У книжной полки. 7 ноября

7 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Календарь на 2018 год. Святая Русь ХХ век. Голос гонимой Церкви.

 

В наступившем году мы вспоминаем о скорбном «юбилее» — столетии с начала беспрецедентных гонений большевистской власти на православных христиан Советской России. По словам профессора Николая Евгеньевича Емельянова, «в истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке. В первые три века существования христианства гонения носили локальный характер и длились не более нескольких лет. Даже самое страшное гонение Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303 г., продолжалось всего 8 лет». А в России преследования христиан «продолжались более 70 лет с 1917 года до «перестройки» конца 1980-х годов». О семи десятилетиях притеснения, а, точнее сказать, уничтожения Русской Православной Церкви — от ленинско-сталинского террора до «мягко­го» удушения на закате СССР — рассказывается на страницах календаря на 2018 год. Он называется – «Святая Русь ХХ век. Голос гонимой Церкви». ***

Этот календарь посвящен истории семи десятилетий гонения Русской Православной Церкви в XX веке. Публикуются воспоминания участников и очевидцев событий, письма репрессированных архиереев и священников из заключения, жития святых новомучеников, наставления известных пастырей. Открывает издание небольшая историческая справка о гонениях в XX веке, составленную по материалам профессора Николая Евгеньевича Емельянова. К слову сказать, Николай Евгеньевич, являясь доктором технических наук и специалистом в области информатики, стал создателем электронной базы данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века». Также он был одним из инициаторов создания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и деканом факультета прикладной математики и информатики ПСТГУ. Умер 14 января 2010 года.

Так вот, Николай Евгеньевич, исследуя эпоху гонений, в частности писал следующее: «Гонения в России распространились по всей территории огромной страны, занимавшей 1/6 часть планеты; охватили все организации: учебные, хозяйственные, административные, научные; все слои общества. Миллионы православные верующих России подверглись разнообразным гонениям, притеснениям, дискриминации — от издевательств и увольнения с работы до расстрела. Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу - полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме («Членам Политбюро. Строго секретно») от 19 марта 1922 года: «...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам поэтому поводу расстрелять, тем лучше».

Через два десятилетия деятельности по этому плану разрушение зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60 000 действующих в 1917 году. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея, причем и на них в НКВД были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время. Изменение государственной церковной политики и восстановление церков­ной жизни началось только во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и было очевидным следствием общенародной трагедии. Однако и этот отказ от искорене­ния религии в кратчайшие сроки не означал прекращения преследования Церкви. Хотя и в меньших масштабах, чем прежде, аресты архиереев, священников и ак­тивных мирян продолжались и в послевоенный период. Массовое освобождение из лагерей и ссылок репрессированных священнослужителей и мирян произошло 1955-1957 годах. А в 1959 году началось новое страшное хрущевское гонение, во время которого было закрыто более половины из десяти тысяч церквей, действующих в 1953 году».

Вот лишь несколько слов, но и их достаточно для того, чтоб ощутить масштаб трагедии, которая произошла в 20 столетии. А более подробно, можно сказать, изнутри увидеть ее мы сегодня можем с помощью очевидцев той страшной поры. В этом календаре его составители наметили несколько рубрик, о которых вкратце я сейчас вам и расскажу. Одна из рубрик называется «Документы эпохи». В ней собраны материалы, с помощью которых мы можем познакомиться с постановлениями светских властей и вникнуть во внутрицерковную полемику, определивших в то время путь Русской Церкви. Здесь вы найдете такие документы, как «Послание Святейшего Патриарха Тихона от 19 января 1918 года», «Декрет об отделении Церкви от государства», «Декларация митрополита Сергия», «Послание соловецких епископов митрополиту Сергию».

А вот в рубрике «Свидетели эпохи» звучат голоса клириков и мирян, прошедших тюрьмы, лагеря и ссылки, опубликованы воспоминания очевидцев и участников известных исторических событий. Зачитаем одно из воспоминаний, которое оставил нам архиепископ Мелитон (Соловьев), викарий Ленинградской епархии, с юных лет весьма почитавший отца Иоанна Кронштадтского. До войны ему, еще священнику, приходилось сидеть в тюрьме и бывать в знаменитом «сером доме» на Литейном. Вот рассказ владыки Мелитона, записанный со слов его иподиакона. «Во сне, говорил владыка, ко мне является отец Иоанн Кронштадтский и говорит: «Исповедуй меня». Я говорю: «Батюшка, да что вы?! Как же я буду исповедовать вас?!» А он на­стойчиво повторяет: «Исповедуй меня». Мне пришлось повиноваться, он наклонил голову и назвал несколько незначительных грехов...

В тот же день вызвали меня в «серым дом». Между прочим, следователь спросил: «Вы почитаете отца Иоанна Кронштадтского?» - «Да», - говорю. «Вы считаете его святым?» - «Да, - говорю, - считаю». - «А вы могли бы поцеловать его портрет?» - При этом следова­тель подал мне небольшую фотографию батюшки. «Да, - говорю, - могу». Я пере­крестился и приложился к портрету. «Ну, хорошо, - сказал следователь, — идите». И отпустил меня. И только выйдя от них на улицу, я сообразил, что означал мой сон... Следует пояснить, что глагол «исповедовать» имеет двоякий смысл. Можно исповедовать не только грехи, но и веру». И, конечно, большинство священнослужителей, да и мирян, перенёсшие под час совершенно невыносимые испытания, оставались верны Богу, и исповедовали веру православную. Порой даже не словами своими, а безропотным несением выпавших страданий.

Эту стойкость и мужество верующих не могла понять новая власть. Материалистическое мировоззрение вождей большевизма не могло вме­стить слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Загоняя Церковь во все более и более тяжелые условия, уничтожая все больше и больше людей, а еще чаще - запугивая и отвращая, они так и не смог­ли довести до конца свою «адову работу». О тех, чьими трудами и молитвами, безропотным перенесением скорбей была спасена Святая Русь рассказывается в рубрике «Лица эпохи». Здесь читатели найдут краткие жития: священномучеников Сергия Мечёва, Петра (Зверева), прпп. Серафима Вирицкого, Симеона (Желнина) и Севастиана Карагандинского, прп.исповедника Иоанна (Кевролетина), и других святых мучеников и исповедников Российских 20 века, в том числе и мирян. Здесь же представлены жизнеописания подвижников благочестия, которые жили совсем недавно: архимандритов Иоанна Крестьянкина и Павла (Груздева), протоиерея Николая Гурьянова, монахини Иулиании (Соколовой), и других.

Благодаря таким исповедникам веры, несмотря на тяжелейшие преследования, в Отечестве нашем продолжала совершаться Евхаристия и звучало пастырское слово — с амвонов уцелевших храмов, в катакомбах на тайных богослужениях, в письмах из заключения, в которых «огненные глаголы» посланий священномученика Дамаскина (Цедрика) сосед­ствуют с проникновенно-исповедальными строками репрессированного киевско­го священника Анатолия Жураковского или утешительными словами священноисповедника Афанасия (Сахорова). Малая часть этого бесценного духовного наследия помещена в рубриках «Богословие эпохи» и «Письма эпохи».

 

*** В 2018 г. исполняется сто лет со дня убийства царской семьи в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля. Издатели этого календаря решили в годовщину этой трагедии опубликовать в ру­брике «Русская Голгофа» воспоминания непосредственного участника расстрела августейших страстотерпцев — екатеринбургского чекиста М. Медведева. Откро­вения палача, записанные на магнитофонную ленту в 1963 г., вопреки его жела­нию свидетельствуют о сатанинской природе большевистской власти и святости Государя Николая Александровича и его семьи.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать