Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Вера Александровна Чемезова. Плоды шиповника: документальное исследование.
Часто за Божественной Литургией мы слышим слова из Послания апостола Павла к галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22–23). Этот отрывок хорошо знаком всем, кто регулярно посещает богослужения, потому что именно он читается на память преподобных отцов и жен. Эти слова стали эпиграфом к книге Веры Александровны Чемезовой «Плоды шиповника: документальное исследование». Как стяжать эти плоды? Ответ на этот вопрос нужно искать в судьбах репрессированных священнослужителей и монашествующих Нижнего Тагила, о которых и рассказывает эта книга. ***
Издание представляет собой продолжение книги «От скорби к радости», вышедшей к 110-летию официального утверждения Скорбященской женской обители Нижнетагильского завода в своде русских монастырей, и рассказывает о событиях 20-х – начала 40-х годов прошлого века. Книга предваряет год памяти всех пострадавших от гонений за веру Христову, начиная с октябрьской революции 1917 года. Первая часть книги «Монастырь за колючей проволокой» посвящена истории концлагеря № 2, появившегося в стенах Скорбященской обители в ноябре 1920 года и просуществовавшего полтора года. Через него за это время прошли около 1000 человек и каждый третий здесь умер от холода и голода. Среди заключенных лагеря были 17 представителей духовенства, в том числе афонский схимонах Макарий Чирков, Иоанн Малиновский, отец ныне прославленного в лике святых иерея Александра Малиновского.
В этом списке значится также и сын священника Александр Николаевич Словцов. В последствии он стал директором Нижнетагильского музея краеведения, сохранявшим от поругания мощи святого праведного Симеона Верхотурского и церковные ценности в художественном отделе музея, который располагался во Входо-Иерусалимском соборе. На материалах приказов коменданта «лагеря смерти» и регистрационных книг автор представила живую картину жизни заключенных страдальцев, среди которых было немалое количество многодетных отцов, представителей крепкого крестьянства. Также в первой главе книги повествуется о борьбе православных тагильчан за сохранение Вознесенского прихода и открытии на территории монастыря детского городка.
Смысловым центром книги «Плоды шиповника» стал рассказ о жизни епископа Льва Нижнетагильского, ему посвящена глава «Архипастырь». В день Николы зимнего 1922 года во Введенском храме на собрании представителей Приходских советов решалась судьба не только Православия Нижнего Тагила, но и всей Екатеринбургской епархии. Священник Леонид Черепанов не уклонился от креста и принял решение православной общественности Нижнего Тагила как волю Божью. В день епископской хиротонии уфимские архипастыри сказали владыке Льву: «…ты идешь не розы снимать, а шиповник, и не страшись, хоть бы тебе пришлось пострадать – в том твой крест». И действительно, епископ переживет три ареста, ссылки и лагеря. Последним местом заточения архипастыря станет печально знаменитый Соловецкий лагерь, откуда владыка Лев совершит крестный путь на материк в Левашовскую пустошь, где и будет расстрелян в декабре 1937 года.
В книге в подробностях описано известное на Урале уголовное дело 1923 года «Автокефалисты», по которому пострадали епископ Лев и 11 его сторонников из Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Открытием автора стала надпись, собственноручно сделанная на фотографии будущим владыкой в 1907 году: «Жизнь отравлена тайной, что разгадать ее смысл было бы таким счастьем». После этого прошло 30 лет, и как считает автор, «тайна жизни была разгадана». Третья глава этой книги называется - «Осколки кривого зеркала». Она рассказывает о судьбе отца Всеволода Черепанова, служившего в Скорбященской женской обители Нижнетагильского завода с 1904 по 1914 годы, и отца Павла Воецкого. Кроме того, она посвящена трагическому противостоянию людей старой церковной ориентации и обновленцев. На примере анализа уголовного дела священников Вера Чемезова показала, как действовали власти и ОГПУ, чтобы удалить из храмов наиболее влиятельных пастырей и привести в них представителей обновленчества.
Также героем книги является прославленный в 2006 году священномученик Сергий Увицкий – благочинный Нижнетагильского староцерковнического округа, арестованный 10 февраля 1930 года и погибший на Беломорканале в 1932 году. Удивительным примером мужества и стойкости в вере явилось молитвенное противостояние его малочисленного прихода, в числе которого были сестры закрытой Скорбященской обители и 12 тысяч тагильчан. Последние выступали за закрытие Выйско-Никольского храма – красивейшего собора-усыпальницы господ Демидовых – под школу. В нарушение советского законодательства активная антирелигиозная пропаганда проводилась не только среди взрослого населения, но даже среди учащихся начальных классов. Поэтому около половины собранных подписей за изъятие храма принадлежала несовершеннолетним гражданам. В этой книге история женского монастыря включена в контекст церковной истории Нижнего Тагила и Нижнетагильского района.
В центре внимания главы «Сестры» судьбы игумении Марии (Крузе) и монахинь Скорбященского монастыря, пострадавших за веру Христову в годы гонений. Вера Чемезова описала судьбы сестер после 1920 года: труд в сельскохозяйственных артелях «Улей» и «Кузнецкая», поиск работы, пристанища и храмов, свободных от обновленцев, лишение избирательных прав в 1930 году и деятельное участие в жизни приходов Введенской, Сухоложской Иоанно-Предтеченской, Выйско-Никольской, Александро-Невской церквей, арест по массовому на Урале делу «Историческая гниль», по которому пострадали 140 священнослужителей и монашествующих Верхотурского уезда, в том числе преподобноисповедник Игнатий (Кевролетин), архимандрит Ксенофонт (Медведев), духовник Верхотурского монастыря Паисий (Снигирев). Трагически погибла в тюрьме или во время этапа в ирбитский домзак и матушка Мария (Крузе).
Как отмечает автор, к сожалению, в процессе данного документального исследования не удалось узнать в полноте судьбы священнослужителей и насельниц Скорбященской обители, пострадавших за веру Христову в 20-30 годах прошлого века. Многие из сестер, о которых рассказывает настоящая книга, пришли сиротами в монастырь, и также по-сиротски ушли в вечность. И в этом заключается трагедия нашего народа – забвение наших сограждан, наших близких. Однако за год работы над этой книгой автору удалось вернуть из небытия простую жизнь игумении Марии, многих сестер монастыря, а также священников, исполнявших свой пастырский долг в обители с 1904 года до ее закрытия. В начале этой работы автору были известны имена 72 насельниц Нижетагильской Скорбященской богательни, общины и монастыря, а сегодня мы знаем уже 191 имя.
Кроме того, эта книга и о современной истории Скорбященского монастыря. В послесловии рассказано о событии, произошедшем 7 февраля 2016 года – в день памяти новомучеников и исповедников Российских. В бывшем клубе поселка Кирпичный, где по благословению епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия планируется открыть храм в честь новомучеников и исповедников Российских, состоялся молебен, на который приехали игумения Мария (Сташевская) с сестрами монастыря и неравнодушные тагильчане. Молебны служатся здесь ежемесячно. Ведется сбор средств на реконструкцию клуба под храм. Она должна стать поистине народной тагильской стройкой, так как нет ни одной семьи в России, которой бы не коснулись репрессии. Раскулаченные, сосланные, замученные в тюрьмах, лагерях, расстрелянные – нет им числа. Количество пострадавших знает только один милосердный Господь. Назвать хотя бы несколько десятков имен из этого скорбного многомиллионного списка, вспомнить имена пострадавших и записать их в синодик монастыря – одна из задач автора этой книги.
*** Книга «Плоды шиповника» была подготовлена к изданию Скорбященским женским монастырем г. Нижнего Тагила. Несмотря на то, что это научное издание, написано оно популярным, живым языком и может быть адресовано широкому кругу читателей, интересующихся церковным краеведением. Книга содержит 492 ссылки, в которых читатель может узнать биографические сведения о священниках Нижнего Тагила и др. как староцерковнической, так и обновленческой ориентации, информацию о храмах Нижнего Тагила. Для церковных исследователей представлен широкий список архивных документов и источников. В книге имеются дополненные сведения о монахинях, инокинях и послушницах Нижнетагильского Скорбященского монастыря. Некоторые фотографии и архивные документы опубликованы впервые.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 12 мая
День ангела. 12 мая
Церковный календарь 12 мая. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха
Евангелие 12 мая. Ты поверил, потому что увидел Меня
Читаем Апостол. 12 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!