Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Время веры.
Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) — одна из ярчайших фигур русского зарубежья, широко известный в нашей стране еще в советское время как автор многочисленных «Бесед с русским народом», которые он, начиная с 1948 г. и до своей смерти в 1989 г., еженедельно вел на радиостанции «Голос Америки». Его статьи звучат актуально и своевременно в наши дни. Человек, желающий понять историю России, ее трагедию, обрести Бога и приблизиться к Нему, найдет в его книгах не только ответ на многие вопросы, но и слово утешения, сказанное русским пастырем с огромной любовью к людям. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одну из таких книг. Она вышла в свет в Издательстве Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе и называется – «Время веры». ***
«История для нас — пророк и апостол. Но мы часто от нее хотим скрыться в свои житейские и политические дела. А нам надо всматриваться в явления, которых мы стали свидетелями в отрезках своего времени, собирая все, что является сущностью исторического процесса. В знаках и символах каждого времени открывается Слово, к нам обращенное. Только ради Его торжества дается человеку жизнь и человечеству история». Эти слова, написанные архиепископом Сан-Францисским Иоанном (Шаховским) в автобиографических заметках, относятся, прежде всего, к нему самому. Как отмечают издатели, за долгую жизнь, неся пастырское служение в разных странах мира, владыке Иоанну суждено было стать свидетелем всех самых ярких и драматичных событий XX в. — революции, Гражданской и Второй мировой войн, крушения империй: царской, нацистской, советской, - чтобы философски осмыслить ключевые моменты современной истории с точки зрения Божественной истины. При этом в центре раздумий владыки Иоанна всегда оставалась судьба России и русского народа, до которого он старался донести Слово Божие, используя любые средства и возможности в условиях атеистического режима.
Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) родился 23 августа (по старому стилю) 1902 г. в Москве в аристократической семье, которая вела свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и сыновей его Давида и Константина Ярославских. Его прадеда генерал-майора Ивана Леонтьевича Шаховского, героя Бородина, император Николай I называл «своей совестью». О своих родителях князь Дмитрий писал: «Отец влиял на меня всем стилем своей спокойной жизни, благодушной трудолюбивостью и серьезным, честным отношением к вещам. Это усваивалось без поучений. Мать учила своей живостью, допускавшей лишь в меру снисхождение к слабостям. У меня осталось на всю жизнь поучение ее, как и отца, не лгать, даже в пустяках, и иметь мужество сознаваться в не должном поступке. С ранних лет слово правда мне преподносилось как ценность сама по себе».
Уже с детских лет князь Дмитрий обрел веру в Бога и понимание, что главный его титул — раб Божий, самый высокий титул человека. «В Бога я верил всегда... Я никогда не проходил в жизни через "кризис веры", колебания или сомнения... Одиночество было чуждо мне с детства, — писал он позже, — но я любил уединение», которое считал «...временем наибольшей жизненной полноты, а также и общения более высокого, чем какая-либо человеческая общительность». Поначалу он обучался дома, затем поступил в Царскосельскую школу Левицкой (1912), а в 1915 г. был принят в Императорский Александровский лицей, занятия в котором были прерваны революцией. «Начались нескончаемые митинги... Вряд ли Россия когда-либо в истории так много говорила... Цари не поощряли излишней говорливости», — писал он. В 1918 г. после ареста матери Дмитрий Шаховской отправился на юг России, в Ростов-на-Дону, где принимал участие в Белом движении.
Позже в автобиографии он написал: «Участие мое в гражданской войне на юге России было эпизодическим, и я не расцениваю его серьезно. Это было с моей стороны не зрелое дело, а мальчишеское приключение. Мне, очевидно, должен был быть показан ад». Однажды юноша зашел в Новочеркасский собор и увидел впереди, на левом клиросе, донского атамана Петра Николаевича Краснова со своей женой. «Если бы тогда какой-нибудь провидец мне сказал, что этот хозяин Дона, генерал Краснов, ровно через 20 лет станет моим духовным сыном (а я буду настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине), я счел бы такого провидца сумасшедшим, — написал он впоследствии. — Еще более сумасшедшим его счел бы П. Н. Краснов. Тогда, в 1918 году, я был самым последним военным чином на Дону, а он — первым». После тяжелой контузии в бою князя Дмитрия эвакуировали в Ростов на лечение. «Было ясно, что я своевольно сунулся туда, куда Богом не направлялась моя жизнь. И какой-то силой я был изъят из этой... войны», — написал он позже.
Летом 1920 г. он был эвакуирован в Константинополь, а затем переехал в Париж. На следующий год получил в Бельгии стипендию Лувенского университета и обучался там сначала на экономическом, а затем на историческом отделении философско-словесного факультета. Тогда же князь Дмитрий стал серьезно заниматься литературным творчеством. В мае 1922 г. в журнале «Русская мысль» появилось его первое стихотворение, а затем один за другим вышли три поэтических сборника, в которых вылилась боль изгнания и скитаний русского человека. До 1926 г. князь Дмитрий Шаховской активно печатался в различных периодических изданиях русской эмиграции, в том числе в религиозно-философском журнале «Путь» у Н. Бердяева. В 1925 г. он начал издавать журнал «Благонамеренный», который, по его признанию, был «попыткой служения культуре русского слова, русскому духу в свободе, которой мы опьянялись в Европе, видя то, что происходит в России».
В журнале печатался цвет русского зарубежья — Г. Адамович, Г. Иванов, И. Одоевцева, Г. Струве, М. Цветаева, В. Ходасевич, И. Бунин, С. Эфрон, А. Ремизов и др. «...Мы не только думали о России, мы жили ею», — писал Шаховской, вспоминая об этом времени. В кругах эмиграции Дмитрий Алексеевич приобрел репутацию талантливого и независимого редактора, а в нем самом это поприще «обострило... любовь к русскому слову и углубило понимание того, чему должно служить человеческое слово, что оно должно нести... я понял, что ее цель — служить ценностям, выше ее стоящим...». И в самый разгар редакторского успеха, летом 1926 г., «...волна милости Божией тихо выплеснула» князя Дмитрия «...на берег нового бытия». Он уехал в Грецию на Афон, где его духовник, епископ Вениамин (Федченков), благословил его принять постриг. В автобиографических записках Иоанна Шаховского есть такие слова: «Мы задуманы, а не только сотворены. Именно задуманы волей Божественной, предрасположены ее надеждой, что откликнемся лично на это творение... И всякий раз, когда мы принимаем в себя что-то наносное для нас, это вредит нам и тормозит наш путь к цели основной».
23 августа (по ст. ст.), в день своего 24-летия, князь Дмитрий Шаховской был пострижен в Русском Свято-Пантелеимоновском монастыре и наречен именем Иоанн, в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Но в монастыре он не остался, хотя, по его собственному признанию, «был пленен Афоном», а выполнил благословение своего духовника вернуться на служение Церкви в мир. «С Афона я уехал в новую жизнь в новой одежде», — написал отец Иоанн. Он вернулся в Париж, где поступил в Свято-Сергиевский Богословский институт. В 1927 г. был рукоположен в иеромонаха. Первое время служил в Югославии, затем вернулся в Париж, откуда в 1932 г. отбыл в Берлин и был назначен настоятелем храма Святого Владимира. С 1936 г. отец Иоанн (сначала - игумен, а потом - архимандрит) являлся благочинным всех русских приходов в Германии, находящихся в Западноевропейском экзархате. В 1945 г. - был репатриирован во Францию, откуда переехал США. В 1947 г. был избран епископом. Спустя три года получил назначение на Сан-Францисскую и Западноамериканскую кафедру, а в 1961 г. возведен в архиепископы.
Последние годы архиепископ Иоанн прожил в Южной Калифорнии, в Санта-Барбаре — городе, который называл земным раем. Все это время владыка продолжал литературную деятельность, нередко пользуясь псевдонимом «Странник». Это являлось не только символом того, что вся его жизнь была странничеством. В эти годы он все больше уходил в те высшие области духа, которые именовал «Вторым Небом». Скончался 30 мая 1989 г. Литературное наследие архиепископа Иоанна — поэта, писателя, критика, философа, богослова и умудренного духовным опытом наставника — огромно. Это, прежде всего, богословские труды, часть которых издана в переводах на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках. Отцом Иоанном написаны многие статьи и душеполезные поучения, стихи и поэмы. Часть этого наследия составила и настоящее издание.
*** Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) был широко известен в нашей стране еще в советское время как автор многочисленных «Бесед с русским народом», которые он, начиная с 1948 г. и до своей смерти, еженедельно вел на радиостанции «Голос Америки». Его проповедь была живым опровержением взгляда, что христианство — это отжившее мировоззрение, не имеющее отношения к проблемам современного мира. Все творчество владыки Иоанна наполнено светом духовности. Его статьи звучат актуально и своевременно в наши дни. Человек, желающий понять историю России, ее трагедию, найти Бога и приблизиться к Нему, найдет в его книгах не только ответ на многие вопросы, но и слово утешения, сказанное русским пастырем с огромной любовью к людям.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!