У книжной полки. 6 декабря

6 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Собрание писем оптинского старца Амвросия.

 

В конце ноября (ст.ст) 1812 года, перед днем памяти святого благоверного князя Александра Невского или в сам это день (достоверно неизвестно) в бедной многодетной семье деревенского дьячка Михаила Гренкова родился сын, которого в крещение нарекли Александром. С самого раннего детства познал мальчик суровую нужду, которая сопровождала жизнь священнослужителей и церковнослужителей тех лет. Познал он и не любовь со стороны самых близких ему людей. Но житейские обстоятельства не ожесточили сердце Александра, наоборот, зародили в душе ребенка чувство сострадания и любви к несчастным людям. А впоследствии соделали его сопечальником всех печальных. Он стал старцем, имя которого узнала вся Россия – это прп. Амвросий Оптинcкий. И стали приходить к нему многие скорбящие люди, ищущие утешения. А кто не мог прийти, писали ему свои письма, а он всем старался ответить. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, выпущенную в свет Издательством Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, которая представляет собой «Собрание писем оптинского старца Амвросия». ***

По словам издателей, преподобный старец Амвросий Оптинский уже при жизни своей стяжал славу великого святого земли Русской. Это был строгий постник, неустанный молитвенник, испытавший много раз­ного рода скорбей, напастей и болезней, потерпевший и поношение, и клевету. Старец Амвросий был исполнен милосердия и сострада­тельности к ближним, о которых он плакал и болезновал душою. «Любить ближних так, чтобы желать им всякого счастия, благословляемого Богом, и стараться доставить им это счастие, - было жизнью и дыханием его». Так говорится в житии прп. Амвросия. Со всех концов России стекались богомольцы разных сословий помолиться вместе со Старцем, исповедоваться у него, получить его благословение, духовный совет и наставление.

Многодневные очереди выстраивались у дверей хибарки - безмолвной свидетель­ницы болезней и трудов Преподобного. И по кончине своей старец Амвросий не разлучился со всеми людьми, чтущими его память и прибегающими к его молитвенной помощи и предстательству пред Господом. Напитанный учением древних святых отцов, внимательный послушник преподобных старцев Оптинских Льва и Макария, святой Амвросий назидал современников и своей святой жизнью, и трудами на пользу душ вверенных ему Господом духовных чад и по­следователей, и своим пастырским словом. Кроме того, старец Амвросий продолжил дело оптинского книгоиздания, начатое его предшественником, преподобным старцем Макарием. Но если в первой половине XIX века в Оптиной Пустыни готовились к печати писания святых отцов на церковнославянском языке, то во второй половине того же столетия старец Амвросий счел необходи­мым делать переводы на русский язык.

При его непосредственном участии были переведены и изданы творения преподобных отцов Си­меона Нового Богослова, Феодора Студита, Петра Дамаскина, аввы Дорофея. Впервые по благословению преподобного Амвросия Оптиной Пустынью стали издаваться брошюрки и листки для раздачи бого­мольцам. Так были напечатаны отдельные творения святых отцов Марка Подвижника, Иоанна Дамаскина, Анастасия Синаита, Иоан­на Златоуста. Так же небольшими книжечками вышли в свет догматические труды митрополита Стефана (Яворского) и несколько со­чинений назидательного характера. Сам Старец высоко оценивал значение этих изданий: «Объем этих книжечек по-видимому очень малый, но содержание их велико, весьма велико. В них хотя кратко, но ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение приспособлять к образу своей жизни, чтобы получить ми­лость Божию и наследовать вечное блаженство».

Также преподобный Амвросий положил начало собиранию и изданию материалов для биографий Оптинских старцев Льва, Мои­сея, Антония и Макария, считая их богоугодную жизнь и писания поучительными для современников и потомков. «Оптинский старец Амвросий, по всеобщему и единодушно­му признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником», - писал о нем протоиерей Сергий Четвериков. Живое слово старца Амвросия, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам - мирянам и монашествующим. При жизни преподобного Макария Оптинского старец Амвросий был его письмоводителем. Примерно с 1848 года старец Макарий стал на­правлять и насельников монастыря, и паломников под духовное во­дительство иеромонаха Амвросия. С этих пор и началась переписка, не прекращавшаяся уже всю его жизнь.

Когда объем переписки чрезвычайно возрос, старец Амвросий стал писать общие поздравления к праздникам Рождества и Пас­хи, которые потом, многократно переписанные, рассылались его духовным чадам. Как правило, содержанием этих поздравлений было толкование какого-либо текста из службы праздника или сти­ха псалма. У общих поздравлений есть своя история: «В середине шестидесятых годов их еще не было. Но вот главный писарь о. Климент подал Старцу мысль, ради таких великих праздников, рассылать некоторым, особенно преданным ему, духовным дочерям в женских обителях самые краткие поздравления вроде визитных карточек. Писалось на маленьких клочках почтовой бумаги так: "Сестра о Господе, мать такая-то! Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова, или Воскресения Христова". Поздравление это заканчивалось собственноручною подписью Старца: "Иеромо­нах Амвросий".

Но такие кратчайшие поздравления скоро оказались Батюш­ке не по вкусу. К празднику Рождества Христова 1869 и к Пасхе 1870 года он уже сам продиктовал краткие общие поздравления с праздниками. Приближался затем опять праздник Рождества Христова. По установившемуся уже обычаю нужно было опять готовить общие поздравительные письма. Старец обратил теперь на это особенное внимание, сказав: "Уж если писать, так написать должно что-нибудь полезное и назидательное", и продиктовал первое глубоко назидательное общее поздравление, в котором, изъяснив таинство наступающего праздника, приглашал унылых и нечувственных, со смирением и зазрением себя, усердно и с благоговением внимать в сие время чтению и пению церковному и от них, как от источника жизни и бессмертия, почерпать уте­шение, вразумление и спасение милостью и человеколюбием Сына Божия. С этого времени уже до самой кончины своей готовил Старец замечательные по своему содержанию рождественские и пасхальные общие поздравления.

К слову сказать, у старца была удивительная память. В продолжение двадцати одно­го года он диктовал эти поздравления, и несмотря на то, что никогда не справлялся о содержании продиктованных в прежние годы писем, всегда говорил непременно о разных предметах. Помимо наставлений о том, как вести себя в различных част­ных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приоб­ретении страха Божия и христианских добродетелях терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве. Кроме писем к отдельным лицам, еще при жизни старца Макария отцом Амвросием были написаны три пространных письма-статьи: «Письмо, писанное от имени неизвестной монахини к ее дяде лютеранину», «Ответ благосклонным к латинской Церкви...» и «О церковном по­миновении христиан неправославных». Эти статьи вошли в настоящее издание.

Письма преподобного старца Амвросия Оптинского начали пу­бликоваться вскоре после его кончины в 1891 году. Для духовных чад Старца это было большим утешением и поддержкой после поне­сенной ими утраты. Начиная с 1892 года, письма печатались в жур­нале «Душеполезное чтение и по существовавшей тогда традиции, выходили отдельными оттисками. Тогда же, по мере поступления писем Старца от адресатов, Оптиной Пустынью стали издаваться небольшие сборники. На протяжении 1890-х годов их вышло более десяти. В 1906 году была предпринята первая публикация «Собра­ния писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам»; через два года, в 1908 году, вышло второе, дополненное издание. В 1908-1909 годах было издано в двух выпусках «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Ам­вросия к монашествующим». Интересно отметить, что предисловие к этому «Собранию...» написал протоиерей Сергий Четвериков, а те­матические названия писем составил послушник Николай (Беляев), ставший последним Оптинским старцем. Два этих «Собрания...» (1908-1909 годов) являются на сего­дняшний день наиболее полным сводом писем преподобного Амвро­сия Оптинского. Именно они и легли в основу настоящего издания.

 

*** Как отмечают издатели, в основе всех писем преподобного Амвросия лежит евангель­ское и святоотеческое учение и незыблемость церковных догма­тов. Как писал исследователь эпистолярного наследия Преподоб­ного архимандрит Иоанн (Маслов): «Письма старца Амвросия раскрывают полную и ясную картину внутренней духовной жиз­ни человека, указывают высшую цель его стремлений и способы, как достигнуть этой цели, состоящей в утверждении в своей душе Царства Божия». Будучи глубоким знатоком духовной жизни, пройдя ее собственным опытом, старец Амвросий знал - кому, когда и что написать для пользы души. Слова, написанные им когда-то применительно к изданию писем старца Макария, теперь могут быть повторены, по мнению издателей, и о самом прп. Амвросии: «Пользовал он многих при жизни своей, а теперь будет пользовать непрестанно, кажется, и множайших, письменными своими наставлениями».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы