Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Борис Николаевич Ширяев. Неугасимая лампада.
«Замшелые, источенные ветрами камни соловецких башенных стен могут поведать нам немало суровых былей о сокровищах истового русского благочестия, хотя долгие годы они пребывали в нерушимом молчании. Эти камни много расскажут тому, кто захочет прослушать их беззвучную, бессловесную повесть. Соловецкие камни — книга четырех веков. Тот, кто сумеет прочесть эту книгу, узнает о бесчисленных трудниках, стекавшихся сюда «по воле» и «поневоле» со всех концов святой Руси, чтобы омыть свои души в соловецкой купели». Эту повесть также рассказывает один из этих трудников, узник Соловецкого лагеря Борис Николаевич Ширяев в книге, которая в 2014 году вышла в свет в Издательстве Никея, в серии "Классика русской духовной прозы". Она называется - «Неугасимая лампада». ***.
В эту книгу вошли рассказы о жизни первых узников Соловецкой каторги, прибывших на остров в 1922 году. Соловецкий лагерь стал для автора книги, как и для многих тысяч людей, прошедших через него, «страшной зияющей ямой, полной крови, растерзанных тел, раздавленных сердец...» - так написал о Соловках Борис Николаевич Ширяев. Родился писатель в Москве 7 ноября 1889 года в семье крупного помещика. По окончании Московского университета он посвятил себя педагогической деятельности, вскоре прерванной Октябрьской революцией. Два раза был приговорен к смертной казни: в 1918 году за попытку присоединиться к Добровольческой армии. Но тогда ему удалось бежать за несколько часов до исполнения приговора.
Однако в 1922 году последовал новый арест. В этот раз смертная казнь была заменена десятью годами концлагеря на Соловках, позже срок заключения был сокращен. Ширяев провел там 7 лет, выполняя тяжелые каторжные работы, а также участвуя в деятельности лагерного театра и в издании журнала "Соловецкие острова". По отбытии наказания он был отправлен в ссылку в Среднюю Азию, в 1930 году очутился в Ставрополе и до начала Великой Отечественной войны жил в разных городах Северного Кавказа. Урывками ему удавалось возвращаться к преподавательской деятельности и читать лекции в провинциальных высших учебных заведениях. Вскоре после оккупации Северного Кавказа немцами Ширяев оказался в лагере в Германии, а в начале 1945 года - в Италии.
Работу над книгой «Неугасимая лампада» писатель начал в середине 20-х годов, а закончил в эмиграции на острове Капри в 1950 году, за 9 лет до своей смерти. О том, как создавалась книга, автор рассказывает в одной из глав книги. Он начал писать ее по ночам еще на Соловках. Писал «о слезах и крови, о страданиях и смерти», а потом уничтожал написанное. Попав в Среднюю Азию в ссылку, снова принялся писать, зарывая свои записи в «сухой азиатский» песок. Когда окончился срок на Соловках и проверявший его документы чекист сказал: «Прощай, не поминай лихом», Ширяев подумал, что «не поминать лихом Соловецкую каторгу тогда» он не мог. Соловецкая каторга... «Стоны, вопли, бред, рыдания еще звучали в моих ушах. Над навсегда покинутым Святым островом смерть, только смерть простирала свои черные крылья», - так писал автор после в своей книге.
Но годы шли, острота переживаний начала сглаживаться, и он все чаще стал задумываться над тем, в память каких безвестных страдальцев он пишет: тех ли, что погибли за «древнее русское благочестие» или в память «новых мучеников, положивших свою жизнь за Русь... грядущую»? Таким образом, сложилась книга, состоящая из серии рассказов о наиболее ярких событиях и встречах автора на Соловецкой каторге. Начинается она очерком, посвященным истории Соловецкого монастыря, основанного в 15 веке тремя святителями – Савватием, Зосимой и Германом. Из этой истории читатели узнают, что в России Соловки издавна являлись местом ссылки неугодных властям людей. А первые советские узники Соловецкого лагеря прибыли на остров в 1922 году. В их числе был и Борис Ширяев.
Страшна была окружающая действительность, но автор все же больше останавливается на моментах, в которых и на каторге находит свое выражение неистребимое стремление людей к красоте и добру. К ним относится организация театра на Соловках. «Нигде так не любят, не ценят своего театра, как на каторге, - замечает автор. - Нигде так не гордятся им и актеры, и зрители. Театр на каторге - экзамен на право считать себя человеком». К серии таких светлых эпизодов относятся описания новогодней елки и единственной пасхальной заутрени, которая была отслужена на острове со времени превращения его в концлагерь. Среди глав, посвященных наиболее запомнившимся автору встречам, можно отметить главы об Утешительном попе, о мужицком царе, о фрейлине трех императриц, победившей сердца своих соузниц на Заячьем острове. Множество эпизодов и встреч этой книги объединено одной идеей, красной нитью проходящей через все повествование. Да, было разрушено все, что разделяло «в прошлом петербургского сановника и калужского мужика, князя Рюриковича и Ивана Безродного». И на фоне этой разрухи, по словам автора, «в перетлевшем пепле человеческой суеты, лжи и слепоты вспыхнули искры Вечного и Пресветлого».
О своей роли в создании «Неугасимой лампады» Борис Ширяев говорит: «Я не художник и не писатель. Мне не дано рождать образов в тайниках своего духа, сплетать слова в душистые цветистые венки. Я умею только видеть, слышать и копить в памяти слышанное и виденное». «Этими словами сказано все. Они подтверждены всем текстом «лампады». Автор фактически сохранил, передал и донес до нас Соловки 20-х годов такими, какими их видели и переживали те, кто оказался вольно или невольно, причем с обеих сторон, участниками этой трагедии или, говоря словами Ширяева, частью той неугасимой лампады, в которой елей был смешан с кровью. Но лампада не потухла, несмотря на то, что ее пытались потушить».
«Неугасимая лампада... Мало кто в наши дни знает, что это такое. И уж совсем небольшое число читателей сможет сказать, что они видели воочию Неугасимую лампаду — настолько редко ее можно встретить в наши дни». «В былые времена все было по-другому, неугасимая лампада являлась неотъемлемой частью жизни всего русского народа, была выражением и воплощением самых сокровенных, самых глубинных переживаний человеческих душ и сердец». «Она всегда возжигалась в православных домах в переломные и трудные моменты жизни» пред образами Спасителя, Божьей Матери и святых. «И через этот маленький», но «крепкий и надежный огонечек», устанавливалась «удивительно живая, состоящая из тысяч сердечных и душевных нитей связь».
«Это связь между хрупкой страждущей и глубоко переживающей человеческой душой и Творцом и Создателем мира, Его Пречистой Матерью и угодниками Божьими». «Только постигнув и поняв это, можно осознать насколько точно, тонко и метко дано автором название книги - через него Борис Ширяев высказал в полный голос свое понимание, восприятие и оценку того, что происходило на Соловках и во всей необъятной России в 20-е и последующие годы» прошлого столетия. Неугасимая лампада «была зажжена и непрестанно горела внутри каждого соловецкого узника, согревая и оживляя вокруг всех и вся. Свет этой лампады не позволил людям … ожесточить свои души и сердца», и продолжает светить и обогревать все последующие поколения.
*** Повесть «Неугасимая лампада» — самое значительное произведение Бориса Николаевича Ширяева, русского писателя второй волны эмиграции. Оказавшись в Соловецком лагере в 1920-х годах, он описал тяжелую жизнь его узников, полную страданий, лишений, но вместе с тем и неугасимого света надежды. Соединив рассказы о судьбах людей, соловецкие легенды и лагерный фольклор, автор создал образ «потаенной» Руси, которая от новой власти большевиков ушла «в глубину», подобно древнему Китежу. Обретя на Соловках спасительную веру, писатель сохранил ее навсегда и посвятил ей главную книгу своей жизни.
При составлении текста использован материал из книг:
Ширяев Б. Н. Неугасимая лампада. - М. : Т-во рус. худож., 1991. - 414 с. - (Белая книга России ; вып. 6).
Ширяев Б.Н. Неугасимая лампада. – М.: Никея, 2014. – 384 с. – («Классика русской духовной прозы»).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 12 мая 2024 года
Концерт арт-группы Ларго «10 лет вместе!». Второе отделение
Концерт арт-группы Ларго «10 лет вместе!». Первое отделение
Канон. Заслуженная артистка России Олеся Железняк. Часть 1
Ульяновск. Крестный ход к Никольской горе
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!