Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Диакон Георгий Малков. Русь святая: Очерк истории Православия в России.
...Не в славу, не в почет народные скрижали
Родную нашу Русь Святой именовали,
Но в назидание нам, в ответственность, в завет;
Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры.
Чтоб добрые дела и добрые примеры,
В их древней простоте, завещанные нам,
Мы цельно передать могли своим сынам...
Так писал о Святой Руси в 19 веке русский поэт князь Петр Андреевич Вяземский. В те времена, несмотря на то, что вера уже стала оскудевать, еще российский народ в массе своей был глубоко верующим, и еще помнил историю страны, которая была неотъемлема от Православия. О том, как созидалась Русь, какие претерпела испытания, и каких славных сынов она воспитала, рассказывает в своей книге диакон Георгий Малков. Она вышла в свет при содействии Издательств – Правило веры, Родное Слово и Орианда и называется – «Русь святая: Очерк истории Православия в России». ***
Эта книга — одновременно духовного и исторического содержания. Постоянно сверяя течение исторического бытия общества в целом с ходом собственно церковной жизни, автор последовательно и убедительно показывает исключительную по своему значению роль Русской Церкви в созидании нашего государства, в становлении, развитии и укреплении русского национального самосознания. Историзм и православная церковность — основные принципы, положенные в основу этого издания. По сути, самые широкие круги современных читателей приобретают систематизированное краткое изложение истории русского Православия в неразрывной связи с историей России. Именно поэтому книга может не только оказаться интересной и полезной для многих любителей, так сказать, «частного», индивидуального чтения, но и послужить учебным пособием — равно для светских и духовных учебных заведений — своего рода «Введением в историю Русской Православной Церкви».
В предисловии к одному из первых изданий этой книги, а именно за 1995 год, с приветственным словом к читателям обращался Святейший Патриарх Алексий 2. Этим словом открывается и настоящее издание. «Дорогие читатели! – говорил тогда Первосвятитель. - Искренне радуюсь выходу в свет новой книги, посвященной истории Православия на Русской земле. Убежден, что многие благодаря этому изданию еще лучше узнают, а главное, еще больше полюбят тот духовно-возвышенный и в то же время вполне исторически реальный «пресветлый лик» Святой Руси, внутренне сообразуясь с которым, веками стремился жить по Божией Правде каждый истинный россиянин.
Наша страна перенесла тяжелейшие десятилетия безверия и бездуховности. Все мы и теперь еще переживаем трагические последствия страшного периода богоотступничества и забвения идеалов христианского служения, идеалов всеобщей братской любви во Христе. Именно поэтому так важно сейчас обращение к духовному опыту наших православных предков, ко всем нравственным ценностям, накопленным за тысячелетие своего существования Русской Православной Церковью — неизменным религиозным, национально-общественным и культурным оплотом российской государственности. И если мы будем внимательны к этому опыту, а ему посвящены многие страницы этой книги, то сможем, в частности, уяснить одну из важнейших особенностей нашего исторического бытия: подлинными вождями Руси всегда оказывались не «сверхчеловеки», не «герои», не власто- и славолюбцы, но смиренные послушники Высшей Истины.
Это — святые иноки-подвижники, богомудрые старцы и святители, благоверные князья, замечательные иконописцы и зодчие, писатели и поэты, вдохновлявшиеся не человеческими страстями, а Евангельским словом Божиим, поистине вселенским учением Богочеловека Иисуса Христа. И Православие, как единственно полное выражение этого учения, принесло на Святой Руси богатые плоды. Великим подвигом бесчисленных наших святых — этих прославленных в народе, а порой и вовсе безвестных «строителей духа — созидалась и живилась христианская Россия. Ибо опыт общечеловеческой истории показывает: любой народ без веры, без святынь мертв. В равной степени и истоки достойного, благообразного человеческого бытия русской нации следует искать в ее вере — в Православии. Недаром еще Ф. М.Достоевский весьма проницательно заметил, что понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к Православию. Продолжая его мысль, можно сказать, что Православие со времени Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром явилось «духовной кровью», «духом жизни», питавшим и укреплявшим самый организм русской нации. И без преувеличения позволительным будет утверждение, - заключил Святейший Владыка, - что без Православия, без Церкви Россия (такой, какую мы знаем и любим) не состоялась бы вовсе».
;:Таким образом, как отмечает автор, «История Русской Церкви неотделима от истории Российского государства и его народа». Во вступлении книги он пишет: «Глубокий религиозно-духовный смысл исторического бытия многострадальной, но великой Российской державы как православного государства — есть факт бесспорный и, по сути, жизненно-определяющий. Ибо без Православия, без христианской веры и сложившейся на ее основе культуры — самой России как таковой просто бы не существовало. И если земля наша стала Россией, лишь приняв Православие, то точно так же она перестанет быть ею, как только откажется от веры своих отцов. Ясное и недвусмысленное понимание этого русским народом нашло свое отражение не только в давнем его именовании себя крестьянами (т. е. христианами), но в еще большей степени в таком дерзновенном самоназвании Древней Руси, как «Святая Русь».
Эта книга является, по сути, лишь относительно кратким введением в историю Православия в России, причем Православия именно как основной определяющей и движущей силы всей нашей национальной истории. Стремясь показать читателю духовный лик всегда живущей в сердце подлинно русского человека Святой Руси, автор, естественно, смог рассказать здесь только о самых главных вехах и наиболее примечательных событиях десяти веков существования Православной России. Но и эти, пусть и далекие от желаемой полноты, исторические факты свидетельствуют о многом. Прежде всего они говорят о том, что весь былой жизненный строй Русской земли — от быта беднейшего пахаря до Самодержца — всегда имел религиозную основу и общепринятый церковный уклад. Православная вера неизменно оказывала самое непосредственное и всестороннее влияние на многие стороны исторического бытия русского и многих других народов, издавна населявших огромные пространства российского государства.
Приняв Святое Крещение более тысячелетия назад, Россия обрела духовное основание всей своей жизни — христианскую веру. Эта вера столетиями созидала нравственный облик русского народа, укрепляла российскую государственность и все общество в целом, формировала его национальную культуру. Конечно, и в старину на Руси было немало неправды, немало скверного, а порой и страшного. Но, как заметил философ И. А. Ильин, «"Святая Русь" не есть "нравственно праведная" или "совершенная в своей добродетели" Россия: это есть правоверная Россия, признающая свою веру главным делом и отличительной особенностью своего земного естества». Поэтому и среди самых бесчеловечных проявлений стихии «мира сего» всегда звучало — для одних грозно-обличительно, для других матерински-милосердно — живое слово христианской веры, слово Русской Церкви. Проповедуя вечную Истину, она в то же время никогда не отказывалась от самого непосредственного участия в естественном историческом процессе российского бытия.
В эпоху феодальной раздробленности лишь Православная Церковь явилась единственным неколебимым оплотом общенационального единства. И во времена татаро-монгольского ига, и в период Смутного времени, а позднее — и в годы наполеоновского нашествия, и в грозную страду Великой Отечественной войны — Церковь благословляла российского воина на борьбу за свободу своей родины. Недаром на Руси воинский подвиг всегда приравнивался к подвигу христианского мученичества. Именно такому возвышенному пониманию истинного патриотизма всегда и учила Православная Церковь. Неуничтожимость евангельского ориентира в душе России особенно ярко проявилась в страшную эпоху богоборчества XX в. Засвидетельствованное кровью тысяч и тысяч новомучеников «стояние за веру» стало духовным залогом очищения страны от скверны безбожия и порожденного им тоталитарного режима бесчеловечного большевизма. Оставаясь все последние тяжкие десятилетия хранительницей внутренних святынь национального духа — и религиозных, и истинно культурных,— Церковь и поныне продолжает противостоять любым центробежным бездуховным тенденциям в современном российском обществе, предлагая ему испытанные вот уже двумя тысячелетиями евангельские ценности: Жизнь — вместо пустой житейской суеты, Вечную Истину — вместо псевдоистин-однодневок, Высшую Нравственность Живой Христианской Любви — вместо «моральных кодексов» различных демагогов-строителей «новых обществ». Обо всем этом и говорится на страницах данной книги.
*** По словам автора, «Святая Русь — это одновременно земное и небесное братство великих христианских подвижников, это воинский и монашеский подвиг, это здоровые формы народной религиозности и национальной государственности. Но в не меньшей степени это и вдохновенное «Слово о полку Игореве», и «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева, это и наиболее просветленные стихи Пушкина и Тютчева, книги Достоевского и Солженицына, древнерусские знаменные богослужебные распевы и «Всенощная» Рахманинова... Все эти драгоценные сокровища России могли быть созданы и накоплены лишь в условиях гармоничного состояния народного духа, которое веками обеспечивалось внутренним равновесием в нем «земного» и «небесного», т. е. постоянной сверкой форм «внешнего действования» нации с религиозно-нравственными ее устоями. Хранительницей же этих российских религиозных устоев всегда оставалась Церковь. Ее исторической роли в многовековом процессе постоянного утверждения и воссоздания «пресветлого» образа Святой Руси в душе России и посвящена эта книга».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!