У книжной полки. 7 февраля

7 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Иларион (Алфеев). Жизнь и учение святителя Григория Богослова.

 

Святитель Григорий Богослов — один из наиболее прослав­ленных богословов Восточной христианской Церкви. Наряду со святыми Василием Великим и Иоанном Златоустом он почитается в Православной Церкви как «вселенский великий учитель и святитель». В византийскую эпоху, то есть в течение десяти веков (с V по XIV век), св. Григорий воспринимался как «богослов номер один»: сам термин «богослов» отождествлялся в Византии, прежде всего с его именем. По «индексу цитируемости» сочинения святого отца уступали только Библии. Так же как на библейские книги, на сочинения «Богослова» писали многочисленные комментарии и схолии, его слова читались в церкви за богослужением, его сочинения пере­писывались от руки и имели самое широкое распространение. В формировании догматического учения Восточной Церкви свт. Григорий Богослов сыграл решающую роль, и многие его сочинения вошли в золотой фонд христианской письменности. И сегодня, в день памяти этого святого, мы предлагаем вашему вниманию книгу митрополита Илариона (Алфеева) – «Жизнь и учение святителя Григория Богослова». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Эта книга, выпущенная в свет Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви и Издательством Вече, посвящена великому богослову и поэту IV века святителю Григорию Богослову, его биографии и духовному наследию. Творения каппадокийского отца Церкви и поныне занимают центральное место в богословской науке Право­славной Церкви. Книга знакомит читателя с основными аспектами тринитарного бо­гословия, учением о молитве и боговидении, монашестве и браке, свя­щенстве и епископстве и др. Написанная живым и доступным языком, она адресована широкому кругу читателей. В предисловии к первому изданию митрополит Антоний Сурожский написал следующее: «Я с большим вниманием и все возрастающим интересом про­чел книгу иеромонаха Илариона (Алфеева) о святом Григории Богослове. По своему подходу эта книга является редкостным вкладом не только в наше богословское познание одного из величайших святителей Православной Церкви, но и в раскрытие его личности как человека.

Слишком часто трактаты, посвященные великим богословам, оставляют в тени их духовное постепенное возрастание «от силы в силу», и у читателя создается ложное впечатление о том, будто они на широких, могучих крыльях возлетали на высоты богопознания. На самом же деле путь каждого из них был сложен: уко­рененный в вопрошаниях их времени, связанный с особенными свойствами их душевного и умственного строя, он в значительной мере зависел от богоданных встреч и поисков истины в сумерках современной им философской и богословской мысли. Не сразу находили они ответы на вопросы, рождаемые их собственными глубинными переживаниями и не только поставляемые им, как и всем их современникам, в недрах христианской, общины, но и настойчиво вырастающие из блуждания мысли и прозрений их современников — и своих, и «внешних».

По словам владыки Антония, книга отца Илариона (ныне митрополита) с разительной ясностью раскрывает нам внутренний путь святого и постепенно проясняющееся виде­ние им истины. В наши дни перед каждым верующим, как и перед всей Церковью, встают вопросы из глубин церковного сознания, а так­же поставленные миром в его агонии, метании и в его отчаянном искании ответов, ему доступных и понятных. И мы, верующие, - говорит владыка Антоний, - должны научиться вслушиваться в вопрошания наших единовер­ных, а также людей, стоящих вне церковного опыта и молящих нас отвечать им на вопросы, которые они имеют право ставить и на которые мы обязаны отвечать творчески и с любовью». Завершая свое предисловие, сурожский архипастырь выразил надежду, «что многие оценят вклад», сделанный автором «в наше понимание путей православного богословия через писания святого Григория Богослова».

Как отмечает в предисловии сам автор, «жизнь свт. Григория совпала по времени с периодом возрожде­ния христианской Церкви после трех веков гонений. После того как император Константин издал Миланский эдикт, христиане получили легальный статус на территории Римской империи. Стремительный рост Церкви, начавшийся при Кон­стантине, продолжился при Констанции, который потворствовал арианской ереси. Краткое правление Юлиана Отступника было отмечено попыткой возрождения язы­чества в качестве государственной религии, однако эта попытка не увенчалась успехом. Юлиан был последним языческим императором; его преемники Иовиан, Валент и Феодосий, также как и все последующие василевсы, были христианами. Феодосий был тем императором, который восстановил Православие после пятидесяти лет арианской сму­ты и утвердил Григория в качестве архиепископа Константино­польского.

Жизнь свт. Григория делится на две части - до и после вступления на церковное служение. Его жизнь до крещения — сплошная цепь успехов и удач. После крещения и особенно после иерейской хиротонии, напротив, почти сплошь состоит из разоча­рований и бедствий. Церковная «карьера» св. Григория складывалась на редкость несчастливо: он был рукоположен на несуществующую кафедру, служил в чужой епархии и, взойдя на патриарший престол, был в скором времени смешен. В облике святителя, каким он вырисовывается из его соб­ственных сочинений, есть черты, могущие оттолкнуть читателя, привыкшего узнавать о святых только из житийной литературы. При знакомстве с автобиографическими сочинениями Григория может показаться, что он не был лишен гордости, обидчивости, злопамятности и других человеческих слабостей, плохо увязы­вающихся с христианским нравственным идеалом.

Однако автор книги глубоко убежден в том, что человеческие качества свт. Григория ни­сколько не умаляют его достоинства как святого и учителя Церк­ви. Каждый святой был человеком, и особенно драгоценным представляется нам свидетельство святого о себе самом, благо­даря которому мы соприкасаемся не с иконописным образом, но с живым человеком. Величие святого отца раскрывается не столько из внешних об­стоятельств его жизни, сколько из его внутреннего опыта, кото­рый запечатлен на страницах его произведений. Несмотря на бур­ную жизнь, полную испытаний, тревог и внешних потрясений, он умел сохранять живую внутреннюю связь с Богом, обладал глубоким мистическим опытом. Он, бесспорно, был одним из самых великих богословов, каких когда-либо знала христианская Церковь. О Григории как церковном деятеле, духовном писателе, богослове, философе и мистике и рассказывает данная книга.

Настоящее, третье издание этого труда, по словам автора, является исправленным и дополненным по сравнению с первыми двумя изданиями. Глава 1-я, описывающая жизненный путь святителя, дополнена сведениями о Каппадокии и разделом, посвящен­ным литературному наследию св. Григория. В главе 2-й добавлено несколько цитат из стихотворения святителя «О себе самом и о епископах». В целом же в ней представлен анализ учения святого Григория с рассмот­рения некоторых наиболее характерных для него тем, связанных с жизнью человека как члена христианской Церк­ви и в то же время гражданина своей страны, занимающего определенную степень в общественной иерархии Восточ­но-Римской империи IV века.

В 3-й главе автор предлагает рассмотреть те богословские темы святителя, которые имеют догматическое значение, а именно его понимание задачи и целей богословия, его учение о Боге, о Троице, о Христе, о Святом Духе, о тварном мире, о человеке, о грехопадении и искуплении. В настоящем издании эта глава дополнена разделом, посвященным теме сошествия Христа во ад. В остальном книга, написанная в 1997 году, (тогда еще иеромонахом Иларионом), не претерпела существенных изменений. Как и в предыдущих изданиях в 4-й главе рассматривается мистическое богословие святителя, а именно его учение о Божественном свете, а затем говорится о молитве и боговидении в понимании св. Григория. Здесь же представлена тема обожения, которая является сердцевиной всей богословской системы Григория. В 5-й главе проанализированы похвальные, приветственные и надгробные Слова св. Григория, а также его обличительные сочинения. Завершается книга подробным анализом Надгробного Слова свт. Василию Великому, в котором сконцентрированы все главные богословские и нравственные идеи свт. Григория Богослова.

 

*** Одной из причин написания данной книги, по словам митрополита Илариона (Алфеева), была его глу­бокая любовь к святому Григорию как человеку и богосло­ву. Эта любовь зародилась у него в юности, когда Владыка впервые познакомился со Словами и стихотворениями святителя в русском переводе. Автору захотелось написать живую книгу о св. Григории: не его житие, не сухой научный анализ его богословских взглядов, но его биографию как человека и мыслителя на основе его собственных сочинений. Завершая свое исследование, посвященное жизни и творчеству святителя Григория Богослова, автор говорит: «Остается толь­ко пожелать, чтобы в наше время было больше служителей Церкви, подобных ему в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Этими словами митрополита Илариона (Алфеева) мы и завершаем нашу программу. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать