У книжной полки. 7 мая

7 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Священник Николай Булгаков. Еще успеем? 33 «причины» не ходить в храм.

Священник Даниил Сысоев. Зачем ходить в храм каждое воскресение.

 

«Что делать в церкви?», «Я не понимаю, что в Церкви говорят», «Можно и дома молиться», «У меня Бог в душе», - такие и прочие отговорки находит человек, еще не пришедший к Богу. Но даже среди людей, именующих себя «православными» бытует мнение, что ходить в храм каждую неделю – это проявление фанатизма. Оправданий для подобной позиции множество: и то, что воскресенье - единственный выходной; и опять же - можно дома молиться; и что не стоит раздражать родственников и т.д. Так, несмотря на то, что времена гонений на Церковь остались в прошлом, многие продолжают лишать себя радости соединения с Воскресшим Господом. Убедиться в несостоятельности подобных мнений читателям помогут авторы двух небольших книг, которые сегодня мы предлагаем вашему вниманию. ***

Первая из книг, написанная священником Николаем Булгаковым, вышла в свет в Издательстве «Даниловский благовестник» и называется – «Еще успеем? 33 «причины» не ходить в храм». Эта книга, по словам издателей, предназначена для тех наших современников, которые по каким-либо причинам никак не решаются преодолеть тот невидимый барьер, который отделяет их от жизни в Церкви. Книга опровергает обычные приемы, с помощью которых враг рода человеческого любыми средствами старается не допустить человека к Богу. В предисловии автор пишет: «Знаешь ли ты, дорогой друг, что каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в жизни решение? Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной жизни твоей души. А она всем нам предстоит. И может начаться очень скоро — может быть, даже сегодня.

Ты — крещеный человек. Слава Богу. Но если человек крещеный, это не значит, что место в раю ему обеспечено. Такой взгляд — не православный, еретический. Ведь важно еще, как человек живет. Почему же ты не ходишь? Какие мысли тебя отводят от храма? А ведь отводят именно мысли. Кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Мы говорим: «Мне пришла мысль». Да, мысли приходят. Откуда-то приходят. Есть мысли от Бога и есть мысли от дьявола. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал». Как узнать, какая мысль от Бога, какая от дьявола? Смотри, к каким действиям эта мысль тебя ведет, куда направляет: к церкви или от церкви? К молитве, к посту, к покаянию, к исповеди, к причащению, к венчанию (если вы в браке), к терпению, к прощению, к добрым делам — или от всего этого, под любым предлогом. Даже самым благовидным.

Смотри, какие чувства, какое состояние души в тебе рождают мысли. Если мир, любовь, смирение, тишину, покой — скорее всего, это мысли от Бога. Если злобу, гордость, страх, уныние, отчаяние — от лукавого. Любые мысли против веры Православной, против Бога, против Церкви Христовой, против молитвы и поста — от дьявола. По словам отца Николая. существует набор распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу. И вот один из них. Он называется – «Я еще не созрел». Здесь автор пишет: ««Зрей! – говорит дьявол. – Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни. Этим приемом, - отмечает отец Николай, - враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию».

А вот еще один прием: «Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мировоззрение». «Нет, не поздно, - отмечает автор. - Менять его все равно придется: когда душа покинет тело, и мы увидим совершенно точно, что все, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мир, мир Ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще все изменить и спасти свою душу. В будущей - будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно. Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа — и получил от Него прощение и вечное спасение. Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться к Господу».

Вторая книга, написанная священником Даниилом Сысоевым, называется - «Зачем ходить в храм каждое воскресение». Эта книга не просто дискуссия отца Даниила с читателем. В ходе беседы батюшка рассказывает также о том, как Бог являет Себя в храме, о красоте и возвышенности богослужения, о самой сердцевине христианства - о Причастии. Отдельная глава книги посвящена важности Причащения на Пасху. На страницах данной книги читателю также предлагается ознакомиться с ответами на наиболее частые возражения, которые возникают у людей на протяжении многих лет. Так, например, священнику часто задают вопрос, приведенный в заглавии, и начинают оправдываться. «Нам надо выспаться, побыть с семьей, сделать домашние работы, а тут надо встать, идти в церковь. Зачем?» Конечно, - говорит батюшка, - для того чтобы обосновать свою лень, можно найти и не такие возражения.

Но сначала следует понять, какой смысл в еженедельном хождении в храм, чтобы затем уже сравнить с этим наши самооправдания. Ведь требование это не выдумано людьми, а дано еще в Десяти Заповедях: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седь­мой - суббота Господу, Богу твоему». За нарушение этой заповеди в Ветхом Завете полагалась смертная казнь, как за убийство. В Новом Завете самым большим праздником стало воскресенье, потому что Христос, восстав из мертвых, освятил этот день. По церковным правилам нарушитель этой заповеди подпадает отлучению. Вряд ли Творец стал бы давать нам нелепые пове­ления, да и церковные правила написаны вовсе не для того, чтобы мучить людей. В чем же смысл этой заповеди?

По словам отца Даниила, «все христианство вырастает из самооткровения Бога Троицы, явленного чрез Господа Иисуса Христа. Вхождение в Его внутреннюю жизнь, участие в Божественной славе - это цель нашей жизни. Но так как «Бог есть любовь и пребывающий в любви - в Боге пребывает, и Бог в нем», по слову апостола Иоанна, то и войти в общение с Ним можно только через любовь. По слову Господа, весь закон Божий сводится к двум заповедям: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближ­него твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Но эти заповеди разве можно исполнить без посещения храма? Если мы любим человека, то разве не стремимся чаше встречаться с ним? Разве можно представить себе, чтобы влюбленные избегали встреч друг с другом? Да, можно пообщаться и по телефону, но куда лучше говорить лично. Так и человек, любящий Бога, стремится к Нему на встречу.

Примером для нас да будет царь Давид. Он, будучи правителем народа, ведя бесчисленные войны с врагами, осуществляя правосудие, говорил так: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего. Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». Когда он был в изгнании, то плакал каждый день, что не может войти в дом Бога. Вот именно это отношение и порождает нужду в посещении храма Божия и делает его внутренне необходимым.

 

*** Как отмечают издатели второй книги, «в наше время многие крещеные в Православной Церкви люди забыли, во имя Кого над ними совершалось Таинство и перед Кем придется держать ответ. Обязательное, по заповеди Господа, посвящение одного дня в неделю Тому, Кто нас сотворил и продолжает питать и оберегать, не такая уж и большая жертва, тем более, что это нужно не Богу, а человеку. Душа задыхается без Господа, а, участвуя в богослужениях и питаясь Его благодатью, расцветает вновь и преображается, вырываясь из-под гнета суеты, ведущей в тупик. Суета твердит, что много работы, а в выходные нужно с детьми побыть, домашние дела поделать или развлечься с друзьями. Но какой смысл гнаться за количеством мертвых дел?» Эти небольшие брошюры помогут найти ответ на ряд возражений, связанных с нежеланием исполнять 4-ю заповедь, ответят на вопросы, почему невозможно вне Церкви в ее полноте молиться Богу, о важности Таинств и самой сердцевине Христианства — Таинстве святого Причащения.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать