Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Иоанн Бухарев. Жития всех святых.
Каждый из нас, православных христиан, носит имя того или иного угодника Божия. Цель этого благочестивого обычая такова, чтобы в лице святых иметь каждому из нас особенных молитвенников о себе перед Богом на небе и ближайший пример жизни во спасение. Для того, чтобы подражать жизни своего святого, имя которого мы принимаем при Крещении, необходимо знать его жизнь. Именно для этой цели в 19 веке священник и законоучитель Иоанн Бухарев потрудился над составлением книги «Жития всех святых, поименованных в месяцеслове Св. Синода, и других». В этом труде батюшка в кратких, но самых главных чертах изложил жизнь и подвиги святых, угодивших Богу и достигших райского блаженства. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию новое издание этой книги, выпущенное в свет издательством Благовест. ***
Автор книги «Жития всех святых» - протоиерей Иоанн Бухарев – русский православный духовный писатель и педагог. В 19 веке его имя было известно не только Москве, но и всей России, как автора и издателя многих духовных сочинений, учебников по Закону Божию, различных сборников, брошюр и листков, а также известных всей России „Поминаний“. (Из журн. „Кормчий»). Родился отец Иоанн Бухарев в семье священника. По окончании Московской духовной семинарии, в 1859 году он был рукоположен в сан диакона к церкви свв. Бориса и Глеба, у Арбатских ворот, и состоял на этой должности 24 года. Здесь началась его законоучительская и публицистическая деятельность, впоследствии доставившая ему почетное имя. Различные учебные заведения, школы и приюты, а также отдельные лица наперебой приглашали его к себе законоучителем, и неутомимый отец Иоанн успевал везде...
В 1883 году освободилось место законоучителя в Мещанском училище и настоятеля церкви при нем. И тогда выборные из купеческого сословия обратились к бывшему тогда митрополитом, высокопреосвященному Иоанникию, прося назначить на это место известного всей Москве диакона Иоанна. Владыка, несмотря на то, что на это место были претенденты и из лиц с академическим образованием, уважил просьбу Московского купечества и „сего благоговейнешего диакона Иоанна проручествовал в пресвитера». Став священником, отец Иоанн продолжил свое многополезное служение, насаждая в сердцах юношей и девиц, порученных его духовному водительству, семена веры и благочестия, преданности царю и отечеству.
Не довольствуясь кафедрой церковной и учительской, батюшка посвящал свой досуг литературному труду. И, в качестве духовного писателя, значительно расширил круг своего нравственного воздействия, изъясняя в простой, всем доступной, форме Евангельское учение и святоотеческие предания. Всеми силами своей души любя Богом вверенную ему юную паству, отец Иоанн своим кротким и любвеобильным отношением к детям всецело привлек их к себе, а дети также любили его, и в этом состоял наилучший успех как воспитания, так и обучения. Придавая большое значение силе слова в деле образования, он неустанно назидал своих духовных чад и в храме Божием, и на уроках, и в частных беседах. Но сознавая также, что слова без дел, им соответствующих, не дают еще плода вожделенного, отец Иоанн поучал детей и силою своего личного примера, всею своею жизнью».
Главные литературные труды отца Иоанна следующие: «Объяснение ежедневных домашних молитв»; «Краткое толкование Евангелий, читаемых на литургии»; «Рассказы из истории православной христианской церкви, преимущественно российской», «Катехизическое учение православной христианской веры», «Толкование на Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна», «Жития всех святых, празднуемых православною греко-российскою Церковью» и другие. Третье издание труда - «Жития всех святых», по которому была напечатана и данная книга, вышло в свет в 1900 году. В нём, в кратких, но самых главных чертах излагаются жизнь и подвиги святых, прославленных в Русской Церкви до 1900 года, а также сказания о всех праздниках Православной Церкви, постах, днях поминовения усопших и чудотворных иконах Пресвятой Богородицы.
По словам самого отца Иоанна, «пособиями при составлении этой книги служили: Четии-Минеи, Пролог, жития святых разных авторов, Месяцеслов преосвященного Сергия, сказания о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы и другие. Должно заметить, - говорит батюшка, что сказания о некоторых святых и о некоторых чудотворных иконах Пресвятой Богородицы очень кратки, а о иных и совсем не имеются и известны только их имена и дни празднования». Ну и для примера откроем эту книгу, на странице, где расположены жития святых за 24 апреля по старому стилю, 7 мая – по-новому. В этот день Святая Церковь чтит память святого мученика Саввы Стратилата, и с ним 70-ти воинов, мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина, Пасикрата и Валентина, преподобных Фомы юродивого и Саввы Печерского, преподобной Елисаветы. В этот же день совершается празднование чудотворной Молченской иконы Божией Матери.
Как далее рассказывает автор, «Молченская икона Богородицы называется так потому, что находится в Молченском Софрониевом монастыре Курской епархии. Она принесена сюда в 1635 г. из Путивля атаманом Константиновым по повелению Самой Богородицы. На иконе у Пресвятой Богородицы на правой руке Богомладенец, а в левой — лествица». Повествуя о святых, отец Иоанн пишет: «Мученик Савва жил в III в. и служил при римском императоре Аврелиане стратилатом, то есть воеводой. По происхождению был гот. Когда император узнал, что он христианин, призвал его и потребовал отречения от Христа. Савва же отвечал, что он готов на всякие муки за Христа. Его мучили и, наконец, бросили в котел с кипящей смолой. Господь помогал Савве терпеть все мучения и сохранил его невредимым в котле, так что семьдесят воинов, видя все это, уверовали во Христа. Тогда всем воинам отсекли головы, а Савву утопили в реке. Это было в 272 году.
А в 303 году пострадали мученики Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и др., числом до сорока. Видя страдания и чудеса св. великомученика Георгия, они уверовали во Христа, за что были жестоко мучимы и усечены мечом. Мученики Пасикрат и Валентин пострадали за веру Христову в 228 г. Они были воинами при одном из правителей в Мизии, Авсолане. Скорбя о том, что их соотечественники-язычники кланяются идолам и что некоторые из христиан, боясь мучений, приносят вместе с ними жертвы идолам, они открыто исповедали, что только христианский Бог есть истинный Бог, а идолы — бездушные творения людей. Их посадили в темницу. Сюда пришел к Пасикрату брат, изменивший Христу, и со слезами стал убеждать его сделаться хотя бы на время идолопоклонником, чтобы избавиться от мучений; но Пасикрат отрекся от брата и назвал его чужим для себя. Пасикрат и Валентин были усечены мечом.
Преподобный Фома был юродивым, то есть ради Христа принявшим на себя вид безумца и терпевшим все унижения и оскорбления со стороны других. Спасался он в одной из сирийских обителей, близ Антиохии, а юродствовал в самой Антиохии. Жил в VI в. Скончался на пути в свой монастырь и был погребен на Дафинском кладбище, где погребали странников. Случилось, что в могиле, над мощами св. Фомы, хотели похоронить тела некоторых странников, и тела сии сами собой отодвигались далеко в сторону. Тогда мощи его были перенесены в Антиохию, и от них было много чудес. В этот же день чествуется память преподобного Саввы Печерского, который подвизался в XIII в. в Киеве, в Печерском монастыре, и где в Антониевой пещере и почивают его мощи.
Преподобная Елисавета в юных летах отдана была родителями в монастырь. Здесь она проводила строго подвижническую жизнь: постилась, молилась и трудилась; одежду носила грубую, власяную и плохо защищавшую от холода. Для борьбы с плотью усиливала пост, не вкушала хлеба, а питалась растениями, по нескольку дней совсем не ела. За такую жизнь была сделана настоятельницей. Строго наблюдавшая за собой, она изучила свойства женского сердца, и потому больше всего учила сестер, чтобы они остерегались злоязычия и лукавства, которые так свойственны женщинам. Св. Елисавета отличалась и благотворительностью к сиротам и бедным. За свою святость она удостоена была дара чудес. Погребена была в Космо-Дамианской обители, где была настоятельницей. Время жизни прп. Елисаветы точно неизвестно. Полагают, что она жила между VI и IX вв». Вот таким образом, автор рассказывает нам о святых, охватывая весь церковный год от января по декабрь. Читая их каждый день, мы не только узнаем что-то новое, но и найдем достойные примеры для подражания, примеры жизни во Христе.
*** Жития святых всегда были излюбленным чтением для всех православных христиан, в которых они черпали живоносные наставления к душеспасительной жизни и всегда имели многие примеры для подражания. Протоиерей Иоанн Бухарев, долгие годы совмещавший, сначала диаконское, а затем и священническое служение с педагогической деятельностью, хорошо знал, как благоприятно воздействуют на душу ребенка рассказы о жизни святых. Поэтому он неустанно трудился и на литературном поприще, стараясь и через книги просвещать сердца и умы детей светом Христовыми. Прощаясь с учебным учреждением, юноши и девушки уносили в своих сердцах запечатленными навсегда уроки правды и добра, веры и любви, – уроки, истекавшие из любвеобильного сердца их пастыря и учителя – отца Иоанна. К счастью, многие труды этого дореволюционного автора сохранились, и постепенно становятся доступны широкому кругу читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!