг подошел к Коле и, указывая на него, несколько раз повторил: «Это — монах, монах». В то время его слова ничего, кроме смеха, ни у кого не вызвали. Удивительное предсказание исполнилось через тридцать лет.
Коля Воробьев имел разносторонние дарования. Он блестяще окончил начальную школу и поступил учиться в реальное училище в Вышнем Волочке. В училище Коля обнаружил прекрасные способности к ряду предметов: математике, литературе, черчению и рисованию. Он пел тенором в хоре, играл на альте, выступал на многочисленных школьных праздниках, по окончании учебного года всегда получал в награду грамоту и книгу. Однако, поступив в училище, Николай поверил атеистической пропаганде и с жаждой ринулся в изучение наук, наивно полагая, что в них скрывается истина. В старших классах училища в поисках смысла жизни юноша ночи напролет изучал историю философии, читал классическую литературу. Знания его по философии стали так глубоки, что к нему обращались даже сами преподаватели. Николай мог на последние деньги купить книгу, оставшись без куска хлеба, — он и всю последующую жизнь на первое место ставил духовные потребности, а не плотские.
Позднее он скажет об этом так: «Ищи Царствия Божия и правды его, и по слову непреложному Самого Господа, слову более твердому, чем небо и земля, — приложится и все необходимое в материальной жизни. Хотя и испытывает Господь рабов Своих, но и следит за всем, за духовными и за телесными нуждами, и все подает в нужное время тем, кто доверился Господу, а не своей ловкости, силе, умению и прочее». В 1914 году, в двадцать лет, Николай блестяще окончил реальное училище, но в душе его не было радости. Он предпринял еще одну попытку найти научный ответ на главный вопрос о смысле жизни и поступил в Психоневрологический институт в Петрограде. Однако и здесь юношу постигло глубокое разочарование. «Я увидел, - писал он, что психология изучает вовсе не человека, а "кожу", — скорость процессов, апперцепции, память... Такая чепуха, что это тоже оттолкнуло меня. И совершенно ясен стал вывод, что надо обратиться к религии».
Окончив первый курс, Николай бросил обучение в институте. Он пережил тяжелый духовный кризис. Летом 1915 года в Вышнем Волочке юноша почти в отчаянии встал на колени и помолился так: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?» И... Господь открылся. Уже став старцем, он вспоминал об этом так: «Невозможно передать то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это или фонарь кто-нибудь зажег. Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: "Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня — даруй мне все пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя"».
И, как говорится далее в жизнеописании подвижника, Господь Сам повел Николая. Он делился позднее: «Повел так, что я после этого года два в Волочке жил, занимался с книгами, молился дома». Это был период «горения» сердца, — юноша жил как аскет, подвизаясь в молитве и посте. Впервые он познакомился здесь с творениями святых отцов, впервые, по существу, с Евангелием. Николай не видел и не слышал того, что делалось вокруг него. В то время он снимал половину частного дома в Сосновицах (Тверская губерния). Ему было всего двадцать два года. На другой половине дома веселилась молодежь, слышались пляски, громкое пение, смех. Приглашали и Николая, но он потерял вкус к мирским развлечениям и сиюминутным радостям. Он говорил позднее: «Серьезно ищущий Царствия Божия должен быть одинок, идущему на этом пути Господь дает утешения, пред которыми все земные радости — ничто».
5 апреля 1930 года, в Вербное воскресенье, Николай Николаевич принял монашеский постриг с именем игумена Никона, ученика преподобного Сергия Радонежского. В день Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля того же года, отец Никон был рукоположен во иеродиакона, а 8 января 1932 года, на второй день Рождества Христова, во иеромонаха. Как отмечает автор-составитель, это были времена лютых гонений на Церковь. Принять монашеский постриг и быть рукоположенным в священника означало встать на путь исповедничества и мученичества. И крест исповедника уже ждал отца Никона - 5 апреля 1933 года, в годовщину пострига, он был арестован и сослан в сибирские лагеря на пять лет строить будущий Комсомольск-на-Амуре. После освобождения старец был гоним с прихода на приход, но никогда не унывал, и был утешителем для своих духовных чад.
О последних днях жизни старца в книге говорится следующее: «В 1963 году, под праздник Успения Божией Матери игумен Никон в последний раз исповедовал духовных чад. Сам, когда уже не мог дойти до храма, причащался дома. Никаких жалоб от него никто не слышал, никто не замечал в старце уныния или скорби. Он был спокоен, сосредоточен и большей частью даже с легкой улыбкой на лице. «Батюшка, больно?» — «Нет. Так, кое-когда неприятные ощущения». Купили на смерть тапочки. С веселой улыбкой примерил: «Вот хороши». Сделали покрывало на гроб — посмотрел и нашел ошибку в надписании. Увидел, как понесли гроб для него — и был доволен, что все готово. Так умирают истинные христиане. Последнее время его духовные чада беспокоились, как бы старец не умер в их отсутствие. Но он твердо заверил: «Не беспокойтесь, не умру без вас. Когда надо, всех позову». И действительно, когда 7 сентября в полдень он тихо отошел ко Господу, все собрались около него и со свечами в руках совершили отходные молитвы.
*** Игумен Никон (Воробьев), сам пережив многие скорби и испытания, учил: «Если хочешь найти мир душевный, отраду и верное спасение — смирись под крепкую руку Божию, и Он вознесет тебя. Это значит: прими все случающиеся с тобой как от руки Божией (а не от человеков, бесов, обстоятельств и прочее), ибо воистину все происходящее с нами не может прийти без воли Божией. Люди и обстоятельства - только орудия Божии, часто не понимающие того, что делают». «Необходимые для спасения человека скорби могут восприниматься человеком труднее или легче в зависимости от устроения человека. Если человек примет на веру слово Божие о необходимости и неизбежности скорбей для спасения, если он сознает свои бесчисленные грехи словом, делом, помышлением, сочтет себя вполне заслужившим не только посланных скорбей, но и гораздо больших, смирится пред Богом и людьми, — то скорби станут легче...» «Покаянием, терпением и смирением спасайте души ваши», - писал духовный отец своим чадам. Эти слова сегодня обращены ко всем нам.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Воскресные беседы. Вербное воскресенье
Кулинарное паломничество. Рецепт куличей. Храм в честь Рождества Христова в д. Тарычево
Церковь и общество. Игумен Вассиан (Бирагов)
События недели. 28 апреля 2024
Благая часть. 28 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!