Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Артемий Владимиров. Учительство.
В 1983 году, по окончании филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, в Физико-математическую школу-интернат № 18 города Москвы пришел молодой учитель – Артемий Владимирович Владимиров. С тех пор прошло уже 33 года, но память многое хранит в своих тайниках, и со временем эти воспоминания находят свое отражение в художественных произведениях. О своей педагогической деятельности протоиерей Артемий Владимиров рассказывает в книге, которая называется «Учительство». Это новое произведение батюшки является продолжением книг воспоминаний - «С высоты птичьего полёта» и «Мой Университет». Оно охватывает период его педагогической деятельности в школах, а также в Московской духовной семинарии и академии. Об этой книге, которая вышла в Издательстве Артос, далее в нашей программе. ***
На страницах книги «Учительство» протоиерей Артемий Владимиров размышляет о высоте педагогического призвания, воспроизводя различные эпизоды из своей жизни, связанной с преподаванием языков, литературы, уроков нравственности и благочестия. Перед читателем открывается целая галерея портретов учеников и учителей, помогающая воскресить сложную и во многом противоречивую жизнь на рубеже двух тысячелетий. Несмотря на то что книга посвящена педагогике, она воспринимается как цельное художественное произведение и рассчитана на самый широкий круг читателей - не только учителей и директоров школ, но и школьников, семинаристов и священников, а также всех, кому небезразлична тема воспитания и образования подрастающего поколения.
По словам профессора Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, Владимира Ивановича Аннушкина, «книги отца Артемия - это открытие собственного сердца и своей жизни всем нам. Он и учит собственной жизнью, а учить собственной жизнью можно лишь тогда, когда она - во Христе. Его творческий метод - не только в писании, но и в личном общении с тысячами слушателей, - прост и своеобразен. Он пишет и говорит («и говорит, как пишет»), в сущности, о себе. Что, казалось бы, проще, чем вспоминать и рассказывать о своей жизни?!» Но каждый ли готов рассказать свою жизнь? «Вот так, откровенно, широкими мазками, самое главное, без утайки». Наверно, не каждый. А протоиерей Артемий Владимиров говорит и пишет, используя при этом «художественный рассказ для описания событий, казалось бы, вовсе нехудожественной жизни. Отец Артемий эту нехудожественность одухотворяет и воздаёт славу не себе (хотя рассказывает о своей жизни), но Господу, повествуя о тех, с кем свела его судьба. А сводит она его с тысячами людей!
Эта книга, по словам самого автора, лишь на первый взгляд относится к мемуарному жанру. Она является продолжением воспоминаний о детстве и о юности. И посвящена педагогическому призванию. Каждую главу, - говорит отец Артемий, - мне хотелось сделать и правдивым рассказом о прожитом, и законченным художественным произведением. Мои герои — малые дети и школьники, семинаристы и священники, воспитатели, учителя и директора школ. Я храню о них тёплую и благодарную память, ведь встречи с людьми, пересечение человеческих судеб, хотя бы и во время краткого разговора, никогда не бывают случайными. Мне думается, что учительство - самое высокое (после пастырского) призвание на земле. Хорошего и доброго учителя, так же как и домашнего врача, мы не забудем никогда. Если педагог владеет искусством общения и умеет затрагивать сокровенные струны души каждого ученика, то такого учителя родители готовы носить на руках».
Свой первый опыт учительства отец Артемий сравнивает с первым полетом птиц. Вот что он пишет в первой главе этой книги. «Что отличает стрижа, только-только покинувшего родительское гнездо, от взрослой особи? Многое. И внешний вид, и повадки, и голос, а главное - полёт. До времени крылья пернатого юнца ещё не имеют законченной, совершенной формы, нет должной уверенности в движениях, умения управлять хвостом, правильно рассчитывать траекторию короткого перелёта на соседнее дерево... Однако суть схватывается весьма быстро! Неизбежные ошибки и неудачи дарят бесценный опыт, который претворяется в искусство летать — легко, непринуждённо и грациозно, — а значит, жить в воздушном пространстве! Пусть не всё получается сразу, зато сколько радости доставляют удачи, которые становятся залогом скорой победы».
Таковы и мы в юности, ещё неискушённые, подчас смешные, с наивной верой в собственные силы, однако с бодростью и оптимизмом выходящие на трудовое поприще. «Безумству храбрых поём мы песню...» Таким-то стрижом некогда влетел я в физико-математическую школу-интернат — на место своих первых педагогических трудов. В его стенах и поныне собираются старшеклассники со всей России, одарённые способностями к точным наукам и жаждущие продолжить образование в высших учебных заведениях столицы. Дети здесь и живут, и учатся, а потому, помимо университетских педагогов, нуждаются в воспитателях. Получив ставку словесника, я одновременно был направлен в один из девятых классов в качестве воспитателя. Моё сближение с молодёжью произошло очень быстро, тем паче что и сам я не претендовал в свои двадцать два года на статус маститого старца.
Отличие моих воспитанников от их сверстников состояло в заметном превосходстве их умственных способностей. При всех неотъемлемых от подросткового возраста качествах — шаловливости, смешливости, обидчивости — эти ребята уже умели думать. Физика с математикой были для них заветной областью знаний. Неудивительно, что многие серьезно размышляли над сложными мировоззренческими вопросами, бескомпромиссно рассуждая и споря о них не только в классах, но и в комнатах спального корпуса. В вечерние часы (а дежурство воспитателей было суточным) я проводил немало времени со своими подопечными у них «дома» — в беседах за чаепитием, покуда не наступал час отбоя. Только после того как спальный корпус затихал и засыпал, мы, воспитатели, могли оставить нашу «позицию». Будучи педагогом-христианином (разумеется, тайным), я видел, какой непочатый край просветительских трудов меня ожидал. Душа моя приходила в волнение от сознания, насколько восприимчивы к доброму слову чистые и доверчивые юные сердца.
Жизнь в интернате бурлила, особенно во второй половине дня, после занятий. Всегда голодные мальчишки ухитрялись добывать в столовой батоны белого хлеба, выедали из них мякиш и заливали в полость варенье из банок, которые держали под кроватями. Эти хлебные «вазы» с малиновым или вишнёвым вареньем были предметом общего восторженного внимания и иногда предлагались на пробу любимым воспитателям. Однажды на Пасху я украдкой принёс в интернат два кулича с намерением тайно разговеться вместе со своими воспитанниками. Осуществляя мой план, они заранее наполнили луковой шелухой электрический чайник и мастерски выкрасили в нём яйца, сварив их вкрутую. Пир удался на славу! Шёпотом обратившись к ребятам с пасхальным приветствием «Христос воскресе!», я перекрестил стол с праздничной снедью. Нас было человек пять-шесть заговорщиков, справлявших в советском образовательном учреждении Светлое Христово Воскресение.
Я нарезал кулич по-мужски, крупными кусками, и пригласил всех к импровизированной трапезе. В это самое время входная дверь приоткрылась, и в образовавшейся щели показалась голова одного малообщительного школьника, который на дух не переносил моих бесед на нравственные или духовные темы. Меня не раз предупреждали, что его отец работал в Комитете государственной безопасности. Прищурив глаза и оглядев всю компанию, мальчик спросил с ноткой подозрительности, совсем как герой известного советского кинофильма: «А чтои-то вы тут делаете?» «Разве не видишь, Пасху справляем! Не стесняйся, подходи, и для тебя местечко найдётся...» «Я атеист и поэтому куличей не ем, — мрачно ответил он, сглотнув слюну». «Так что же, ты только засахаренные пятиконечные звёзды, выходит, кушаешь? — с улыбкой парировал я его «исповедание веры». — Брось, не валяй дурака, вкусно же! — С этими словами я выдвинул для него из-под стола свободный стул. Ещё раз окинув нас голодным взглядом, он превозмог косность своих убеждений и молча занял предложенное место. Первый кусок кулича в его руке надолго не задержался».
Так постепенно передо мной раскрывалась удивительная картина людских судеб. Ученики, согретые родительской любовью, видевшие с детства вокруг себя добро, оказывались податливыми и охочими до слышания духовного слова. А те, кто столкнулся с превратностями жизни, с её изнанкой, с недоумением пожимали плечами или вступали в спор с молодым воспитателем, который был рад, «часов не наблюдая», целыми пригоршнями бросать семена «разумного, доброго, вечного» в борозды бессмертных человеческих душ.
*** По словам профессора Владимира Ивановича Аннушкина, «книги протоиерея Артемия Владимирова читаются запоем, обычно в один присест, от них не оторвёшься — как от лучших книг детства, словно вдохновение, «сияющее дуновенье Божественного ветерка», несёт ваш читательский кораблик по строкам и абзацам. Почему же так упоительно и увлекательно пишет автор? Это тайна, как тайна — всякое творчество...» И разгадывать эту тайну предстоит читателям, которые откроют для себя книги отца Артемия. Все они написаны, по словам самого автора, с полной искренностью, и конечно, принесут радость не только родителям, воспитателям, педагогам, но и всем, кому интересна жизнь в её бесконечном разнообразии.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Радоница. Поминовение усопших
Этот день в истории. 14 мая
День ангела. 14 мая
Церковный календарь 14 мая. Радоница. Поминовение усопших
Евангелие 14 мая. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!