Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Начало династии Романовых: Исторические очерки с 12 портретами и рисунками.
В январе 1613 года в Москву съехались выборные люди, которые должны были избрать нового царя. И хотя с вопросом избрания спешили, земской собор заседал долго: весь январь и часть февраля прошли в волнении и неспокойно. Намерение вождей ополчение было определенно: выбирать «из своих великих родов». Князь Пожарский считал «столпом» князя Голицина, «начальники» хотели «паки» царя от иноверных, ратные и народ не восхотели. В конце концов остановились на избрании из своих родов. Среди различных кандидатур «упоминалось на соборе все настойчивее и настойчивее имя Михаила Феодоровича Романова, представителя старейшего из московских боярских родов. И на этом имени единодушно сошлись наконец все выборные, он оказался желательным кандидатом и для казачества». «21 февраля, в воскресенье первой недели Великого поста, в Большом Кремлевском дворце состоялось последнее заседание избирательного собора, на котором единогласно избран московским царем Михаил Феодорович Романов». О том, что предшествовало венчанию на царство первого государя из рода Романовых, рассказывает книга, которая вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется – «Начало династии Романовых: Исторические очерки с 12 портретами и рисунками». ***
По словам издателей, книга «Начало династии Романовых» — одна из классических работ, посвященных знаменитому царскому и императорскому дому. Серия очерков написана русским историком и археографом Платоном Григорьевичем Васенко при участии его учителя академика Сергея Федоровича Платонова и Елены Филимоновны Тураевой-Церетели. Книга была подготовлена к 300-летнему юбилею династии, но, несмотря на прошедший век, не утратила своего значения. Авторы, считавшиеся в свое время лучшими специалистами по русской истории начала XVII века, писали с опорой преимущественно на документальный материал, что придает их исследованиям высокий научный авторитет. При этом очерки написаны легко, доступным и понятным языком, что делает их увлекательными не только для специалистов, но и для самой широкой читательской аудитории.
Прежде несколько слов скажем об авторах книги. Сергей Федорович Платонов — российский историк, родился в Чернигове в 1860 г. В детстве сочинял стихи и хотел посвятить жизнь литературе. Поступил на историко-филологический факультет Университета в Петербурге, однако, вскоре перешёл на исторический факультет. После окончания учёбы получил звание и должность профессора Петербургского университета. В 1899 г. написал диссертацию на тему «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.». В 1912 г. С. Платонов ушёл на пенсию. Революция 1917 г. вызвала у него негативную реакцию, однако, в первые годы советской власти он занимал целый ряд должностей, связанных с архивами. В 1930 г. его арестовали вместе с дочерью по подозрению в антисоветской деятельности. Он отбывал заключение в Петербурге, потом был отправлен в Самару, там умер в начале 1933 году.
Его ученик - Васенко Платон Григорьевич — историк, педагог, родился в 1874 году. Выпускник Императорского университета Санкт-Петербурга, преподаватель различных учебных заведений. После 1917 г. лишился возможности преподавать в вузах и вести исследовательскую деятельность, но спустя несколько лет, поработав в Центрархиве, библиотеке АН, смог стать профессором Богословских курсов. В конце 1929 г. был арестован и сослан на Соловки. После освобождения, не имея права вернуться в Ленинград, проживал во Владимире, где и умер в результате несчастного случая в 1942 году. + Тураева-Церетели Елена Филимоновна родилась в 1868 г. в княжеской семье Церетели. Вышла замуж за востоковеда Бориса Тураева. Занималась преподавательской деятельностью в Женском педагогическом институте Петербурга, писала статьи на тему истории России. В конце жизни Елена Тураева-Церетели приняла постриг, стала монахиней Иулианией. Скончалась она в 1949 году, похоронена в Петербурге.
Основная задача написанных этими авторами очерков — познакомить любителей русской истории с начальным этапом истории рода Романовых: от его истоков и первых упоминаний до возвращения Смоленска России в царствование Алексея Михайловича. Авторы подробно, опираясь на новейшие для своего времени достижения исторической мысли, рассказывают о происхождении и возвышении боярского рода Кошкиных-Захарьиных-Романовых, его самом известном в XVI веке представителе — Никите Романовиче, а также о нелегкой судьбе его потомков во главе с Федором Никитичем, будущим патриархом Филаретом. Как отмечают авторы, первый государь, происхождение этого знатного рода теряется во мраке веков, что породило с течением времени легендарные предания об его родоначальнике. В этих преданиях очень мало исторической правды, зато много домыслов и фантастических предположений, принимавшихся в свое время без надлежащей поверки и обоснований.
В первой главе авторы книги предлагают познакомиться с этими домыслами и преданиями, чтобы понять всю их несостоятельность и малоценность для истории рода Романовых. И далее прослеживают «в общих чертах историю родоначальников ныне царствующего Дома Романовых» (со слов авторов). Благодаря этому, читатели узнают, что Романовы «в течение двух с половиной веков верой и правдой служили князьям — собирателям Руси, знали их думу, выполняли их волю и способствовали их великому делу. Породнившись с угасающей династией, бояре Романовы — Юрьевы — Захарьины — Кошкины оказались на высоте положения. Кроткая царица Анастасия была добрым гением своего царственного супруга, а ее брат, умный и добрый боярин Никита Романович, был верным другом, советником и слугой Грозного, но не унизился до роли его потатчика и льстеца. Он заслужил общую любовь народа. И, конечно, Романовым принадлежало историческое право наследовать той династии, которой они верно служили и с которой близко породнились».
Отдельная глава посвящена Смутному времени, все тяготы которого Романовым пришлось испытать сполна. Впрочем, как пишут авторы, всем русским людям «за Смутные годы (1598-1612) приходилось рассуждать, как поступить при угасании прекращении старой династии: они выбирали царя и объясняли себе возможность и законность этого избрания. Они пытались ухватиться за мираж восстановления угасшей династии, «примеряли» на царство самозванцев, иноземных царевичей и наконец изверились в силах человеческих и ждали помощи свыше. В официальных и литературных рассуждениях приводились и доводы книжников XVI века, и старые исторические традиции, и стремления к новшествам.
Борьба за престол перешла в борьбу сословно-политическую и в борьбу с соседними государствами, раскрылась общественная рознь, - но вместе с тем опасность обществу и государству от анархии и от иноземного завоевания научила областные миры организовываться и общественные элементы объединяться. За нравственным подъемом последовало политическое просветление. Когда на чашу весов была положена самая судьба Московского царства, облик этого царства с его создавшимся веками величием, с его историческими традициями, с его славным прошлым восторжествовал в умах и сердцах русских людей над теми тяготами, которые терпели они во время этого Царства, над опасными, как оказалось, стремлениями «себе полегчить».
И уже в следующих двух главах авторы особое внимание уделяют избранию на царство и правлению первого представителя династии - Михаила Федоровича. Фигура этого русского правителя мало известна нашим современникам. Между тем именно в его правление произошли важнейшие события отечественной истории: возрождение лежавшего в руинах после страшной Смуты Московского государства; возобновление книгопечатания и начало народного образования; развитие металлургии и оружейного дела; освоение Сибири и многое другое. Достаточно сказать, что за тридцать два года царствования Михаила Федоровича территория России увеличилась в два с половиной раза — с пяти до тринадцати миллионов квадратных километров. Именно в эти годы карта нашей страны обретает столь привычные нам очертания — от Балтики до Тихого океана. В шестой главе говорится о прибытии в Москву Филарета Никитича и возведение его в сан патриарха. В его лице Русь получила опытного, глубоко понимавшего государственные нужды и одаренного громадной силой воли соправителя молодого и любимого народом государя. Кроме того, в этой главе книги рассказывается о тяжелой борьбе за возвращение утраченного в годы Смуты Смоленска — важнейшего форпоста на западных рубежах Российского государства.
*** Как отмечают авторы книги, «благодаря возвращению Смоленска и прилегающей к нему области сын Михаила Федоровича - царь Алексей Михайлович - покончил с одним из очень тяжких последствий Смутной поры — территориальным уменьшением Руси. Следующая глава книги показывает, как создалось и совершалось то единение царя и народа, которое облегчало первым государям Дома Романовых их высокую и трудную задачу умиротворения и укрепления нашей Родины, потрясенной разрухой лихолетья. Особенно ценны приводимые в конце книги Приложения — выдержки из официальных грамот и литературно-исторических памятников начала XVII века. Они позволяют нам соприкоснуться с теми источниками, на материале которых историки выстраивают свои исследования о событиях того далекого времени.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!