Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В конце ноября (ст.ст) 1812 года, перед днем памяти святого благоверного князя Александра Невского или в сам это день (достоверно неизвестно) в бедной многодетной семье деревенского дьячка Михаила Гренкова родился сын, которого в крещение нарекли Александром. С самого раннего детства познал мальчик суровую нужду, которая сопровождала жизнь священнослужителей и церковнослужителей тех лет. Познал он и не любовь со стороны самых близких ему людей. Но житейские обстоятельства не ожесточили сердце Александра, наоборот, зародили в душе ребенка чувство сострадания и любви к несчастным людям. А впоследствии соделали его сопечальником всех печальных. Он стал старцем, имя которого узнала вся Россия – это прп. Амвросий Оптинcкий. И стали приходить к нему многие скорбящие люди, ищущие утешения. А кто не мог прийти, писали ему свои письма, а он всем старался ответить. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, выпущенную в свет Издательством Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, которая представляет собой «Собрание писем оптинского старца Амвросия». ***
По словам издателей, преподобный старец Амвросий Оптинский уже при жизни своей стяжал славу великого святого земли Русской. Это был строгий постник, неустанный молитвенник, испытавший много разного рода скорбей, напастей и болезней, потерпевший и поношение, и клевету. Старец Амвросий был исполнен милосердия и сострадательности к ближним, о которых он плакал и болезновал душою. «Любить ближних так, чтобы желать им всякого счастия, благословляемого Богом, и стараться доставить им это счастие, - было жизнью и дыханием его». Так говорится в житии прп. Амвросия. Со всех концов России стекались богомольцы разных сословий помолиться вместе со Старцем, исповедоваться у него, получить его благословение, духовный совет и наставление.
Многодневные очереди выстраивались у дверей хибарки - безмолвной свидетельницы болезней и трудов Преподобного. И по кончине своей старец Амвросий не разлучился со всеми людьми, чтущими его память и прибегающими к его молитвенной помощи и предстательству пред Господом. Напитанный учением древних святых отцов, внимательный послушник преподобных старцев Оптинских Льва и Макария, святой Амвросий назидал современников и своей святой жизнью, и трудами на пользу душ вверенных ему Господом духовных чад и последователей, и своим пастырским словом. Кроме того, старец Амвросий продолжил дело оптинского книгоиздания, начатое его предшественником, преподобным старцем Макарием. Но если в первой половине XIX века в Оптиной Пустыни готовились к печати писания святых отцов на церковнославянском языке, то во второй половине того же столетия старец Амвросий счел необходимым делать переводы на русский язык.
При его непосредственном участии были переведены и изданы творения преподобных отцов Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Петра Дамаскина, аввы Дорофея. Впервые по благословению преподобного Амвросия Оптиной Пустынью стали издаваться брошюрки и листки для раздачи богомольцам. Так были напечатаны отдельные творения святых отцов Марка Подвижника, Иоанна Дамаскина, Анастасия Синаита, Иоанна Златоуста. Так же небольшими книжечками вышли в свет догматические труды митрополита Стефана (Яворского) и несколько сочинений назидательного характера. Сам Старец высоко оценивал значение этих изданий: «Объем этих книжечек по-видимому очень малый, но содержание их велико, весьма велико. В них хотя кратко, но ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение приспособлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию и наследовать вечное блаженство».
Также преподобный Амвросий положил начало собиранию и изданию материалов для биографий Оптинских старцев Льва, Моисея, Антония и Макария, считая их богоугодную жизнь и писания поучительными для современников и потомков. «Оптинский старец Амвросий, по всеобщему и единодушному признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником», - писал о нем протоиерей Сергий Четвериков. Живое слово старца Амвросия, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам - мирянам и монашествующим. При жизни преподобного Макария Оптинского старец Амвросий был его письмоводителем. Примерно с 1848 года старец Макарий стал направлять и насельников монастыря, и паломников под духовное водительство иеромонаха Амвросия. С этих пор и началась переписка, не прекращавшаяся уже всю его жизнь.
Когда объем переписки чрезвычайно возрос, старец Амвросий стал писать общие поздравления к праздникам Рождества и Пасхи, которые потом, многократно переписанные, рассылались его духовным чадам. Как правило, содержанием этих поздравлений было толкование какого-либо текста из службы праздника или стиха псалма. У общих поздравлений есть своя история: «В середине шестидесятых годов их еще не было. Но вот главный писарь о. Климент подал Старцу мысль, ради таких великих праздников, рассылать некоторым, особенно преданным ему, духовным дочерям в женских обителях самые краткие поздравления вроде визитных карточек. Писалось на маленьких клочках почтовой бумаги так: "Сестра о Господе, мать такая-то! Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова, или Воскресения Христова". Поздравление это заканчивалось собственноручною подписью Старца: "Иеромонах Амвросий".
Но такие кратчайшие поздравления скоро оказались Батюшке не по вкусу. К празднику Рождества Христова 1869 и к Пасхе 1870 года он уже сам продиктовал краткие общие поздравления с праздниками. Приближался затем опять праздник Рождества Христова. По установившемуся уже обычаю нужно было опять готовить общие поздравительные письма. Старец обратил теперь на это особенное внимание, сказав: "Уж если писать, так написать должно что-нибудь полезное и назидательное", и продиктовал первое глубоко назидательное общее поздравление, в котором, изъяснив таинство наступающего праздника, приглашал унылых и нечувственных, со смирением и зазрением себя, усердно и с благоговением внимать в сие время чтению и пению церковному и от них, как от источника жизни и бессмертия, почерпать утешение, вразумление и спасение милостью и человеколюбием Сына Божия. С этого времени уже до самой кончины своей готовил Старец замечательные по своему содержанию рождественские и пасхальные общие поздравления.
К слову сказать, у старца была удивительная память. В продолжение двадцати одного года он диктовал эти поздравления, и несмотря на то, что никогда не справлялся о содержании продиктованных в прежние годы писем, всегда говорил непременно о разных предметах. Помимо наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелях терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве. Кроме писем к отдельным лицам, еще при жизни старца Макария отцом Амвросием были написаны три пространных письма-статьи: «Письмо, писанное от имени неизвестной монахини к ее дяде лютеранину», «Ответ благосклонным к латинской Церкви...» и «О церковном поминовении христиан неправославных». Эти статьи вошли в настоящее издание.
Письма преподобного старца Амвросия Оптинского начали публиковаться вскоре после его кончины в 1891 году. Для духовных чад Старца это было большим утешением и поддержкой после понесенной ими утраты. Начиная с 1892 года, письма печатались в журнале «Душеполезное чтение и по существовавшей тогда традиции, выходили отдельными оттисками. Тогда же, по мере поступления писем Старца от адресатов, Оптиной Пустынью стали издаваться небольшие сборники. На протяжении 1890-х годов их вышло более десяти. В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам»; через два года, в 1908 году, вышло второе, дополненное издание. В 1908-1909 годах было издано в двух выпусках «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим». Интересно отметить, что предисловие к этому «Собранию...» написал протоиерей Сергий Четвериков, а тематические названия писем составил послушник Николай (Беляев), ставший последним Оптинским старцем. Два этих «Собрания...» (1908-1909 годов) являются на сегодняшний день наиболее полным сводом писем преподобного Амвросия Оптинского. Именно они и легли в основу настоящего издания.
*** Как отмечают издатели, в основе всех писем преподобного Амвросия лежит евангельское и святоотеческое учение и незыблемость церковных догматов. Как писал исследователь эпистолярного наследия Преподобного архимандрит Иоанн (Маслов): «Письма старца Амвросия раскрывают полную и ясную картину внутренней духовной жизни человека, указывают высшую цель его стремлений и способы, как достигнуть этой цели, состоящей в утверждении в своей душе Царства Божия». Будучи глубоким знатоком духовной жизни, пройдя ее собственным опытом, старец Амвросий знал - кому, когда и что написать для пользы души. Слова, написанные им когда-то применительно к изданию писем старца Макария, теперь могут быть повторены, по мнению издателей, и о самом прп. Амвросии: «Пользовал он многих при жизни своей, а теперь будет пользовать непрестанно, кажется, и множайших, письменными своими наставлениями».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!