Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Митрополит Иларион (Алфеев). Жизнь и учение святителя Григория Богослова.
Святитель Григорий Богослов — один из наиболее прославленных богословов Восточной христианской Церкви. Наряду со святыми Василием Великим и Иоанном Златоустом он почитается в Православной Церкви как «вселенский великий учитель и святитель». В византийскую эпоху, то есть в течение десяти веков (с V по XIV век), св. Григорий воспринимался как «богослов номер один»: сам термин «богослов» отождествлялся в Византии, прежде всего с его именем. По «индексу цитируемости» сочинения святого отца уступали только Библии. Так же как на библейские книги, на сочинения «Богослова» писали многочисленные комментарии и схолии, его слова читались в церкви за богослужением, его сочинения переписывались от руки и имели самое широкое распространение. В формировании догматического учения Восточной Церкви свт. Григорий Богослов сыграл решающую роль, и многие его сочинения вошли в золотой фонд христианской письменности. И сегодня, в день памяти этого святого, мы предлагаем вашему вниманию книгу митрополита Илариона (Алфеева) – «Жизнь и учение святителя Григория Богослова». Об этой книге – далее в нашей программе. ***
Эта книга, выпущенная в свет Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви и Издательством Вече, посвящена великому богослову и поэту IV века святителю Григорию Богослову, его биографии и духовному наследию. Творения каппадокийского отца Церкви и поныне занимают центральное место в богословской науке Православной Церкви. Книга знакомит читателя с основными аспектами тринитарного богословия, учением о молитве и боговидении, монашестве и браке, священстве и епископстве и др. Написанная живым и доступным языком, она адресована широкому кругу читателей. В предисловии к первому изданию митрополит Антоний Сурожский написал следующее: «Я с большим вниманием и все возрастающим интересом прочел книгу иеромонаха Илариона (Алфеева) о святом Григории Богослове. По своему подходу эта книга является редкостным вкладом не только в наше богословское познание одного из величайших святителей Православной Церкви, но и в раскрытие его личности как человека.
Слишком часто трактаты, посвященные великим богословам, оставляют в тени их духовное постепенное возрастание «от силы в силу», и у читателя создается ложное впечатление о том, будто они на широких, могучих крыльях возлетали на высоты богопознания. На самом же деле путь каждого из них был сложен: укорененный в вопрошаниях их времени, связанный с особенными свойствами их душевного и умственного строя, он в значительной мере зависел от богоданных встреч и поисков истины в сумерках современной им философской и богословской мысли. Не сразу находили они ответы на вопросы, рождаемые их собственными глубинными переживаниями и не только поставляемые им, как и всем их современникам, в недрах христианской, общины, но и настойчиво вырастающие из блуждания мысли и прозрений их современников — и своих, и «внешних».
По словам владыки Антония, книга отца Илариона (ныне митрополита) с разительной ясностью раскрывает нам внутренний путь святого и постепенно проясняющееся видение им истины. В наши дни перед каждым верующим, как и перед всей Церковью, встают вопросы из глубин церковного сознания, а также поставленные миром в его агонии, метании и в его отчаянном искании ответов, ему доступных и понятных. И мы, верующие, - говорит владыка Антоний, - должны научиться вслушиваться в вопрошания наших единоверных, а также людей, стоящих вне церковного опыта и молящих нас отвечать им на вопросы, которые они имеют право ставить и на которые мы обязаны отвечать творчески и с любовью». Завершая свое предисловие, сурожский архипастырь выразил надежду, «что многие оценят вклад», сделанный автором «в наше понимание путей православного богословия через писания святого Григория Богослова».
Как отмечает в предисловии сам автор, «жизнь свт. Григория совпала по времени с периодом возрождения христианской Церкви после трех веков гонений. После того как император Константин издал Миланский эдикт, христиане получили легальный статус на территории Римской империи. Стремительный рост Церкви, начавшийся при Константине, продолжился при Констанции, который потворствовал арианской ереси. Краткое правление Юлиана Отступника было отмечено попыткой возрождения язычества в качестве государственной религии, однако эта попытка не увенчалась успехом. Юлиан был последним языческим императором; его преемники Иовиан, Валент и Феодосий, также как и все последующие василевсы, были христианами. Феодосий был тем императором, который восстановил Православие после пятидесяти лет арианской смуты и утвердил Григория в качестве архиепископа Константинопольского.
Жизнь свт. Григория делится на две части - до и после вступления на церковное служение. Его жизнь до крещения — сплошная цепь успехов и удач. После крещения и особенно после иерейской хиротонии, напротив, почти сплошь состоит из разочарований и бедствий. Церковная «карьера» св. Григория складывалась на редкость несчастливо: он был рукоположен на несуществующую кафедру, служил в чужой епархии и, взойдя на патриарший престол, был в скором времени смешен. В облике святителя, каким он вырисовывается из его собственных сочинений, есть черты, могущие оттолкнуть читателя, привыкшего узнавать о святых только из житийной литературы. При знакомстве с автобиографическими сочинениями Григория может показаться, что он не был лишен гордости, обидчивости, злопамятности и других человеческих слабостей, плохо увязывающихся с христианским нравственным идеалом.
Однако автор книги глубоко убежден в том, что человеческие качества свт. Григория нисколько не умаляют его достоинства как святого и учителя Церкви. Каждый святой был человеком, и особенно драгоценным представляется нам свидетельство святого о себе самом, благодаря которому мы соприкасаемся не с иконописным образом, но с живым человеком. Величие святого отца раскрывается не столько из внешних обстоятельств его жизни, сколько из его внутреннего опыта, который запечатлен на страницах его произведений. Несмотря на бурную жизнь, полную испытаний, тревог и внешних потрясений, он умел сохранять живую внутреннюю связь с Богом, обладал глубоким мистическим опытом. Он, бесспорно, был одним из самых великих богословов, каких когда-либо знала христианская Церковь. О Григории как церковном деятеле, духовном писателе, богослове, философе и мистике и рассказывает данная книга.
Настоящее, третье издание этого труда, по словам автора, является исправленным и дополненным по сравнению с первыми двумя изданиями. Глава 1-я, описывающая жизненный путь святителя, дополнена сведениями о Каппадокии и разделом, посвященным литературному наследию св. Григория. В главе 2-й добавлено несколько цитат из стихотворения святителя «О себе самом и о епископах». В целом же в ней представлен анализ учения святого Григория с рассмотрения некоторых наиболее характерных для него тем, связанных с жизнью человека как члена христианской Церкви и в то же время гражданина своей страны, занимающего определенную степень в общественной иерархии Восточно-Римской империи IV века.
В 3-й главе автор предлагает рассмотреть те богословские темы святителя, которые имеют догматическое значение, а именно его понимание задачи и целей богословия, его учение о Боге, о Троице, о Христе, о Святом Духе, о тварном мире, о человеке, о грехопадении и искуплении. В настоящем издании эта глава дополнена разделом, посвященным теме сошествия Христа во ад. В остальном книга, написанная в 1997 году, (тогда еще иеромонахом Иларионом), не претерпела существенных изменений. Как и в предыдущих изданиях в 4-й главе рассматривается мистическое богословие святителя, а именно его учение о Божественном свете, а затем говорится о молитве и боговидении в понимании св. Григория. Здесь же представлена тема обожения, которая является сердцевиной всей богословской системы Григория. В 5-й главе проанализированы похвальные, приветственные и надгробные Слова св. Григория, а также его обличительные сочинения. Завершается книга подробным анализом Надгробного Слова свт. Василию Великому, в котором сконцентрированы все главные богословские и нравственные идеи свт. Григория Богослова.
*** Одной из причин написания данной книги, по словам митрополита Илариона (Алфеева), была его глубокая любовь к святому Григорию как человеку и богослову. Эта любовь зародилась у него в юности, когда Владыка впервые познакомился со Словами и стихотворениями святителя в русском переводе. Автору захотелось написать живую книгу о св. Григории: не его житие, не сухой научный анализ его богословских взглядов, но его биографию как человека и мыслителя на основе его собственных сочинений. Завершая свое исследование, посвященное жизни и творчеству святителя Григория Богослова, автор говорит: «Остается только пожелать, чтобы в наше время было больше служителей Церкви, подобных ему в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Этими словами митрополита Илариона (Алфеева) мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!