У книжной полки. 7 мая

7 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Иоанн Бухарев. Жития всех святых.

 

Каждый из нас, православных христиан, носит имя того или иного угодника Божия. Цель этого благочестивого обычая такова, чтобы в лице святых иметь каждому из нас особенных молитвенников о себе перед Богом на небе и ближайший пример жизни во спасение. Для того, чтобы подражать жизни своего святого, имя которого мы принимаем при Крещении, необходимо знать его жизнь. Именно для этой цели в 19 веке священник и законоучитель Иоанн Бухарев потрудился над составлением книги «Жития всех святых, поименованных в месяцеслове Св. Синода, и других». В этом труде батюшка в кратких, но самых главных чертах изложил жизнь и подвиги святых, угодивших Богу и достигших райского блаженства. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию новое издание этой книги, выпущенное в свет издательством Благовест. ***

Автор книги «Жития всех святых» - протоиерей Иоанн Бухарев – русский православный духовный писатель и педагог. В 19 веке его имя было известно не только Москве, но и всей России, как автора и издателя многих духовных сочинений, учебников по Закону Божию, различных сборников, брошюр и листков, а также известных всей России „Поминаний“. (Из журн. „Кормчий»). Родился отец Иоанн Бухарев в семье священника. По окончании Московской духовной семинарии, в 1859 году он был рукоположен в сан диакона к церкви свв. Бориса и Глеба, у Арбатских ворот, и состоял на этой должности 24 года. Здесь началась его законоучительская и публицистическая деятельность, впоследствии доставившая ему почетное имя. Различные учебные заведения, школы и приюты, а также отдельные лица наперебой приглашали его к себе законоучителем, и неутомимый отец Иоанн успевал везде...

В 1883 году освободилось место законоучителя в Мещанском училище и настоятеля церкви при нем. И тогда выборные из купеческого сословия обратились к бывшему тогда митрополитом, высокопреосвященному Иоанникию, прося назначить на это место известного всей Москве диакона Иоанна. Владыка, несмотря на то, что на это место были претенденты и из лиц с академическим образованием, уважил просьбу Московского купечества и „сего благоговейнешего диакона Иоанна проручествовал в пресвитера». Став священником, отец Иоанн продолжил свое многополезное служение, насаждая в сердцах юношей и девиц, порученных его духовному водительству, семена веры и благочестия, преданности царю и отечеству.

Не довольствуясь кафедрой церковной и учительской, батюшка посвящал свой досуг литературному труду. И, в качестве духовного писателя, значительно расширил круг своего нравственного воздействия, изъясняя в простой, всем доступной, форме Евангельское учение и святоотеческие предания. Всеми силами своей души любя Богом вверенную ему юную паству, отец Иоанн своим кротким и любвеобильным отношением к детям всецело привлек их к себе, а дети также любили его, и в этом состоял наилучший успех как воспитания, так и обучения. Придавая большое значение силе слова в деле образования, он неустанно назидал своих духовных чад и в храме Божием, и на уроках, и в частных беседах. Но сознавая также, что слова без дел, им соответствующих, не дают еще плода вожделенного, отец Иоанн поучал детей и силою своего личного примера, всею своею жизнью».

Главные литературные труды отца Иоанна следующие: «Объяснение ежедневных домашних молитв»; «Краткое толкование Евангелий, читаемых на литургии»; «Рассказы из истории православной христианской церкви, преимущественно российской», «Катехизическое учение православной христианской веры», «Толкование на Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна», «Жития всех святых, празднуемых православною греко-российскою Церковью» и другие. Третье издание труда - «Жития всех святых», по которому была напечатана и данная книга, вышло в свет в 1900 году. В нём, в кратких, но самых главных чертах излагаются жизнь и подвиги святых, прославленных в Русской Церкви до 1900 года, а также сказания о всех праздниках Православной Церкви, постах, днях поминовения усопших и чудотворных иконах Пресвятой Богородицы.

По словам самого отца Иоанна, «пособиями при составлении этой книги служили: Четии-Минеи, Пролог, жития святых разных авторов, Месяцеслов преосвященного Сергия, сказания о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы и другие. Должно заметить, - говорит батюшка, что сказания о некоторых святых и о некоторых чудотворных иконах Пресвятой Богородицы очень кратки, а о иных и совсем не имеются и известны только их имена и дни празднования». Ну и для примера откроем эту книгу, на странице, где расположены жития святых за 24 апреля по старому стилю, 7 мая – по-новому. В этот день Святая Церковь чтит память святого мученика Саввы Стратилата, и с ним 70-ти воинов, мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина, Пасикрата и Валентина, преподобных Фомы юродивого и Саввы Печерского, преподобной Елисаветы. В этот же день совершается празднование чудотворной Молченской иконы Божией Матери.

Как далее рассказывает автор, «Молченская икона Богородицы называется так потому, что находится в Молченском Софрониевом монастыре Курской епархии. Она принесена сюда в 1635 г. из Путивля атаманом Константиновым по повелению Самой Богородицы. На иконе у Пресвятой Богородицы на правой руке Богомладенец, а в левой — лествица». Повествуя о святых, отец Иоанн пишет: «Мученик Савва жил в III в. и служил при римском императоре Аврелиане стратилатом, то есть воеводой. По происхождению был гот. Когда император узнал, что он христианин, призвал его и потребовал отречения от Христа. Савва же отвечал, что он готов на всякие муки за Христа. Его мучили и, наконец, бросили в котел с кипящей смолой. Господь помогал Савве терпеть все мучения и сохранил его невредимым в котле, так что семьдесят воинов, видя все это, уверовали во Христа. Тогда всем воинам отсекли головы, а Савву утопили в реке. Это было в 272 году.

А в 303 году пострадали мученики Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и др., числом до сорока. Видя страдания и чудеса св. великомученика Георгия, они уверовали во Христа, за что были жестоко мучимы и усечены мечом. Мученики Пасикрат и Валентин пострадали за веру Христову в 228 г. Они были воинами при одном из правителей в Мизии, Авсолане. Скорбя о том, что их соотечественники-язычники кланяются идолам и что некоторые из христиан, боясь мучений, приносят вместе с ними жертвы идолам, они открыто исповедали, что только христианский Бог есть истинный Бог, а идолы — бездушные творения людей. Их посадили в темницу. Сюда пришел к Пасикрату брат, изменивший Христу, и со слезами стал убеждать его сделаться хотя бы на время идолопоклонником, чтобы избавиться от мучений; но Пасикрат отрекся от брата и назвал его чужим для себя. Пасикрат и Валентин были усечены мечом.

Преподобный Фома был юродивым, то есть ради Христа принявшим на себя вид безумца и терпевшим все унижения и оскорбления со стороны других. Спасался он в одной из сирийских обителей, близ Антиохии, а юродствовал в самой Антиохии. Жил в VI в. Скончался на пути в свой монастырь и был погребен на Дафинском кладбище, где погребали странников. Случилось, что в могиле, над мощами св. Фомы, хотели похоронить тела некоторых странников, и тела сии сами собой отодвигались далеко в сторону. Тогда мощи его были перенесены в Антиохию, и от них было много чудес. В этот же день чествуется память преподобного Саввы Печерского, который подвизался в XIII в. в Киеве, в Печерском монастыре, и где в Антониевой пещере и почивают его мощи.

Преподобная Елисавета в юных летах отдана была родителями в монастырь. Здесь она проводила строго подвижническую жизнь: постилась, молилась и трудилась; одежду носила грубую, власяную и плохо защищавшую от холода. Для борьбы с плотью усиливала пост, не вкушала хлеба, а питалась растениями, по нескольку дней совсем не ела. За такую жизнь была сделана настоятельницей. Строго наблюдавшая за собой, она изучила свойства женского сердца, и потому больше всего учила сестер, чтобы они остерегались злоязычия и лукавства, которые так свойственны женщинам. Св. Елисавета отличалась и благотворительностью к сиротам и бедным. За свою святость она удостоена была дара чудес. Погребена была в Космо-Дамианской обители, где была настоятельницей. Время жизни прп. Елисаветы точно неизвестно. Полагают, что она жила между VI и IX вв». Вот таким образом, автор рассказывает нам о святых, охватывая весь церковный год от января по декабрь. Читая их каждый день, мы не только узнаем что-то новое, но и найдем достойные примеры для подражания, примеры жизни во Христе.

 

*** Жития святых всегда были излюбленным чтением для всех православных христиан, в которых они черпа­ли живоносные наставления к душеспасительной жизни и всегда имели многие примеры для подражания. Протоиерей Иоанн Бухарев, долгие годы совмещавший, сначала диаконское, а затем и священническое служение с педагогической деятельностью, хорошо знал, как благоприятно воздействуют на душу ребенка рассказы о жизни святых. Поэтому он неустанно трудился и на литературном поприще, стараясь и через книги просвещать сердца и умы детей светом Христовыми. Прощаясь с учебным учреждением, юноши и девушки уносили в своих сердцах запечатленными навсегда уроки правды и добра, веры и любви, – уроки, истекавшие из любвеобильного сердца их пастыря и учителя – отца Иоанна. К счастью, многие труды этого дореволюционного автора сохранились, и постепенно становятся доступны широкому кругу читателей.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать