У книжной полки. 6 октября

6 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Диакон Георгий Малков. Русь святая: Очерк истории Православия в России.

 

...Не в славу, не в почет народные скрижали
Родную нашу Русь Святой именовали,
Но в назидание нам, в ответственность, в завет;
Чтоб сберегали мы первоначальных лет
Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры.
Чтоб добрые дела и добрые примеры,
В их древней простоте, завещанные нам,
Мы цельно передать могли своим сынам...

Так писал о Святой Руси в 19 веке русский поэт князь Петр Андреевич Вяземский. В те времена, несмотря на то, что вера уже стала оскудевать, еще российский народ в массе своей был глубоко верующим, и еще помнил историю страны, которая была неотъемлема от Православия. О том, как созидалась Русь, какие претерпела испытания, и каких славных сынов она воспитала, рассказывает в своей книге диакон Георгий Малков. Она вышла в свет при содействии Издательств – Правило веры, Родное Слово и Орианда и называется – «Русь святая: Очерк истории Православия в России». ***

Эта книга — одновременно духовного и исторического содержания. Постоянно сверяя течение исторического бытия общества в целом с хо­дом собственно церковной жизни, автор последовательно и убедительно показывает исключительную по своему значению роль Русской Церкви в созидании нашего государства, в становлении, развитии и укреплении русского национального самосознания. Историзм и православная церковность — основные принципы, по­ложенные в основу этого издания. По сути, самые широкие круги совре­менных читателей приобретают систематизированное краткое изложе­ние истории русского Православия в неразрывной связи с историей России. Именно поэтому книга может не только оказаться интересной и полезной для многих любителей, так сказать, «частного», индивидуаль­ного чтения, но и послужить учебным пособием — равно для светских и духовных учебных заведений — своего рода «Введением в историю Рус­ской Православной Церкви».

В предисловии к одному из первых изданий этой книги, а именно за 1995 год, с приветственным словом к читателям обращался Святейший Патриарх Алексий 2. Этим словом открывается и настоящее издание. «Дорогие читатели! – говорил тогда Первосвятитель. - Искренне радуюсь выходу в свет новой книги, посвященной ис­тории Православия на Русской земле. Убежден, что многие благо­даря этому изданию еще лучше узнают, а главное, еще больше по­любят тот духовно-возвышенный и в то же время вполне исторически реальный «пресветлый лик» Святой Руси, внутренне сообразуясь с которым, веками стремился жить по Божией Правде каждый ис­тинный россиянин.

Наша страна перенесла тяжелейшие десятилетия безверия и бездуховности. Все мы и теперь еще переживаем трагические по­следствия страшного периода богоотступничества и забвения идеа­лов христианского служения, идеалов всеобщей братской любви во Христе. Именно поэтому так важно сейчас обращение к духовному опыту наших православных предков, ко всем нравственным ценно­стям, накопленным за тысячелетие своего существования Русской Православной Церковью — неизменным религиозным, националь­но-общественным и культурным оплотом российской государствен­ности. И если мы будем внимательны к этому опыту, а ему посвящены многие страницы этой книги, то сможем, в частности, уяснить одну из важнейших особенностей нашего исторического бытия: подлин­ными вождями Руси всегда оказывались не «сверхчеловеки», не «ге­рои», не власто- и славолюбцы, но смиренные послушники Выс­шей Истины.

Это — святые иноки-подвижники, богомудрые старцы и святители, благоверные князья, замечательные иконописцы и зод­чие, писатели и поэты, вдохновлявшиеся не человеческими страс­тями, а Евангельским словом Божиим, поистине вселенским учени­ем Богочеловека Иисуса Христа. И Православие, как единственно полное выражение этого учения, принесло на Святой Руси богатые плоды. Великим подвигом бесчисленных наших святых — этих прославленных в народе, а порой и вовсе безвестных «строителей духа — созидалась и живилась христианская Россия. Ибо опыт общечеловеческой ис­тории показывает: любой народ без веры, без святынь мертв. В равной степени и истоки достойного, благообразного человечес­кого бытия русской нации следует искать в ее вере — в Правосла­вии. Недаром еще Ф. М.Достоевский весьма проницательно заме­тил, что понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к Православию. Продолжая его мысль, можно сказать, что Православие со времени Крещения Руси святым равноапостоль­ным князем Владимиром явилось «духовной кровью», «духом жиз­ни», питавшим и укреплявшим самый организм русской нации. И без преувеличения позволительным будет утверждение, - заключил Святейший Владыка, - что без Православия, без Церкви Россия (такой, какую мы знаем и любим) не состоялась бы вовсе».

;:Таким образом, как отмечает автор, «История Русской Церкви неотделима от истории Российс­кого государства и его народа». Во вступлении книги он пишет: «Глубокий религиозно-ду­ховный смысл исторического бытия многострадальной, но великой Российской державы как православного государ­ства — есть факт бесспорный и, по сути, жизненно-опреде­ляющий. Ибо без Православия, без христианской веры и сложившейся на ее основе культуры — самой России как таковой просто бы не существовало. И если земля наша стала Россией, лишь приняв Православие, то точно так же она перестанет быть ею, как только откажется от веры своих отцов. Ясное и недвусмысленное понимание этого русским народом нашло свое отражение не только в давнем его име­новании себя крестьянами (т. е. христианами), но в еще боль­шей степени в таком дерзновенном самоназвании Древней Руси, как «Святая Русь».

Эта книга является, по сути, лишь относительно кратким введением в историю Православия в России, при­чем Православия именно как основной определяющей и движущей силы всей нашей национальной истории. Стремясь показать читателю духовный лик всегда живущей в сер­дце подлинно русского человека Святой Руси, автор, есте­ственно, смог рассказать здесь только о самых главных вехах и наиболее примечательных событиях десяти веков суще­ствования Православной России. Но и эти, пусть и далекие от желаемой полноты, исторические факты свидетельству­ют о многом. Прежде всего они говорят о том, что весь былой жиз­ненный строй Русской земли — от быта беднейшего пахаря до Самодержца — всегда имел религиозную основу и общепринятый церковный уклад. Православная вера неизмен­но оказывала самое непосредственное и всестороннее вли­яние на многие стороны исторического бытия русского и многих других народов, издавна населявших огромные про­странства российского государства.

Приняв Святое Крещение более тысячелетия назад, Рос­сия обрела духовное основание всей своей жизни — хрис­тианскую веру. Эта вера столетиями созидала нравственный облик русского народа, укрепляла российскую государствен­ность и все общество в целом, формировала его нацио­нальную культуру. Конечно, и в старину на Руси было немало неправды, немало скверного, а порой и страшного. Но, как заметил философ И. А. Ильин, «"Свя­тая Русь" не есть "нравственно праведная" или "совершен­ная в своей добродетели" Россия: это есть правоверная Россия, признающая свою веру главным делом и отли­чительной особенностью своего земного естества». Поэтому и среди самых бесчеловечных проявлений сти­хии «мира сего» всегда звучало — для одних грозно-обличительно, для других матерински-милосердно — живое сло­во христианской веры, слово Русской Церк­ви. Проповедуя вечную Истину, она в то же время никогда не отказывалась от самого непосредственного участия в естественном историческом процессе российского бытия.

В эпоху феодальной раздробленности лишь Православ­ная Церковь явилась единственным неколебимым оплотом общенационального единства. И во времена татаро-мон­гольского ига, и в период Смутного времени, а позднее — и в годы наполеоновского нашествия, и в грозную страду Ве­ликой Отечественной войны — Церковь благословляла рос­сийского воина на борьбу за свободу своей родины. Неда­ром на Руси воинский подвиг всегда приравнивался к подвигу христианского мученичества. Именно такому возвышенно­му пониманию истинного патриотизма всегда и учила Пра­вославная Церковь. Неуничтожимость евангельского ориентира в душе Рос­сии особенно ярко проявилась в страшную эпоху богобор­чества XX в. Засвидетельствованное кровью тысяч и тысяч новомучеников «стояние за веру» стало духовным залогом очищения страны от скверны безбожия и порожденного им тоталитарного режима бесчеловечного большевизма. Оставаясь все последние тяжкие десятилетия хранитель­ницей внутренних святынь национального духа — и религи­озных, и истинно культурных,— Церковь и поныне продол­жает противостоять любым центробежным бездуховным тенденциям в современном российском обществе, предла­гая ему испытанные вот уже двумя тысячелетиями евангель­ские ценности: Жизнь — вместо пустой житейской су­еты, Вечную Истину — вместо псевдоистин-однодневок, Высшую Нравственность Живой Христианской Любви — вместо «моральных кодексов» различных демагогов-строителей «новых обществ». Обо всем этом и говорится на страницах данной книги.

 

*** По словам автора, «Свя­тая Русь — это одновременно земное и небесное братство великих христианских подвижников, это воинский и мона­шеский подвиг, это здоровые формы народной религиоз­ности и национальной государственности. Но в не меньшей степени это и вдохновенное «Слово о полку Игореве», и «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева, это и наиболее просветленные стихи Пушкина и Тютчева, книги Достоевского и Солженицына, древнерусские знаменные богослужебные распевы и «Всенощная» Рах­манинова... Все эти драгоценные сокровища России могли быть соз­даны и накоплены лишь в условиях гармоничного состоя­ния народного духа, которое веками обеспечивалось внут­ренним равновесием в нем «земного» и «небесного», т. е. постоянной сверкой форм «внешнего действования» нации с религиозно-нравственными ее устоями. Хранительницей же этих российских религиозных устоев всегда оставалась Церковь. Ее исторической роли в многове­ковом процессе постоянного утверждения и воссоздания «пресветлого» образа Святой Руси в душе России и посвя­щена эта книга».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать