У книжной полки. 7 июля

7 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Дневник послушника Оптиной Пустыни Николая Беляева (преподобного Никона исповедника).

 

Однажды зимой 1907 года в Оптинский скит вошли два юноши — братья Николай и Иван Беляевы, приехавшие из Москвы. Они направились за благословением к скитоначальнику старцу Варсонофию, имея желание послужить Господу в иноческом чине. Один из них, Николай, веселый и жизнерадостный, своей чистой душой, горящей любовью к Богу, сразу привлек к себе внимание скитоначальника. Старец Варсонофий как бы провидел духовными очами, что в этом юноше он найдет себе в будущем достойного преемника. Действительно, вскоре Николай, будущий иеромонах Никон, стал ближайшим, любимым учеником и сотаинником старца. А впоследствии, несмотря на свою молодость, иеромонах Никон и сам стал старцем, наставником чад Божиих. О том, как прошли первые три года его послушнической жизни в святой обители, рассказывают чудом сохранившиеся записи, которые послужили основой для книги - «Дневник послушника Оптиной Пустыни Николая Беляева (преподобного Никона исповедника)». Она вышла в свет в Издательстве Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Преподобноисповедник Никон (Беляев) - последний духовник Оптиной пустыни, переживший закрытие и разорение обители. В тяжелейших условиях, уже вне монастыря, при постоянной угрозе ареста и тюремного заключения, он продолжал окормлять духовных чад, призывая сохранять веру и следовать Господу среди гонений, воздвигнутых безбожными властями. Дневниковые записи отца Никона являются сегодня драгоценным свидетельством о последнем периоде жизни Оптиной, о близком общении со старцем Варсонофием, называвшим отца Никона, тогда еще послушника, своим сотаинником. Дневник был написан преп. Никоном в начальные годы его духовного пути. Тогда он, будучи еще послушником Николаем, делал свои первые шаги в монашеской жизни под руководством знаменитого оптинского духовника преп. Варсонофия.

Преподобный Никон - в миру Николай Беляев, родился 26 сентября 1888 года. Окончив гимназию, поступил в Московский университет, но проучился в нем недолго. В начале 1907 года он уже имел серьезное и настойчивое желание жить во Христе. О своем намерении поступить в монастырь Николай сказал отцу Петру Сахарову, своему законоучителю по гимназии. Тот не чувствовал, что может решить этот вопрос самостоятельно, и направил ученика к своему товарищу по Духовной академии епископу Трифону (Туркестанову). При этой встрече присутствовала и мать Николая. Ей Владыка Трифон сказал о сыне, возжелавшем поступить в монастырь, такие слова: «Не беспокойтесь, он увидит там только хорошее, и это останется у него на всю жизнь». После этой судьбоносной встречи Николай Беляев поселился в Оптиной. Там он нес послушание в саду, был помощником библиотекаря и секретарем у скитоначальника архимандрита Варсонофия.

Познакомлю вас с первыми записями дневника послушника Николая. «13 января. Сегодня ходил к обедне, к вечерне, остальное время читал жизнеописание старца о. Макария. Вот был человек. Хоть бы немного мне, грешному, походить на него. Докончил все жизнеописание, и теперь читать не придется, вероятно, довольно долго. Батюшка благословил завтра, аще жив буду, начинать послушание, а все остальное чтение оставить. Сегодня у меня времени целый час, постараюсь припомнить что-либо из Батюшкиных бесед. «Послушание паче поста и молитвы,— говорил Батюшка.— Не смущайтесь, если придется опаздывать или даже пропускать вовсе церковную службу. Открывайте все свои помыслы, особенно те, которые долго Вас не будут оставлять. Постепенно нужно проходить иноческое житие, это наука из наук. Как всякую науку нужно проходить, изучать под руководством более или менее опытного в сей науке человека, так и здесь необходимо держаться своего старца».

«15 января. Надо записать, что Батюшка говорил об Евангелии и о вере: — Без веры во что-нибудь нельзя ничего сделать. Посмотрите, почему какой-либо человек, ну хоть ваш брат, желает стать врачом. Потому что он верит в медицину. Каждый из ученых верит в свою науку. И так везде и во всем. Точно также для христианской жизни необходимо верить в Бога, Христа, Евангелие. «Мы не можем верить,— говорят иные,— нет на то доказательств. Иное дело наука, там все доказано». Хорошо, но прежде чем отвергать что-либо, надо исследовать предмет, испытать. Св. Иоанн Богослов прямо говорит, что надо испытывать «дух». Но надо испытывать на практике. Пожить надо по Евангельскому учению и узнать на деле: правда ли, что «блаженны нищие духом», «блаженны кротции» и т. д. Если вы не испытали этого, то не можете и опровергать, не можете утверждать, что Евангелие — ерунда. А многие так говорят. Но на Страшном суде сих людей спросят: «Что, читали Евангелие?» — и получится обязательно три ответа: 1-й — «нет», 2-й — «кое-как» и 3-й — «Да читали, конечно, только не поняли». Да, обязательно получатся эти три ответа. (Лампа гаснет, не могу более писать.)»

«20 января. Батюшка болен, но ему уже стало лучше, а то он не мог без помощи двигаться. Что Бог даст завтра? А то мне нет-нет да и напомнятся его слова, что ему жить недолго. Я припомнил его наставления и то, что он говорил: — Если плохо живешь, то тебя никто и не трогает, а если начинаешь жить хорошо,— сразу скорби, искушения и оскорбления. Этим он хотел мне сказать, что необходимо переносить смиренно оскорбления, наносимые другими, и вообще скорби. — Монахи, вообще вся наша братия, тоже люди, а раз люди, то есть обязательно свои страсти, пороки: один гордый, другой злой, третий — блудник и так далее. Все эти люди пришли сюда, в больницу, лечиться, кто от чего, и вылечиваются с помощью Божией. Я это говорю потому, что вы будете видеть пороки братии, но надо стараться не осуждать,— это у нас девиз. Все люди немощны, у всех есть страхи, мы же должны прощать».

«29 января. Этот день для меня и Иванушки замечательный: нас одели в послушническую одежду. Подробно о всем запишу, если Бог даст, завтра. Завтра память Трех Святителей Христовых. А сегодня память св. Игнатия Богоносца. Вот в какой день Господь сподобил нас причислить к избранному стаду. Слава Богу и благодарение». «30 января. Итак, вчера утром, в день памяти св. Игнатия Богоносца, в 8 часов утра, мы пришли к Батюшке за благословением идти одеваться и, получив благословение, в 9 часов пошли за благословением к о. архимандриту Ксенофонту. Получив от него благословение, мы отправились на могилки к старцам. Взяв от них благословение и помолившись, мы пошли в рухольную. Примерив и с молитвою надев одежду, мы опять пошли за благословением на могилки к старцам и к о. архимандриту. Встретили о. Феодосия и взяли у него благословение.

Затем пришли в скит, положили в воротах по три земных поклона, пошли к Батюшке. Здесь нас приветствовали келейники и случившиеся из братии. Наконец, пришли к Батюшке, положили земной поклон перед иконами, затем в ноги до земли поклонились Батюшке. Батюшка благословил, поцеловал и начал молиться. Батюшка молился вслух, и я кое-что запомнил: «Благодарю Тебя, Господи, яко утаил еси от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем. Благодарю Тебя, Господи, что Ты привел сюда сих Николая и Иоанна». Потом молился о том, чтобы Господь сподобил нас проходить сей путь иноческой жизни и достигнуть цели. Дал нам четки и сказал: «Вот вам оружие, нещадно бейте этим невидимых врагов. Прежде всего имейте страх Божий, без него вы ничего не достигнете. Теперь для вас начинается новая жизнь».

Спустя 2 года Николая Беляева и его брата вместе с другими послушниками постригли в рясофор. Но Иванушка не выдержал всех трудностей монашеского жития и покинул Оптину. Николай же остался в Оптиной Пустыни на долгие годы. 24 мая 1915 года молодой инок был пострижен в мантию и получил имя Никон в честь святого мученика Никона. Десятого апреля 1916 года преподобный Никон был рукоположен в иеродиакона, а третьего ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха. В этом сане последний из оптинских старцев пребывал до самой своей мученической кончины. Умер иеромонах Никон в Пинеге 8 июля 1931 года от туберкулеза. Перед этапом на север ему было разрешено свидание с духовными детьми, которым он тайно передал драгоценные записи своего дневника.

 

*** Этот духовный дневник Николай Беляев вел в течение трех лет (с 1907 по 1910 год), по благословению старца Варсонофия. Дневник особенно интересен тем, что помимо искреннего, живого описания жизни скита oн приоткрывает нам духовную жизнь великого оптинского старца Варсонофия, ибо послушник Николай подробно, с любовью записывал в Дневник все его беседы и наставления. Дневник показывает, как постепенно происходит духовное возрастание молодого послушника, истинно преданного ученика старца, и помогает понять, сколь велико значение духовного стар­ческого руководства в деле спасения человека.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать