У книжной полки. 7 февраля

7 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Творения святителя Григория Богослова.

 

Святитель Григорий Богослов, память которого Святая Церковь совершает сегодня, был вторым после святого апостола и евангелиста Иоанна избранным мужем, которого Православная Церковь почтила высоким наименованием «Богослов». И это не случайно, потому что между любимым учеником Господа и каппадокийским святителем существует несомненное внутреннее сродство и духовная близость. Всецелая устремленность горе, удивительное единство ума и сердца, непоколебимое стояние на незыблемой основе духовного опыта (руководимого, Священным Писанием и Священным Преданием) – вот то, что характерно как для апостола Иоанна, так и для святителя Григория Богослова. Все эти черты характера нашли свое раскрытие в творениях святителя. И сегодня мы предлагаем вам познакомиться с двумя томами «Творений святителя Григория Богослова», которые заняли достойное место на нашей книжной полке. ***.

Прежде чем познакомиться с содержанием данного издания, которое открывает собой серию подобных книг, обратимся к житию святителя. Святой Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, вселенский отец и учитель Церкви, родился в христианской семье знатного рода, в 329 году, в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Его отец, также святитель Григорий, был епископом Назианским. Мать, святая Нонна, еще до рождения сына обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить волю сына на служение Господу. Воспитание, данное матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. При выдающихся способностях, св. Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где особенно сблизился со свт. Василием Великим. С ним св. Григорий был знаком несколько ранее и эту дружбу считал полезнее самой высшей школы. +

По завершении образования святой Григорий оставался некоторое время в Афинах и преподавал красноречие. В 358 году он тайно покинул Афины и вернулся к родителям в Назианз, где почти в 30-летнем возрасте, принял от своего отца святое Крещение. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней, а также служение престарелым родителям – вот что стало его жизнью. Некоторое время молодой подвижник провел с другом своим Василием в пустыне, и это время стало самым счастливым в жизни Григория. Однако он скоро был вызван обратно в Назианз для примирения паствы с отцом, т.к. последний, по неосторожности, подписал полуарианский символ.

В то же время отец святого Григория, видя в своем сыне достойного пастыря Церкви и зная его склонность к отшельнической жизни, неожиданно представил его народу для избрания и посвящения во пресвитера. Уже сам сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве. Между тем, св. Василий достиг высокого сана архиепископа, и, желая иметь преданного, просвещенного помощника в управлении обширной областью, предложил Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре. Но тот отказался. А через некоторое время состоялось его посвящение в епископа города Сасима. +

После смерти родителей, святой Григорий продолжал некоторое время труд отца по управлению назианзской церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет. Но великий светильник не мог укрыться в монашеской келье. Избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыл туда в эпоху самого сильного владычества ариан, когда ими были захвачены все храмы в столице. Св. Григорий остановился в доме своих знакомых. Одну из комнат обратил в храм, назвав ее Анастасией, что значит «воскресение» с надеждой, что здесь воскреснет Православие, и начал проповедовать. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но народ узнал своего истинного пастыря и теснился к его кафедре, (по выражению самого св. Григория) как железо льнет к магниту.

 Сильным своим словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви. Люди в огромном количестве стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди. Слушатели волновались около его кафедры подобно бурному морю, громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями, а скорописцы увековечивали его слова. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви. + После воцарения православного императора Феодосия, упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы. Когда обнаружилась ересь Македония, святой Григорий боролся против нее и принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: «Прощай, кафедра, - это завидная и опасная высота!» Святой Григорий удалился в родное селение Арианз, и здесь в строгих аскетических подвигах провел последние годы своей жизни.

Настоящее издание положит прекрасное начало домашнему собиранию и изучению лучшего достояния из сокровищницы Священного Предания Церкви. В первый том «Творений святителя Григория Богослова» вошли знаменитые 45 Слов святителя, создавшие ему немеркнущую славу не только знаменитого подвижника Православной Церкви, но и великого богослова, прославленного церковного писателя и блестящего оратора. Эти произведения представляют лучшее, что создал свт. Григорий на ниве церковного богословия. В них отразилась вся сила таланта святого отца. Написанные по различным поводам и в разные периоды жизни св. Григория, они открывают нашему духовному взору возвышенную красоту богословских умозрений, талант полемиста и защитника церковного учения от еретиков, наблюдательного бытописца, дающего важные исторические сведения о своей эпохе, событиях и лицах своего времени.

На особом месте стоит ораторский талант св. Григория, проявившийся в Словах. Уже вскоре после своей святой кончины святитель Григорий был назван «христианским Демосфеном» в честь знаменитого и непревзойденного античного оратора. Многие из представленных 45 Слов были произнесены св. Григорием в качестве церковных проповедей и своей удивительной силой воздействовали на сердца и умы слушателей. Исключительную роль сыграли знаменитые 5 Слов о богословии, во многом переломившие судьбу противостояния между арианами и православными в Константинополе в 380 г. и послужившие благодатной почвой для созыва в 381 году Второго Вселенского Собора.

Второй том «Творений» составили стихотворения и письма свт. Григория. Тематика 408 представленных здесь стихотворений святого отца касается как богословской догматики, христианской нравственности и истории бурных событий церковной жизни 4 века, так иногда и непростых личных и церковных взаимоотношений Назианзского богослова со своими современниками. Что особенно ценно, в своих стихах свт. Григорий предстает перед нами и как страдающий человек и раскрывает нам в своих строфах мир собственных переживаний. Эпистолярное наследие, состоящее из 244 писем, которые Святитель писал разным лицам, повторяет тематическое многообразие его стихотворного наследия.

 

*** Знакомство с двумя томами «Творений святителя Григория Богослова», выпущенных в Издательстве «Сибирская благозвонница», позволит читателям глубже и объемнее постичь богатство богословского творчества святителя. Все сочинения святого отца и учителя Церкви - слова, письма, стихи, - показывают, что он стремился быть достойным проповедником истины Христовой. Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу - Слову: «Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему: - это одно, что осталось у меня и чем богат я», - говорил святой Григорий Богослов. Труды святителя составляют драгоценное наследие святой Церкви, в них каждый христианин может находить духовное назидание и подкрепление в разных обстоятельствах жизни.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать