У книжной полки. 7 марта

7 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Дмитрий Смирнов. «Прямой эфир. Вопросы и ответы».

 

Практически каждый малыш, достигая трехлетнего возраста, вступает в период «почемучки». «Что?», «зачем?», «почему?» - слышат ежедневно родители многочисленные вопросы своих ненаглядных чад. «Почему дует ветер», «Как дождь капает с неба?», «Где я была, когда меня еще не было?» и многое-многое другое предстоит объяснять мамам и папам, пока детки не вырастут и не начнут сами искать ответы в различных литературных источниках. Так бывает и со взрослым человеком, когда он начинает знакомиться с основами православной веры. Тогда и у него, можно сказать, начинается этот возраст «почемучки». И это неудивительно, ведь в данный момент он является духовным младенцем, который исследует неизвестный пока еще ему духовный мир, и поэтому ищет ответы на многие вопросы. А где же он ищет эти ответы? Конечно же, в храме. У батюшек. Или задает их в прямом эфире, позвонив на православное телевидение или радио. К примеру, протоиерею Дмитрию Смирнову. «Прямой эфир. Вопросы и ответы» - так называется книга, которую сегодня мы и предлагаем вашему вниманию. ***

В основе книги «Прямой эфир. Вопросы и ответы», которая вышла в свет в двух частях в издательстве Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, – собраны ответы протоиерея Димитрия Смирнова, известного церковного и общественного деятеля, на вопросы слушателей радио «Радонеж», а также зрителей телеканалов «Союз» и «Спас», посвященные различным вопросам христианской жизни. Если заглянуть в содержание этих сборников, то мы увидим, что вопросов очень много, так много, что на их перечисление не хватит даже одной нашей программы.

Вот лишь некоторые из них. Почему седмица мытаря и фарисея сплошная и как в эти дни поститься перед причастием? Как понять, теплохладен ты, или горяч, или холоден? Бывает ли, что Господь дает человеку крест не по силам? Надо ли перед смертью исповедовать уже исповеданные грехи за всю жизнь и какой должна быть предсмертная исповедь? Мы бывшие советские люди, атеисты, кто был комсомольцем, кто коммунистом. С чего нам начинать церковную жизнь? Бог есть любовь. Как это согласовать с существованием ада? Если не хочется делать добрые дела, жалко тратить время, нужно ли себя понуждать? И нужно ли через силу улыбаться, если внутреннего желания нет? Почему Господь, когда творил чудеса, обычно просил не рассказывать о них? Что такое истинное и ложное смирение? С чего начинать подготовку к Великому посту?

Вот лишь малая часть тех вопросов, которые задают люди в прямом эфире протоиерею Димитрию Смирнову. Давайте, рассмотрим некоторые из них. Так, например, в ближайшее воскресение, третью Неделю Великого поста, Святая Церковь, как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «зовет чад своих к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня». Эта Неделя и называется Крестопоклонной. И вот один из телезрителей или радиослушателей задает отцу Димитрию такой вопрос: «Почему Церковь установила поклонение Кресту в середине Великого поста?» А батюшка отвечает: «Крест есть символ христианского подвига, квинтэссенция христианства. Вглядываясь в изображение распятого на кресте Господа, вспоминая о том, что пришлось претерпеть на кресте Сыну Божию, каждый христианин должен укреп­ляться этим главным вдохновляющим примером».

«Пост, - говорит отец Димитрий, - тот малый подвиг, который мы предпринимаем, чтобы если не победить полностью, то вступить в борьбу со своими страстями, войти во вкус христианской жизни, пожить жиз­нью монашеской, чаще походить в храм, ограничить себя в зрелищах, во всякой праздности и действительно встать на посту своей души. Конечно, это поприще, особенно для людей новоначальных, представляется весьма трудным, а для тех, кто никогда не пробовал – невозможным. И вот, сравнивая то малое, что мы можем принести, с тем, что претерпел Христос Спаситель, мы устыжаем­ся, и пост уже проходит легче». Другой вопрос, который поступает к священнику, тоже напоминает нам о Крестопоклонной Неделе, и о нашем собственном кресте. А звучит он так: «Бывает ли, что Господь дает человеку крест не по силам? Батюшка на этот вопрос дает следующий ответ.

«По учению Церкви, это невозможно. Господь вниматель­но смотрит за каждым Своим чадом. А мы все чада Божий, ведь в появлении человека на свет участвуют трое: отец, мать и Господь, и именно по отпечатку в нем Божества каждый человек — уникальная личность. Поэтому Господь как любящий Отец, конечно, дает крест не для того, чтобы че­ловеку сломать жизнь, а для того, чтобы он пошел путем самовоспитания. И мера этого креста в точности соответствует возможностям данного человека». Возвращаясь к вопросам о посте, послушаем еще один из них: «В Евангелии сказано, что не могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених. Когда мы причащаемся, то мы во Христе и Он в нас. Не будет ли правильным в день причастия не поститься даже в пост?» «Собственно, так и бывает, кроме Великого поста, - отвечает отец Димитрий вопрошавшему. - В Петровский пост, например, в субботу и воскресенье, когда люди обычно причащаются, можно вкушать рыбу, а Великим постом — елей и даже вино, потому что вино — это то, что сопутствует радости. Почему телесный пост не от­меняется полностью? Потому что от этого произойдет ве­ликое расстройство нашего организма: полный переход на один-два дня к мясной и молочной пище будет постоянным раскачиванием организма, которое принесет человеку вред, а Церковь заботится и о телесном здоровье. По­этому такой принят обычай, и мы ему следуем».

Стоит отметить, что в дни Великого поста мы постимся не только телесно, но и духовно, в эти дни мы больше стараемся проводить в молитве и на богослужениях. Ведь пост без усиленной молитвы превращается в диету, и не приносит духовной пользы верующему человеку. Но, по своей немощи, мы не всегда можем исполнить всё то, что полагаем совершить в великопостный период, и отчаиваемся. Однако Сам Господь нам напоминает: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). То есть, тогда, когда мы испытываем собственную немощь, тогда полнее чувствуем и осознаем в себе силу Божию, входящую в него, как дар свыше». А один из слушателей обращается к батюшке со следующим вопросом: «Молитва святителя Филарета Московского завершается прошением: «Научи меня молиться, Сам молись во мне». Это, видимо, очень высокое духовное состояние, можно ли его достичь, живя в миру?»

Как говорит отец Димитрий, «Речь здесь идет о настоящей молитве, когда происходит соеди­нение Духа Божия с духом человеческим. Тогда возни­кает самодвижимая молитва, которая не требует от человека никаких усилий, Сам Господь Святый Дух молится в нем. Такая молитва может быть даже без слов, и, конеч­но, при такой молитве уже не нужно держать перед гла­зами текст молитв. Это благодатное стояние перед Богом вполне можно назвать Царством Божиим, пришедшим в силе, потому что в сердце воцаряется Господь и сотворяет в нем обитель, душа человека и его сердце стано­вятся обителью Святого Духа. Некоторые отцы толкуют так слова Господа: «Войди в клеть свою и затвори дверь». Под клетью они понимают сердце, внутри которого совершается молитва. Это и есть та искомая молитва, к которой нужно стремиться».

Но вот все-таки, может ли быть пост духовный без поста телесного? «Почему так важно, что мы едим?» - спрашивает еще один из телезрителей. И ему отец Димитрий отвечает: «Не освоив телесного, нельзя поститься духовно. Очень важно уметь обуздать свое чрево; это довольно трудно, но с помощью Божией возможно. В силу грехопадения человеческая природа исказилась, и та гармония, которую имел Адам по сотво­рении его Богом, иерархия духовного, душевного и телес­ного, нарушилась. Это мы сразу видим по реакции Адама: он ходил открыто перед Богом и вдруг так поглупел, что решил спрятаться от Него за куст. Еще недавно он давал имена животным, то есть проникал в самую их сущность, настолько он был глубок, а теперь не понимает такую про­стую вещь, что Бог вездесущ и от Него нельзя спрятаться. Гармония нарушена, поэтому, чтобы в нас развивалось ду­ховное, нужно обязательно сокращать сферу душевную и те­лесную. Как можно воздерживаться от взглядов, как можно воздерживаться от слышания, как можно воздерживаться от нехороших мыслей, если мы не обуздаем свое чрево? Никак, потому что многое у нас идет именно от нашей те­лесности. … Поэтому без телес­ного поста никакого поста духовного не бывает», - заключает отец Димитрий.

 

*** Прошло уже более 10 лет, как в издательстве Православного Сестричества во имя Преподобномученицы Елизаветы вышла в свет первая книга проповедей протоиерея Димитрия Смирнова. Она была карманного формата, в простом переплете. Но уже тогда проповеди священника вызывали огромный интерес, их читали, их слушали, искали ответы на свои вопросы и находили их. Сегодня протоиерей Димитрий Смирнов является одним из самых любимых и почитаемых батюшек среди православных христиан. Многие смотрят передачи с его участием, слушают радио, и по-прежнему ищут ответы на свои повседневные вопросы, которые задают в «Прямом эфире» телеканалов «Союз» и «Спас», а также радио «Радонеж».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать