Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде.
По словам доктора церковной истории Константина Ефимовича Скурата, эпистолярное наследие святителя Иоанна Златоуста очень богато. Большая часть писем появилась в годы лишения его Константинопольской кафедры и изгнания из столицы. Святитель писал к разным лицам: епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу, диакониссам, инокам и мирянам. Но особенно содержательны, полезны и потому ценны семнадцать писем святителя Иоанна к святой диакониcсе Олимпиаде. В них даются глубоко духовные наставления этой дивной служительнице Константинопольской Церкви, восхваляются ее примерные добродетели, ее целожизненный подвиг во славу Божию и на благо людей. Вместе с тем в них ярко выступает светлая личность самого святителя. В настоящее время эти письма собраны в отдельной книге и выпущены в свет Издательстве Киево-Печерской Лавры. Сборник так и называется - «Письма к Олимпиаде». ***
Как отмечают издатели книги, «В блестящей плеяде святых отцов и учителей Церкви 6-го века Златоуст, память которого празднуется 27, 30 января и 13 ноября, - звезда первой величины. Если некоторые церковные светила и превосходят его по глубине и оригинальности богословствования, учености и организаторскому таланту, то как толкователь Священного Писания, учитель нравственности и высокий образец пастыря, святитель Иоанн не уступает величайшим церковным деятелям, а по дивной силе своего ораторского дарования непререкаемо пользуется в христианском мире исключительно славой: Церковь почтила его названием Златоуста, которое с 7-го века является обычным украшением его имени.
О диакониссе, к которой обращается святитель Иоанн, издатели пишут следующее: «Родиной святой Олимпиады, (а память ее совершается сегодня, 7 августа), был Царьград, где жили ее известные и знатные родители. Отец, Анисий Секунд, был один из самых почтенных сенаторов, а мать — дочерью того знаменитого епарха Евлавия, упоминаемого в рассказе о чудесах святителя Христова Николая, который в царствование Константина Великого был первым лицом после царя. Олимпиаду, не достигшую еще совершеннолетия, обручили с благородным юношей, сам же брак был отложен. Но прошло двадцать месяцев и жених умер, а Олимпиада осталась девицей и в то же время как бы вдовою; она не захотела уже, хотя и достигла совершеннолетия, выходить замуж за другого, но пожелала пребывать в девстве и целомудрии всю свою жизнь.
По смерти своих родителей, Олимпиада осталась наследницей великих богатств и бесчисленного имения; всё это она посвятила Богу и стала раздавать щедрою рукою нуждающимся: церквам, монастырям, пустынножителям, больницам, приютам для убогих и странников, сиротам, вдовам и впавшим в нищету; посылала она щедрую милостыню также и заключенным в тюрьмах, и сосланным в заточение; так по многим местам распространялась ее щедрость. Сама же она постоянно молилась и постилась, всячески умерщвляя свое тело и порабощая его духу. Олимпиада решительно отказалась вступить во второй брак, невзирая на уговоры и угрозы императора Феодосия Великого, желавшего выдать ее замуж за своего родственника, молодого аристократа. Ее отказ разгневал императора, и он приказал префекту столицы секвестровать все ее имения - ограничить пользование ими до тридцатилетнего возраста.
Святая Олимпиада приняла это незаконное действие спокойно и, более того, писала императору: «Ты оказал мне, владыка, царскую милость и поступил истинно по-епископски, приказав другому заботиться и беречь мое бремя, о котором я заботилась сама; еще большее благодеяние сделаешь ты мне, если прикажешь твоему чиновнику раздать всё мое имение церквам, нищим и недостаточным людям, чтобы я избегла суетной славы, раздавая то сама, и тогда не буду пренебрегать настоящим своим богатством, свободная от забот о богатствах земных и скоро погибающих». Феодосий понял свою ошибку и велел вернуть святой Олимпиаде ее имения. С этого дня она щедрой рукой творила дела милосердия всем нуждающимся. А вскоре была взята на служение Церкви, — Святейший Патриарх Нектарий назначил ее диакониссой.
Жизнь блаженной Олимпиады была настолько беспорочна, что даже и враги ее не могли найти в ней чего-либо заслуживающего порицания. Слава об этой истинной рабе Христовой распространялась по всем церквам. А когда святитель Иоанн Златоуст был возведен на Константинопольскую кафедру, святая Олимпиада стала его ближайшим духовным другом. И как только буря бед обрушилась на святителя, враги его восстали и на нее. Ее клеветнически обвиняли в разных преступлениях. Хотя ложность их и была очевидна, ее влачили по судам, причиняли немало страданий, довели до болезни, изгнали, как и святителя Иоанна Златоуста, из Константинополя. В изгнании она и скончалась в 410 году - вскоре после кончины своего великого духовного руководителя. Святая жизнь Олимпиады стала предметом утешения, радости и подражания для ищущих благ вечных.
Письма к святой Олимпиаде святителя Иоанна Златоуста свидетельствуют о том, как была духовно близка ему эта диаконисса и как, в свою очередь, глубоко страдала она, переживая невинное изгнание верного служителя Церкви. На протяжении всей переписки святой отец утешает свою духовную последовательницу, дает ей наставления и возносит похвалу различным ее добродетелям. Вот, например, как святитель во втором письме утешает Олимпиаду, скорбящую об их разлуке: «Если ожидание печалит тебя, то пойми, что оно для тебя не бесполезно, а принесет тебе великую награду, если будешь мужественна, не станешь произносить ни одного горького слова, а будешь за то прославлять Бога, что ты действительно постоянно и делаешь. Перенести разлуку с любимой душой, это подвиг не малый, для него нужна и очень мужественная душа и любомудрый ум». «Но чем более велик подвиг, - продолжает далее святой архипастырь, - тем больше и венец, и блистательнее награды. Да будет тебе это утешением в ожидании».
Святитель Иоанн считает самыми ужасными из бедствий, которые могут постигнуть человека, а данном случае и саму Олимпиаду, - это печаль и уныние. Поэтому он постоянно увещевает святую деву противостоять этим состояниям души. В третьем письме к ней святой наставник пишет: «уныние есть тяжкое мучение душ, некоторая неизреченная мука и наказание, горшее всякого наказания и мучения. И в самом деле, оно подобно смертоносному червю, касаясь не только плоти, но и самой души. Оно – моль, поедающая не только кости, но и разум. Постоянный палач, не ребра рассекающий, но разрушающий даже и силу души. Непрерывная ночь, беспросветный мрак, буря, ураган, тайный жар, сжигающий сильнее всякого пламени, война без перемирия, болезнь, затемняющая многое из воспринимаемого зрением. И солнце, и этот светлый воздух, кажется, тяготят находящихся в таком состоянии, и самый полдень для них представляется подобным глубокой ночи».
Уныние, по словам святителя, «тягостнее смерти», «тягостнее всех бедствий, оно – вершина и глава несчастий». Рассуждая обо всех сторонах этого опасного состояния, святитель подкрепляет свои мысли историческими примерами. При этом он не устает повторять своему духовному другу о необходимости борьбы с унынием. И видя, как мужественно и терпеливо переносит Олимпиада все несчастья, святой Иоанн воздает похвалу ее добродетелям. Все 17 писем святителя исполнены любовью и особенной теплотой. Они открывают читателю духовный облик не только святой Олимпиады, но и самого вселенского учителя святого Иоанна Златоуста. Убедиться в этом можно, открыв книгу «Письма к Олимпиаде».
*** «Семнадцать писем, адресованных к Олимпиаде, представляют собой самые длинные, прекрасные и полезные из всех писем святителя». Олимпиада была духовным чадом святителя Иоанна Златоуста. Гонение на Златоуста принесло ей тяжелое испытание, во время которого святитель утешал ее письмами о терпении скорбей. Его наставления помогли диаконисе мужественно перенести неправый суд и мученические застенки. Святая жизнь Олимпиады стала предметом подражания для многих людей, а письма святителя Иоанна Златоуста к ней и сейчас способны оказать духовную помощь всем скорбящим.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!