У книжной полки. 6 сентября

6 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Время веры.

 

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) — одна из ярчайших фигур русского зарубежья, широко известный в нашей стране еще в советское вре­мя как автор многочисленных «Бесед с русским народом», которые он, начиная с 1948 г. и до своей смерти в 1989 г., еженедельно вел на радиостанции «Голос Аме­рики». Его статьи звучат актуально и своевременно в наши дни. Человек, желающий понять историю России, ее трагедию, обрести Бога и приблизиться к Нему, найдет в его книгах не только ответ на многие вопросы, но и слово утешения, сказанное рус­ским пастырем с огромной любовью к людям. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одну из таких книг. Она вышла в свет в Издательстве Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе и называется – «Время веры». ***

«История для нас — пророк и апостол. Но мы часто от нее хотим скрыться в свои житейские и политические дела. А нам надо всматриваться в явления, которых мы стали свидете­лями в отрезках своего времени, собирая все, что является сущ­ностью исторического процесса. В знаках и символах каждого времени открывается Слово, к нам обращенное. Только ради Его торжества дается человеку жизнь и человечеству история». Эти слова, написанные архиепископом Сан-Францисским Иоанном (Шаховским) в автобиографических заметках, относятся, прежде всего, к нему самому. Как отмечают издатели, за долгую жизнь, неся пастырское служение в разных странах мира, владыке Иоанну суждено было стать свидетелем всех самых ярких и драматичных событий XX в. — революции, Гражданской и Второй мировой войн, крушения империй: царской, нацистской, советской, - чтобы философски осмыслить ключевые моменты современной истории с точки зрения Божественной исти­ны. При этом в центре раздумий владыки Иоанна всегда оставалась судьба России и русского народа, до которого он старался донести Слово Божие, используя любые средства и возможности в условиях атеистического режима.

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (в миру князь Дмит­рий Алексеевич Шаховской) родился 23 августа (по старому стилю) 1902 г. в Москве в аристократической семье, которая вела свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и сыновей его Давида и Константина Ярославских. Его прадеда генерал-майора Ивана Леонтьевича Шаховского, героя Бородина, император Николай I называл «своей совестью». О своих родителях князь Дмитрий писал: «Отец влиял на меня всем стилем своей спокойной жизни, благодушной трудолюбивостью и серьезным, честным отношением к вещам. Это усваивалось без поучений. Мать учила своей живостью, допускавшей лишь в меру снисхождение к слабостям. У меня осталось на всю жизнь поучение ее, как и отца, не лгать, даже в пустяках, и иметь му­жество сознаваться в не должном поступке. С ранних лет сло­во правда  мне преподносилось как ценность сама по себе».

Уже с детских лет князь Дмитрий обрел веру в Бога и понимание, что главный его титул — раб Божий, самый высокий титул человека. «В Бога я верил всегда... Я никогда не проходил в жизни через "кризис веры", колебания или сомнения... Одиночество было чуждо мне с детства, — писал он позже, — но я любил уединение», которое считал «...временем наибольшей жизненной полноты, а также и общения более высокого, чем какая-либо человеческая общительность». Поначалу он обучался дома, затем поступил в Царскосельскую школу Левицкой (1912), а в 1915 г. был принят в Императорский Александровский лицей, занятия в котором были прерваны рево­люцией. «Начались нескончаемые митинги... Вряд ли Россия когда-либо в истории так много говорила... Цари не поощряли излишней говорливости», — писал он. В 1918 г. после ареста матери Дмитрий Шаховской отправился на юг России, в Ростов-на-Дону, где принимал участие в Белом движении.

Позже в автобиографии он написал: «Участие мое в гражданской войне на юге России было эпи­зодическим, и я не расцениваю его серьезно. Это было с моей сто­роны не зрелое дело, а мальчишеское приключение. Мне, очевидно, должен был быть показан ад». Однажды юноша зашел в Новочеркасский собор и увидел впереди, на левом клиросе, донского атамана Петра Николаевича Краснова со своей женой. «Если бы тогда какой-нибудь прови­дец мне сказал, что этот хозяин Дона, генерал Краснов, ровно через 20 лет станет моим духовным сыном (а я буду настояте­лем Свято-Владимирского храма в Берлине), я счел бы такого про­видца сумасшедшим, — написал он впоследствии. — Еще более сумасшедшим его счел бы П. Н. Краснов. Тогда, в 1918 году, я был самым последним военным чином на Дону, а он — первым». После тяжелой контузии в бою князя Дмитрия эвакуировали в Ростов на лечение. «Было ясно, что я своевольно сунулся туда, куда Богом не направлялась моя жизнь. И какой-то силой я был изъят из этой... войны», — написал он позже.

Летом 1920 г. он был эвакуирован в Константинополь, а затем переехал в Париж. На следующий год получил в Бельгии стипендию Лувенского университета и обу­чался там сначала на экономическом, а затем на историческом от­делении философско-словесного факультета. Тогда же князь Дмит­рий стал серьезно заниматься литературным творчеством. В мае 1922 г. в журнале «Русская мысль» появилось его первое стихотворение, а затем один за другим вышли три поэтических сборника, в которых вылилась боль изгнания и скитаний русского человека. До 1926 г. князь Дмитрий Шаховской активно печатался в различных периодических изданиях русской эмиграции, в том числе в религиозно-философском журнале «Путь» у Н. Бердяева. В 1925 г. он начал издавать журнал «Благонамеренный», который, по его признанию, был «попыткой служения культуре русского слова, русскому духу в свободе, которой мы опьянялись в Европе, видя то, что происходит в России».

В журнале печатался цвет русского зарубежья — Г. Адамович, Г. Иванов, И. Одоевцева, Г. Струве, М. Цветаева, В. Ходасевич, И. Бунин, С. Эфрон, А. Ремизов и др. «...Мы не только думали о России, мы жили ею», — писал Шаховской, вспоминая об этом времени. В кругах эмиграции Дмитрий Алексеевич приобрел репутацию та­лантливого и независимого редактора, а в нем самом это поприще «обострило... любовь к русскому слову и углубило понимание того, чему должно служить человеческое слово, что оно должно нести... я понял, что ее цель — служить ценностям, выше ее стоящим...». И в самый разгар редакторского успеха, летом 1926 г., «...вол­на милости Божией тихо выплеснула» князя Дмитрия «...на берег нового бытия». Он уехал в Грецию на Афон, где его духовник, епископ Вениамин (Федченков), благословил его принять постриг. В автобиографических записках Иоанна Шаховского есть такие слова: «Мы задуманы, а не только сотворены. Именно задуманы во­лей Божественной, предрасположены ее надеждой, что откликнем­ся лично на это творение... И всякий раз, когда мы принимаем в себя что-то наносное для нас, это вредит нам и тормозит наш путь к цели основной».

23 августа (по ст. ст.), в день своего 24-летия, князь Дмитрий Шаховской был пострижен в Русском Свято-Пантелеимоновском монастыре и наречен именем Иоанн, в честь апостола и евангелис­та Иоанна Богослова. Но в монастыре он не остался, хотя, по его собственному признанию, «был пленен Афоном», а выполнил бла­гословение своего духовника вернуться на служение Церкви в мир. «С Афона я уехал в новую жизнь в новой одежде», — написал отец Иоанн. Он вернулся в Париж, где поступил в Свято-Сергиевский Бого­словский институт. В 1927 г. был рукоположен в иеромонаха. Первое время служил в Югославии, затем вернулся в Париж, откуда в 1932 г. отбыл в Берлин и был назначен настоятелем храма Святого Владимира. С 1936 г. отец Иоанн (сначала - игумен, а потом - архимандрит) являлся благочинным всех русских приходов в Германии, на­ходящихся в Западноевропейском экзархате. В 1945 г. - был репатриирован во Францию, откуда переехал США. В 1947 г. был избран епископом. Спустя три года получил назначение на Сан-Францисскую и Западноамериканскую кафедру, а в 1961 г. возведен в архиепископы.

Последние годы архиепископ Иоанн прожил в Южной Калифорнии, в Санта-Барбаре — городе, который называл земным раем. Все это время владыка продолжал литературную деятельность, нередко пользуясь псевдонимом «Странник». Это являлось не только символом того, что вся его жизнь была странничеством. В эти годы он все больше уходил в те высшие области духа, которые именовал «Вторым Небом». Скончался 30 мая 1989 г. Литературное наследие архиепископа Иоанна — поэта, пи­сателя, критика, философа, богослова и умудренного духовным опытом наставника — огромно. Это, прежде всего, богословские труды, часть которых издана в переводах на английском, немец­ком, сербском, итальянском и японском языках. Отцом Иоанном написаны многие статьи и душеполезные поучения, стихи и поэмы. Часть этого наследия составила и настоящее издание.

 

*** Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) был широко известен в нашей стране еще в советское время как автор многочисленных «Бесед с русским народом», которые он, начиная с 1948 г. и до своей смерти, еженедельно вел на радиостан­ции «Голос Америки». Его проповедь была живым опровержением взгляда, что христианство — это отжившее мировоззрение, не име­ющее отношения к проблемам современного мира. Все творчество владыки Иоанна наполнено светом духовности. Его статьи звучат актуально и своевременно в наши дни. Человек, желающий понять историю России, ее трагедию, найти Бога и при­близиться к Нему, найдет в его книгах не только ответ на многие вопросы, но и слово утешения, сказанное русским пастырем с ог­ромной любовью к людям.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать